Урок на тему "Чувство родины неизбежно связано с пейзажем (М.Волошин)"

Разделы: Литература


Целевые установки на достижение результата:

  • Личностные: развивать уважительное отношение к русской литературе, родной культуре;
  • Регулятивные: развивать навык смыслового чтения, развивать умение управлять своим временем, планировать пути достижения целей;
  • Коммуникативные: развивать умение строить устное высказывание, рассуждать, адекватно использовать речь для решения коммуникативных задач;
  • Познавательные: развивать умение наблюдать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать;
  • Предметные: обзорно познакомить с очерком жизни М. Волошина, с циклом стихотворений “Киммерийские сумерки”, рассмотреть акварели М. Волошина; на основе увиденного и услышанного создать абстрактный портрет Поэта, Художника, Человека;
    • уметь определять художественно-изобразительные средства, делать выводы; уметь анализировать лирическое произведение; развитие монологической речи учащихся; содействовать эстетическому воспитанию.

Оборудование:

  • портрет М.Волошина,
  • сборник стихотворений поэта репродукции акварелей М.Волошина “Облако в лазури”, “Лягушечья бухта”, “Вечернее облако”;
  • репродукции К.Моне “Стог сена в Живерне”, “Скалы в Бель-Иль”, “Руанский собор вечером”,
  • А.Рублева “Троица”;
  • альбомы, краски.

Словарь трудных слов (стенд): поселок Коктебель (Феодосия); цикл “Киммерийские сумерки”; импрессионизм; живописец Клод Моне.

Лексическая работа (индивидуальные карточки).

Нимбы (от лат. облако) - стилизованное изображение сияния вокруг головы (символ святости и божественности), характерное для христианского, буддийского искусства.

Фимиам (греч.) - благовонное вещество, сжигаемое при богослужениях.

Мираж (фр.) - появление в атмосфере одного или нескольких мнимых изображений отделенных объектов (зданий, деревьев и т.д.).

Цикады - насекомые.

Свитка - длинная распашная одежда у украинцев, русских, белорусов из домотканого сукна естественного цвета или красного.

Порфира - пурпурная мантия монарха (пурпурный (красновато-фиолетовый цвет).

Ход урока

I. Подготовка к восприятию темы урока.

Учитель читает наизусть стихотворение М.Волошина “К Вам душа так радостна влекома””.

Венера - планета, богиня любви и красоты в римской мифологии.

К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц “Вечернего альбома”!
Почему “альбом”, а “не тетрадь”?
Ваша книга странно взволновала -
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
Но куда возврата не дано.
Кто Вам дал такую ясность красок?
Кто Вам дал такую точность слов?
Смелость все сказать: от детских ласок
До весенних новолунных снов?
Ваша книга - это весть “оттуда”,
Утренняя благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать: “Чудо - есть!”
Максимилиан Волошин.

- Это стихотворение М. Волошин посвятил М. Цветаевой. Он написал первую ободряющую статью о молодой Марине Цветаевой, стал ее большим другом. Он назвал Цветаеву “чудом”, а мне хотелось бы, чтобы вы в конце урока могли воскликнуть, думая о Волошине: “Чудо - есть!”

-Нам предстоит обзорно познакомится с очерком жизни поэта и циклом стихотворений “Киммерийские сумерки”, рассмотреть акварели Волошина, а в конце урока вы должны выполнить творческое задание: создать портрет замечательного Поэта, Художника, Человека. Конечно, “портрет” будет отчасти условным, абстрактным, но в нем может быть узнаваема палитра любимых цветов поэта, очертания растений, камней, символы музыкальных ритмов. При выполнении творческого задания вам поможет таблица, которую мы будем заполнять.

Цвета Звуки Запахи Ландшафт Названия растений Форма камней

II. Раскрытие темы урока.

Слово учителя.

- Обратите внимание на портрет писателя. Непослушные, буйные волосы. Умный, целеустремленный взгляд.Тонко очерченные губы, плотно сжатые, но готовые к улыбке. Короткая борода. Запоминающая внешность. Но не только запоминающая внешность, но и судьба поэта.

1. - Что известно о жизни Максимилиана Волошина?

Слово учащимся - биографам.

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 16 мая 1877 года в семье юриста.

Воспоминание Волошина. “Мое родное имя Кириенко-Волошин, и идет оно из Запорожья. В XVI веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого с живого была содрана кожа поляками за политические песни, а А.С. Пушкина в цыганский табор водил Кириенко-Волошин. Я бы ничего не имел против того, чтобы они были моими предками.

На своей родине я никогда не жил. Ранее детство прошло в Таганроге и Севастополе. С 4х лет до 16-ти - Москва”.

В 1897 году Волошин поступает на юридический факультет Московского университете, в 1899г. принимает участие в “студенческих беспорядках”, его исключают из университета и высылают из Москвы, в августе этого года он впервые едет за границу, направляется в Европу. В Париже слушает лекции в Сорбонне, много занимается самообразование в Национальной библиотеке, в 1901-1902 годы путешествует по Испании, Италии. Знакомится с К. Бальмонтом, который вводит его в литературно-художественную среду.

В Париже Волошин записывается в Луврскую школу музееведения. Однако лекции его не устраивали, так как он интересовался современными течениями в живописи. У него был один выход: чтобы подготовить себя к поприщу художественного критика, надо самому стать художником. И Волошин стал им. Какие течения в искусстве интересовали Волошина? Вот что он сам писал об этом: “Еще в 90-е годы во Франции нашлись люди, которые утверждали, что деревья следует писать не поршневой, а зеленой краской, что нужно писать предмет не в искусственном освещении темной мастерской, а на вольном воздухе, что воздух - это та прозрачная среда, которая дает предметам их окраску, что следует писать предметы не такими, какие они есть, но такими, какими они представляются”.

Я изображаю не явления мира, а сове впечатление, получаемое от них”.

Волошин “открывает” в Париже импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода Моне и стихов Поля Верлена.

Клод Моне (1840-1926) - французский живописец. Тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи, стремился запечатлеть мимолетные состояния свето-воздушной среды в разное время дня.

Клод Моне.

Полотно “Стог сена в Живерни” является настоящим гимном солнцу. Картина переносит нас на зеленый луг со стогом сена, окрашенным в розовато-лиловые тона, со стройными тополями на втором плане. Свежая зелень на фоне яркого голубого неба звучит радостным звучным аккордом. Все в этой картине -сам мотив солнечного летнего пейзажа, светлая палитра, легкий быстрый мазок, принцип письма чистыми цветами, не смешанными на палитре, - говорит о верности Моне импрессионизму.

Полотно “Скалы в Бель - Иль”.

Ощущение мощи морской стихии.

Несколько прибрежных скал причудливой формы. Упругие мазки порывисто и энергично передают воду, бьющуюся о скалы, искрящиеся брызги на поверхности. Кипение зеленоватых, синих, фиолетовых оттенков, контрастирующих, контрастирующих с белой пеной, успокаивается в глубине, где лиловая вода почти сливается с узкой полосой близкого по тону неба.

“Руанский собор вечером”.

Фасад собора в Руане, как и большинство других средневековых церквей, скрывал за собой мистическое зрелище оживавших от солнечного света ярких цветных витражей. Освещение внутри соборов менялось в зависимости от того, с какой стороны светило солнце. Пучки солнечных лучей, проникавшие сквозь интенсивный синий, красный цвет стекла, окрашивались и лежали цветными бликами на полу.

Серия “Собор” Моне - вершина художника 90х годов и всего позднего импрессионизма.

Необычная красота цвета, гармония красок, плотная живописная фактура, придающая полотну ощущение драгоценной сверкающей ткани.

Записать в тетрадь:

Импрессионизм (от фр. - впечатление), направление в искусстве последней трети 19 - нач. 20 вв., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Французский живописец Клод Моне (1840-1926).

- Волошин - редкий мастер лирического пейзажа . Он очень тщательно работал над стихом, ювелирно оттачивая его формы, старательно подбирал слова, передающие оттенки красок, запахи, звуки. Поэт всегда ощущал себя частью природы. Давайте попробуем услышать, увидеть киммерийскую природу. В ней поэт увидел сходство с лучшим ее творением - человеком.

2. Записать: цикл “Киммерийские сумерки”.

Чтение наизусть “Старинным золотом и желчью напитал”.

Анализ: лирического произведения

1. На сколько частей можно поделить стихотворение?

2. О чем это стихотворение?

3. Что можно услышать в тишине, увидеть?

Это стихотворение - акварель в стихах. Краски.

Почувствовать красоту приближающейся ночи помогают изобразительно-выразительные средства.

Назовите: эпитеты (“Клоки косматых трав”, “Голые скалы”, метафоры: “Старинным золотом и желчью”, “Скалы хмуры”, “согнутый хребет”, усталый океан), олицетворение, сравнения.

2) Еще одни сумерки. “Здесь был священный лес”. (Заполнить таблицу по ходу чтения, без цвета).

Определим рифму?

Какие слова звучат торжественнее? Найдите слова “высокого”, “книжного стиля” (священный, божественный, крылатый, безлесны, венец, вещих дух, звонки, вздымая лики, отвергнутых, неотвратимо...).

(Передать свои ощущения от увиденного).

3. Сопоставительный анализ поэтических текстов.

3) Сопоставим “два стихотворения под одним названием “Полдень”.

Заполнить таблицу (цвет...).

Какие картины возникли у вас в воображении при чтении стихотворения? (Степь ..., горы ...).

I. южная, раскаленная зноем степь; П. очертания горных вершин. Время замирает, образ прекращает развиваться, мы видим последний миг “огромный взгляд растоптанного Лики” Земли - это остановленное мгновение Вечности.

“Полдень”.

Уловите “аромат” этого стихотворения? В чем он? Образ растворяется наплывающим пространством, отделяется, колеблется - это уже мираж, рожденный отражениями прошлых времен.

II часть “Голос земли”.

Что содержат в себе слова “тайны”, “вечность”, “могилы”? (Мистическое, потустороннее).

Найдите слова, в которых есть древнеславянские звуковые сочетания -ра-; -ре-, -ро (древних, праха, трепеща, трава, расплавленных, возросли, море...) тревожат воображение, будят фантазию.

Время не остановлено, “мерно плывут на землей” “расплавленные дни”, тянется “по красным холмам” душный шлейф Бесконечности.

Вывод: поэтические пейзажи Волошина - не только изображают животные уголки природы, они говорящие: мы слышим голос Земли, Истории, трав и камней, как будто сама природа рассказывает нам о том, что навеки запечатлелось в ее памяти.

Послушаем еще несколько стихотворений.

“Сквозь облако тяжелые свитки”
“Опять бреду я босоногий”.
“Заката алого заржавели лучи”.

(Самостоятельно заполнить таблицу).

Учитель. В 1913 году М. Волошин пристраивает к дому мастерскую, а сверху дом завершает квадратная “вышка”. Этот дом стал местом рождения Волошина-художника.

(Звучит стихотворение “Дверь отперта” (отрывок).

Кто Волошин - поэт или художник?

Как произошло, что в одном человеке не только соседствовали, но и
взаимно дополняли, питали друг друга эти два дара?

4) Выступает искусствовед” № 1.

“Искусствоведы”.

Волошин начал рисовать карандашом с 1901 г. Акварелью начинает работать в 1914 году. Именно с этого времени он начинает свою тему в живописи - тему киммерийского пейзажа. Море, скалы, деревья, облака ... Деревья то сбегаются в кудрявые рощицы, что четкими силуэтами замирают на фоне морских заливов. Волны бесшумно ластятся к песчаным берегам. И лишь одно остается в этих акварелях неизменным: прозрачность красок и безукоризненно чистый рисунок.

(Рассмотреть акварели “Облако в лазури”, “Лягушечья бухта”.

- Что поражает? Простота, богатство цвета, чистая композиция?

В очерке “О самом себе” М. Волошин напишет: “Пейзажист должен изображать землю такой, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно лежать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере”.

Этюды, сделанные во время длительных прогулок по окрестностям Коктебеля, М. Волошин шутливо называл своим “уловом”. Он создавал по нескольку акварелей каждое утро. За любовь и верность Киммерии природа наградила его изумительным подарком: на уходящей в море горе Кок-Кая “судьбой и ветрами” иссечен профиль человека, удивительно напоминающий Волошина. Об этом и сам поэт упоминает в стихотворении “Коктебель”.

Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в строфах его прилива
И на скале, замкнувшей зыбь залива
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

Записать. Художник, Поэт М. Волошин говорил: “Пейзаж - это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе подымается та тоска, та жалость и нежность, та надрывающая и безысходная любовь, с которой связано обычно чувство родины. Чувство родины неизбежно связано с пейзажем”.

- Волошин никогда не писал с натуры - все больше по памяти. Дело в том, что он писал не саму природу, а ее лик, идею, которую она несет в себе.
Как вы думаете, почему
- В изобразительном искусстве встречали вы подобное явление? В древнерусской иконописи лики святых воплощают идею, а не точное изображение облика. Вспомните “Троицу” Андрея Рублева.

Идея мира, согласия, покорности, чистоты воплощены в обликах ангелов.

Теперь посмотрите на “Вечернее облако”. Изможденная, испепеленная солнцем, раскаленная земля.
Какая земля?
Что изображено на небе. Робкое облачко.
Определите идею акварели. Что хотел сказать нам художник? С облаком связана надежда матери - земли на утоление жажды, на благодать, на жизнь.
“Вечернее облако”, как и многие другие акварели Волошина, - остановленное мгновение вечности.

5. - Рассказ экскурсовода” №2.

В январе-апреле 1917 года М. Волошин проводит в Москве и выставляет свои работы на выставке общества “Мир искусства”, выступает с проектом Всероссийского союза художников”.

В методике творчества М. Волошин следовал классической японской школе, которую изучал еще в Париже. Умение японских мастеров работать лаконично, просто говорить о сложных вещах импонировало Волошину.

В 1925 году в статье “Культура, искусство, памятники Крыма” М. Волошин напишет: “Отношение русских художников к Крыму было отношением туристов, просматривающих прославленные своей живописностью места. Этот тон был дан Пушкин, и после него, в течение целого столетия, поэты и живописцы видели в Крыму только: “Волшебный край - очей отрада”. И ничего более. Таковы все русские стихи и картины, написанные за XIX век. Все они славят красоту южного берега, и восклицательных знаков в стихах так же много, как и в картинах - тощих кипарисов. Исключение составляет одна область Крыма - Киммерия”

6. - Последние годы жизни М. Волошина в эпоху гражданской войны, смены правительств, длившейся в Крыму три с лишним года, запомнили, как ему чужды были метания. В эти годы Волошин борется против “бессмысленного уничтожения” художественных ценностей, мужественно встает на защиту людей, памятников, книг. В 1918 году он предотвращает разгром имения Э. Юнге, где хранилось множество произведений искусства, редкая библиотека.

С 1923 года Дом поэта оживает, снова звучит смех, шутки, читаются стихи, доклады, отправляются в горы многолюдные экскурсии, как и прежде, во главе с Волошиным - властителем Киммерии. Он создал свой Дом как -художественную колонию для поэтов, ученых, художников”.

Умер Максимилиан Волошин 11 августа 1932 года. С конца 20х по начало 60х годов имя Волошина находилось под фактическим запретом. Стихи не публиковались, о статьях даже не упоминалось, живопись томилась в запасниках

Итак, краткое знакомство с творчеством яркого, удивительного поэта и художника состоялось. Теперь вам предлагается выполнить групповое творческое задание: создать портрет М. Волошина, состоящий из красок, трав, музыки, камней.

Тональность творчества должна быть почувствована учащимися.

7. Создание творческого портрета. Проверка.

  • Звуки (орган, скрипка, арфа, аккордеон - многоголосие, способные передать многогранность творчества поэта, вздохи моря, гул столетий, мелодичность стихов ...).
  • Цвет (различные оттенки, красноватых, коричневатых тонов, голубой, синий, зеленый, лиловый (сиреневый).
  • Трава (полынь, чабрец (чабром), молочай, лаванда, ковыль).
  • Ландшафт (холмы, горы, скалы, море, равнина).
  • Камешки (желтоватые, белые, кремовые.

III. Подведение итогов урока.

Заключительное слово.

М. Волошин - поэт, переводчик, литературный и художественный критик (автор, более 250 статей, художник, мемуарист, ученый, знаток религии (в частности буддизма), философ, краевед, историк, путешественник, ходивший с караванами по пустыне.

В родной киммерийской земле, на вершине Холма Кучук-Янычар, омываемого волнами Черного моря, покоится прах “великого, мудрого и доброго человека”.

“Все, без различия партий, которых он не различал, преклонимся перед тем очагом Добра, который есть его далекая горная могила, а затем, сведя затылок с лопатками, нахмурившись и все же улыбнувшись, взглянем на его любимое полдневное солнце - и вспомним его”. (М.Цветаева “Живое о живом”).

IV. Домашнее задание: письменный анализ стихотворения М.Волошина по выбору учащегося.