Клубная работа с родителями детей старшей логопедической группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи, стоящие перед современным образованием, не могут быть решены в условиях традиционно сложившейся системы работы образовательных учреждений. Они требуют привлечения дополнительных ресурсов, к которым, в частности, относится сотрудничество с семьями детей. Такая работа способствует согласованию усилий детского сада и семьи по созданию условий для оптимального развития ребенка. Учитывая это, педагоги дошкольного образовательного учреждения содействуют повышению компетентности родителей, их психологопедагогической культуры. Родители готовы к сотрудничеству, многие активно стремятся к психолого-педагогическому образованию, ждут квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, развития и коррекционного обучения детей. Получить такую помощь они могут в рамках системной консультативной работы, семинаров-практикумов, в т.ч. и организованной в виде клуба “Занимательные звуки”.

“Заседания” нашего клуба для детей – праздник, для логопеда – отчет о проделанной работе за относительно короткий отрезок времени, для родителей – открытие: открытие способностей и возможностей своих детей, какие в повседневной суете они попросту не замечали. Такие “заседания” мы проводим три раза в учебном году: 1-е в конце октября, 2-е в начале февраля и 3-е в апреле.

Что даёт такая работа? Прежде всего формируется педагогическая компетентность родителей, повышается уровень их заинтересованности в коррекционно-образовательном процессе, и что самое главное для меня, как для логопеда, – появляется более серьёзное отношение к выполнению домашних заданий, что, в свою очередь, в значительной степени повышает качество коррекционной работы.

Данная форма работы способствует сближению родителей с детьми, раскрывает перед родителями детские способности, возможности, укрепляет в родителях веру в своих детей и их взаимопонимание. А кроме этого заметно возрастает степень удовлетворённости родителей работой педагогов ДОУ.

Заседание речевого клуба “Занимательные звуки”(в старшей логопедической группе)

Тема: “Гласные звуки”

В зал под музыку входят дети, садятся на свои места.

Логопед: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости. Сегодня мы с вами собрались на первое в этом учебном году, заседание клуба “Занимательные звуки”.О работе нашего клуба я вам рассказывала, поэтому сразу перейдём к делу. Для ведения собрания мне понадобятся помощники. А помогать мне будет тот, кто подберёт больше определений к слову ЛЕС. Итак, лес бывает КАКОЙ? (дремучий, лиственный, сосновый, сказочный, богатый, щедрый, добрый, молчаливый, задумчивый, таинственный, тёмный, волшебный, зимний, сонный, осенний, тихий, большой и т.д)

Выбирается помощник, набравший больше всех очков (повязать пояс отличия).

Логопед: - Заседание клуба объявляю открытым. На наше заседание я пригласила три звука. Встречайте их!

- Ребята, я не буду их вам представлять, попробуйте сами догадаться, что это за звуки по их артикуляции. Это какой звук?

I звук (У). Складывает губы трубой.

Дети пропевают звук уууууу.

Логопед: - Верно, а как вы догадались?

Дети: - Он сложил губы трубочкой. (Помощник надевает на “звук” отличительный знак-эмблему).

II звук (А) – артикуляция звука. Дети пропевают его песенку аааааа!

Логопед: - Как вы догадались, что это звук “а”?

Дети: Он широко раскрыл рот и звук выходил свободно (повесить эмблему).

Логопед: - И нам осталось назвать третий звук (по артикуляции дети называют звук И)

- Почему И? – губы растянуты, они улыбаются (эмблема).

Логопед: - Молодцы, ребята. Но скажите мне, почему звуки разные, а отличительные знаки у них у всех красные. Что объединяет их?

- Все эти звуки гласные.

Логопед: - А как вы смогли это определить?

- Голосок свободно поёт.

- Во рту нет никакой преграды.

Голосок можно потянуть за ниточку и ниточка не оборвётся.

I звук – Мы принесли вам свой плакат

II звук – Посмотрите, как мы живём.

Логопед: - Спасибо и за плакат, и за то что пришли к нам. Проходите, занимайте места, а мы сейчас посмотрим ваш плакат ( вывешиваем). Ребята, посмотрите, какой замечательный дом, а в доме этом – наши знакомые звуки. Давайте рассмотрим повнимательнее: как вы думаете, что здесь делают звуки?

- Поют свои песенки.

Логопед: - Я предлагаю вам спеть вместе с ними.

- Какая песенка слышна из этого окна? Ииииии!

- А из этого? ААааааа

- Что мы слышим с балкона? Ууии.

- Сколько на балконе звуков? А почему у тебя две песенки слились в одну?

- Два звука (У, И) стоят рядом и их песенки сливаются.

Логопед: - А вот на этом балконе тоже стоят два звука. Спой, Таня, их песенку!

- Ииии, Аааа.

Логопед: - Как ты спела песенку двух звуков?

- с паузой.

Логопед: - Почему?

- Они стоят не рядом. Их песенки не сливаются, а звучат отдельно.

Логопед: - Какая песенка слышна из этого окна? Уууу.

- А вот здесь, посмотрите, три звука. Как же будут звучать их песенки: слитно или раздельно? – слитно.

- Почему? – Они держатся за руки.

- Спой их песенку. – ааииуу. Спасибо вам звуки за этот замечательный плакат. А мы своё сегодняшнее заседание в клубе посвятим вам, гласным звукам У, А, И.

- Ребята, кто хочет почитать стихи для звука У.

1-й ребенок

Шла Ульяна с огорда
Под горой нашла удода
А удод ей: “Ду-ду-ду,
Жить у вас я не бу-ду,
К старой бабке убегу
Даст мне бабка творогу!”

2-й ребёнок

У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки
Филин: “Ух!”, филин “Ух”
У старушек замер дух: Жутко!

Логопед: Ух, как жутко! А чтобы развеять страх, мы с вами споём весёлую песенку про эти самые грузди, волнушки и другие грибы.

Дети поют песню “Про грибы”

Логопед: А ваши родители хорошо знакомы со звуком “У”? Вот мы сейчас и посмотрим, кто из них больше назовёт слов, начинающихся со звука “У”.

(урок, укол, удав, утюг, улица, уши, уголь, унты, улан, удочка... Самые активные родители получают по фишке)

- Я думаю, звуку “У” приятно было видеть, как хорошо его здесь знают. Но не будем забывать и о других звуках.

- Кто хочет почитать стихи для звука И?

1-й ребёнок

Индюк из города идёт,
Игрушку новую несёт
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.

2-й ребёнок

Играл воздушный шар с иглой
И вот лежит он чуть живой
Игрушки, всем вам ясно:
Играть с иглой опасно!

Логопед: А теперь, ребята, вы будете называть слова, каждое начинается со звука И.

Дети называют слова: ирис, иголка, индюк, ива, изюм, инжир, искры, ишак, игра, иволга, игрушки, иней...

Логопед: Среди названных слов, прозвучало слово игра. И следующий мой вопрос к родителям: назовите, какие детские игры вы знаете. Во что играют ваши дети?

Родители называют детские игры, самые активные получают фишки.

Логопед: А я предлагаю всем вам поиграть в музыкальную игру “Плетень”.

Дети играют в музыкальную игру “Плетень”.

Логопед: У нас ведь ещё есть звук “А”. Я не ошибусь, если скажу, что звук “А” чаще всего звучит в нашей речи; редкое слово обходится без него. А сколько имён начинается с этого звука! Наши папы и мамы сейчас нам их назовут.

Родители называют имена: Анна, Аркадий, Анастасия, Антон, Алла, Андрей, Аглая, Артём, Ангелина, Алексей, Агафья, Александр, Ариадна...

- А дети продолжают называть слова, которые начинаются со звука “А”.

Логопед: А теперь давайте почитаем стихи для нашего гостя.

1-й ребёнок

Астра, азбука, айва
Начинаются на А
И кончается на А
Астра, азбука, айва.

2-й ребёнок

А вот фруктовый магазин
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин
Арбуз и ананас
Вот абрикос, а вот айва ...
Какие вкусные слова
И все они как раз на А.

Логопед: Замечательные стихи, я думаю они понравились звуку А. А теперь вспомним домашнее задание. Если вы внимательно читаете наш групповой журнал, то помните, что во втором номере был вопрос из клуба “Занимательная азбука”: придумать слова, в которых были бы все три гласных звука: А, У, И. Кто справился с заданием?

Родители называют слова: бусинка, курица, мишура, пучина, трусиха, фигура, лучина, мужчина, кручина, клубника, баунти... (назвавшие по 5 и более слов получают фишки)

Логопед: Какое сладкое слово назвали – баунти! Ребята, я что-то забыла, внутри баунти какая начинка? – из кокоса!

- А где растут кокосы? – на юге. Я приглашаю всех вас на сказочный остров “Чунга-Чанго”, где растут не только кокосы, но и замечательные фрукты и где, как утверждают знатоки, нас с вами ждёт “Райское наслаждение”

Дети танцуют танец “Чунга-Чанга”

Папуасы с острова угощают вас всех конфетами – баунти.

Логопед: Заседание нашего клуба подходит к концу и пора подводить итоги.

Все. Вы очень старались, заработали немало фишек. А теперь родители вместе с детьми посчитают общее количество очков. Подводится итог, выбираются три родителя с наибольшим количеством фишек.

Логопед: Поздравляю Вас, вы сегодня были особенно активны и с помощью Ваших детей смогли набрать наибольшее количество очков. Поэтому мы принимаем Вас в почётные члены нашего клуба. А звуки подарят Вам свои отличительные знаки.

Поприветствуем новых членов клуба! (АПЛОДИСМЕНТЫ)

На этом заседание клуба объявляю закрытым.

Литература.

  1. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
  2. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных игр и упражнений для развития речи детей. - М.: Аквариум, 1995
  3. Максаков А.И., Тумакова Г.Т. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Швайко Г.С Игры игровые упражнения для развития речи. – М.: Просвещение, 1988.