Система жизненных ценностей, или Вера в прекрасное и мечта о счастье

Разделы: Математика


  • Алгебра 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2013.
  • Глава. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
  • Тема: Решение систем двух линейных уравнений разными способами.
  • Урок повторения и закрепления изученного материала.

В классе 25 учеников. Внимание учеников находится на среднем уровне, легко отвлекаются от темы урока. Память преобладает зрительная, поэтому яркими образами легче привлечь внимание учеников. Мышление понятийное на достаточно высоком уровне у трети класса, остальные ученики на среднем и низком уровне. Развитие интеллекта достаточно высокое, но работать с текстом даже сильные ученики не могут в полном объеме: невнимательно читают задание, не все данные выделяют из текста задач. Познавательная мотивация и работоспособность у класса достаточно высокая. Иногда возникает тревожность, которая уходит после дополнительных консультаций и занятий.

На уроках алгебры используется программа учебного предмета “Алгебра” 7-9 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования по алгебре и авторской программы А. Г. Мордкович “Алгебра”, 7-9 класс, – М.: Просвещение, 2014.

Учебно-методический комплект:

  • Учебник: “Алгебра” 7 класса (в 2-х частях), А.Г. Мордкович, издательство: Москва “Мнемозина” 2013
  • Задачник: “Алгебра” 7 класса (в 2-х частях), А.Г. Мордкович, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская: Москва “Мнемозина” 2013
  • Александрова Л.А. Алгебра – 7. Самостоятельные работы. Под ред. Мордковича А.Г. - М: Мнемозина 2013г

Урок был дан в классе, в котором открытых уроков не было ни разу. Ученики первый раз оказались на уроке в присутствии учителей и видеокамеры. Очень сильно волновались, буквально потеряли дар речи. В результате реализовать урок так, как это было запланировано и как прошло бы без гостей и видеокамеры не удалось. Было потеряно время на устной работе, в результате не хватило времени урока на выполнение последнего задания. Ребятам урок понравился. Гостей будем приглашать чаще и просто делать видеосъемки, чтобы в дальнейшем не было такого страха и волнения при виде видеокамеры.

Система жизненных ценностей или вера в прекрасное и мечта о счастье

Тип урока: урок – повторения и закрепления знаний.

Цель:

  • образовательная: повторение правил, способов решения систем линейных уравнений, изученных в рамках темы; умение применять эти способы для решения систем линейных уравнений.
  • воспитательная: умение преодолевать трудности, понимание жизненных ценностей.
  • личностая: умение принимать и оказывать помощь, работать в паре, команде.

Задачи:

  • повторить правила и способы решения систем линейных уравнений;
  • преодолеть трудности, связанные с решением систем;
  • решить системы линейных уравнений предложенными способами;
  • работать в паре, команде.

Оборудование: компьютер, проектор, маркерная или интерактивная доска, маркеры для доски красный и синий.

Материалы для урока: презентация, карточки с системами, карточки с линейными функциями для построения рисунка, картинки с изображением корабля с алыми парусами – каждая картинка – 1 балл. (приложение 1)

Технологии: гуманитарная технология. Системно-деятельностный подход.

Ход урока

За 10 мин. до начала урока включаем видеоролик с кадрами из фильма “Алые паруса”. Звучит музыка из спектакля “Алые паруса”. Ученики обращают внимание на экран и вспоминают историю А.Грея и Ассоль. Звенит звонок.

1. Организационный момент.

Ученики занимают свои места за партами, проверяют готовность к уроку.

На экране фраза А.Грина: “Я знаю, у всех мечты...  Иначе нельзя.

Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.” [1] (Слайд 2)

Учитель приветствует учеников.

Регулятивные УУД : самоорганизация ученика.

2. Актуализация знаний.

Задача: повторить правила и способы решения систем линейных уравнений.

Учитель: “Знакомо ли вам произведение, кадры из экранизации которого вы видели на экране перед уроком?”

Ученики: “Да. Это произведение А.Грина “Алые паруса”.”

Учитель: “На последних уроках мы с вами решали разными способами системы линейных уравнений, но системы встречаются не только в математике, но и в жизни.”

Ученики приводят примеры таких систем (например, система питания, система поведения, системы упражнений...)

Учитель: “Сегодня на уроке вместе с героями этого произведения мы с вами попробуем найти свою систему ценностей. Для этого давайте вспомним, как мы решали системы линейных уравнений на уроках алгебры? Какие способы решения вы знаете?”

Ученики перечисляют способы решения систем – графический, подстановки и алгебраического сложения.

Учитель: “Что важно знать, чтобы найти решение системы?”

Ученики рассказывают алгоритмы методов.

Учитель: “Так и в жизни, надо преодолеть все препятствия, чтобы понять, что для тебя особенно ценно. Артур Грэй был своенравным мальчиком, мечтал стать капитаном, но у родителей были свои планы на будущее сына. Чтобы достичь своей мечты, ему пришлось преодолеть много трудностей. Каких?”

Ученики вспоминают, что А.Грэй ушел из дома, был юнгой на корабле, затем помощником капитана и стал капитаном, которого моряки уважали несмотря на молодой возраст. (Слайд 3)

Учитель: “Давайте пройдем эти испытания вместе с А. Грэем. 1 ряд отвечает устно по цепочке и зарабатывает баллы (Приложение 1), как обычно на уроке. Если ответ дают неправильный, то отвечает кто-то другой с этого ряда. Если снова ответ неправильный, то отвечают ученики оставшихся рядов. (слайд 4,5 выражаем одну переменную через другую, ответ появляется на слайде для самопроверки)”

1 ряд работает по цепочке.

Учитель: “Ребята молодцы. Первое испытание прошли. Теперь 2 ряд помогает Грэю стать помощником капитана. Работаем по цепочке, правила те же. (слайд 6 найти значения a и b для каждой системы”

2 ряд работает по цепочке.

Учитель: “Молодцы. Справились. Второе испытание прошли. Теперь 3 ряд помогает Артуру Грэю стать капитаном. Работаем по цепочке. Правила те же. (слайд 7 определите количество решений у данных систем)”

3 ряд работает по цепочке.

  • Познавательные УУД: выбор правила/способа для решения задания.
  • Личностные УУД: самоопределение. Нравственно – этическая ориентация.
  • Коммуникативные УУД: работа в команде.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция, саморегуляция.

Использование знаний для решения систем уравнений.

Задачи:

  • преодолеть трудности, связанные с решением систем;
  • решить системы линейных уравнений предложенными способами;
  • работать в паре, команде.

Учитель: “Мы с вами вместе с Грэем преодолели все препятствия и тоже стали чуть-чуть капитанами – готовы решать системы уравнений и находить решения в самых сложных ситуациях. На ваших столах лежат карточки с тремя системами и варианты ответов (Приложение 1). Решаете указанными способами эти системы в парах, помогая друг другу. Выполнив задание, поднимаете руку, один из пары идет к доске и записывает на слайде слово, которое находится рядом с парой чисел, которая стала ответом в одной из систем. Первые выполнившие задание получают по 3 балла (по 1 баллу за каждую систему)” (слайд 8 заполняем табличку, там появляются слова: семья, счастье, мечты, уважение, чудеса, традиции). Решение систем можно посмотреть в Приложении 1.

Учитель: “Посмотрите внимательно на слова, которые записаны в нашей таблице. Что их объединяет?”

Ученики предполагают, что это важно для каждого человека независимо от профессии, возраста, национальности. После этого появляется заголовок таблицы на экране “Система общечеловеческих ценностей”. Каждый примеряет это на себя и соглашается, так как каждому из нас хочется в жизни немного чуда, как например, Ассоль ждала свое чудо.

Учитель: “Некоторые чудеса мы можем сделать сами. Попробуйте сделать небольшое чудо в своей тетради: постройте в одной системе координат графики линейных функций заданные на отрезках и посмотрите, что у вас получится. 2 балла получат ученики того ряда, на котором все смогут построить рисунок и дружной командой поднять руки. 1 балл – следующий ряд. Последние – балл не получают” Карточки с заданием лежат на партах (Приложение 1). Первые два ученика, правильно построившие рисунок, идут вдоль своего ряда и помогают тем, у кого не получается или возникли затруднения. Звучит музыка из спектакля “Алые паруса” (слайд 9). После того, как 2 ряда подняли руки, показываем сначала слайд 10 (рисунок на тетрадном листе, как в тетради учеников) и проверяем рисунки, те кто еще не доделали, доделывают.

Учитель: “Давайте добавим немного воображения к этому рисунку (слайд 11 корабль преображается и оживает), получился кораблик с алыми парусами на волнах океана. Это чудо сделал Грэй для Ассоль. (Слайд 12) Вот что говорит Грэй о чуде и мечтах: “...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя.”. [1]”

  • Познавательные УУД: структурирование знаний; выбор эффективного способа решения задания; применение изученных методов.
  • Регулятивные УУД: решение, контроль, коррекция, саморегуляция.
  • Коммуникативные УУД: работа в паре, команде.
  • Личностные УУД: умение предложить помощь, принять помощь одноклассника. Самоопределение. Нравственно-этическая ориентация.

Итог урока.

Задача: подвести итоги урока, выбрать домашнее задание.

Учитель: “Наш урок подошел к концу. Что важного лдя себя вы узнали на этом уроке? Как вам в этом помогли системы уравнений?” Ответы могут быть разные. Это система ценностей, которую формирует в своей жизни каждый человек, умение преодолевать трудности не только в жизни, но и в учении (например, научиться решать системы уравнений, заставить себя выучить правила, разобраться с заданием...)

Учитель: “Откройте, пожалуйста, дневники и запишите то задание, которое вам больше нравится. (Слайд 13)”

  • Регулятивные УУД: выбор домашнего задания, саморегуляция.
  • Познавательные УУД: анализ вариантов домашнего задания; формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении заданий творческого характера.

Рефлексия.

Задача: проанализировать результаты урока.

Учитель предлагает ученикам два маркера – синий и красный. Если ученик остался доволен своей работой на уроке, атмосферой урока, то он берет красный маркер и на слайде 14 корабликам рисует алый парус. Если что-то встревожило, не получилось – синий и рисует облако. Под звуки прибоя и песни из спектакля “Алые паруса” ученики выходят и рисуют на доске.

Ученики передают маркеры одноклассникам. Делается вывод по рисунку.

  • Коммуникативные УУД: сотрудничество с одноклассниками.
  • Познавательные УУД: рефлексия.
  • Регулятивные УУД: саморегуляция.
  • Личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Результат урока:

Повторили правила, способы решения систем линейных уравнений, изученных в рамках темы; применили эти способы для решения систем линейных уравнений.

Преодолели трудности, поняли общечеловеческие жизненные ценности.

Принимали и оказывали помощь одноклассникам, работали в паре, команде.

Список литературы:

  1. А.Грин “Алые паруса”: [повесть, рассказы]/ Александр Грин. – СПб.:Амфора. ТИД Амфора, 2011.- 318 с. ( Серия “Золотая коллекция для юношества”).
  2. https://deti-online.com/images/alye-parusa.jpg
  3. Контр. и самост. раб. по алгебре 7кл. к Мордковичу_Попов М.А_2011. 64с
  4. Фильм “Алые паруса”, киностудия “Мосфильм”, 1961г.
  5. Музыкальное сопровождение урока:
  6. Alye_parusa_-_Iz_k_f_Alye_parusa_(iPlayer.fm)
  7. Алые паруса -Финал- (минус) - На крыльях алых парусов (-)
  8. Assol_i_Grej_-_Alye_parusa_(xMusic.me)
  9. Домисолька - Алые_паруса (У синего моря) (минус_P-2_T-2%)