Использование личностно-ориентированного подхода в преподавании математики как способ формирования компетенций студентов специальности 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Компетенции в качестве результата образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования. Несмотря на большое разнообразие методов и технологий обучения, рекомендуемых для формирования общих и профессиональных компетенций студентов, на сегодняшний день, пока не решен вопрос оптимизации их применения в образовательной практике, адекватного компетентностному подходу к подготовке специалистов.

В своей работе, за основу для реализации компетентностного подхода в ходе преподавания дисциплины “Математика”, я взяла личностно-ориентированный подход. Считаю, что данный подход наиболее соответствует формированию ключевых компетенций студентов, тем более, что данный подход, по мнению И.С. Якиманской [1; 23] , как одной из представителей идей этого подхода, реализует формирование таких компетенций как: самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания; принимать самостоятельные и ответственные решения; планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты; принимать ответственность за себя и свое окружение; строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

Дисциплина “Математика” по специальности “Конструирование, моделирование и технология швейных изделий” изучается на двух ступенях обучения и подразумевает подготовку технолога-конструктора. С учетом этого в колледже по специальности были разработаны две программы: по дисциплине “Математика: алгебра и начала анализа, геометрия” (общеобразовательный цикл) и по дисциплине “Математика” математического и естественно-научного цикла обучения на базовом уровне подготовки.

Первая программа – это программа для I курса, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413), примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины “Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия” для профессиональных образовательных организаций, автор М.И. Башмаков, 2015, т.к. колледж обеспечивает получение студентами среднего образования.

В основе второй программы – программы II курса математического и естественнонаучного цикла – лежат темы математики, имеющие прикладное значение в области профессиональной деятельности и обеспечивающие формирование как общих, так и профессиональных компетенций.

Поскольку программа I курса является основой для дальнейшего углубления математических знаний и введения студентов в специальность, в ранее действующие программы были внесены изменения. В результате все разделы программ по дисциплинам “Математика: алгебра и начала анализа, геометрия” I курса и “Математика” II курса были соотнесены с компетенциями студентов по их специализации [6; 7] что позволяет педагогам на каждом занятии проводить пропедевтическую работу по формированию необходимых общих и профессиональных компетенций (см.таблицу).

Компетенции техника-технолога, формируемые при изучении дисциплины “Математика”

Общие компетенции (ОК)
Компетенции Формирование компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Общие компетенции формируются в процессе обучения на 1 и 2 курсе при использовании личностно-ориентированного подхода, который позволяет реализовать самоорганизацию, самообразование, информационную и коммуникативную составляющую сторону обучения, т.е. организовывать студенту собственную деятельность, выбирать посильные конкретно ему задания, пошагово переходить от простых к сложным заданиям, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, самостоятельно готовить сообщения и презентации, работать с учебной литературой, оформлять проекты на заданную тему в ходе выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы  и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Профессиональные компетенции техника-технолога, соответствующими видам деятельности (ПК)
Компетенции Разделы программы, направленные на формирование компетенции
Моделирование швейных изделий
ПК 1.1. Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника “Функции, их свойства и графики”, “Прямые и плоскости в пространстве”, “Многогранники”, “Тела и поверхности вращения”
ПК 1.2. Осуществлять подбор тканей и прикладных материалов по эскизу моделей “Линейная алгебра”, “Математический анализ”
ПК 1.3. Выполнять технический рисунок модели по эскизу “Прямые и плоскости в пространстве”, “Координаты и векторы”, “Функции”, “Математический анализ”
ПК 1.4. Выполнять наколку деталей на фигуре или манекене “Прямые и плоскости в пространстве”, “Координаты и векторы”, “Тела и поверхности вращения”, “Измерения в геометрии”, “Основы дискретной математики”
ПК 1.5 Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства швейного изделия “Основы теории вероятностей и математической статистики”

Конструирование швейных изделий

ПК 2.1. Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры “Функции, их свойства и графики”, “Измерения в геометрии”, “Многогранники”, “Тела и поверхности вращения”, “Математический анализ”
ПК 2.2. Осуществлять конструктивное моделирование швейных изделий “Уравнения и неравенства” “Линейная алгебра”
ПК 2.3. Создавать виды лекал (шаблонов) и выполнять их градацию, разрабатывать табель мер “Прямые и плоскости в пространстве”, “Корни, степени, логарифмы”, “Основы тригонометрии”, “Комплексные числа”
ПК 2.4. Осуществлять авторский надзор за реализацией конструкторских решений на каждом этапе производства швейного изделия “Линейная алгебра”, “Уравнения и неравенства”, “Основы теории вероятностей и математической статистики”

Подготовка и организация технологических процессов на швейном производстве

ПК 3.1. Выбирать рациональные способы технологии и технологические режимы производства швейных изделий “Элементы теории вероятностей”, “Математический анализ”, “Комплексные числа”, “Уравнения и неравенства”, “Линейная алгебра”
ПК 3.2. Составлять технологическую последовательность и схему разделения труда на запускаемую модель в соответствии с нормативными документами “Начала математического анализа”, “Уравнения и неравенства”, “Линейная алгебра”, “Математический анализ”
ПК 3.3 Выполнять экономические раскладки лекал (шаблонов) “Основы теории вероятностей и математической статистики”
ПК 3.4. Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции “Уравнения и неравенства”, “Основы тригонометрии”, “Корни, степени, логарифмы”

Организация работы специализированного подразделения швейного производства и управления ею

ПК 4.1. Участвовать в работе по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей “Начала математического анализа”, “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей”
ПК 4.2. Обеспечивать рациональное использование трудовых ресурсов, материалов “Начала математического анализа”, “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей”
ПК 4.3. Вести документацию установленного образца “Линейная алгебра”, “Основы дискретной математики”, “Корни, степени, логарифмы”
ПК 4.4. Организовывать работу коллектива исполнителей “Математический анализ”, “Основы теории вероятностей и математической статистики”

Я считаю, что для формирования компетенций студентов в ходе изучения дисциплины “Математика” должны выполняться следующие правила:

- при составлении технологических карт занятий выделять компетенции, формируемые на занятии;

- включать в работу на повторение или устную работу задания школьного курса, т.е. вычисление процентов, составление пропорций, вычисление арифметических и геометрических прогрессий, работу с дробями, задания на вычисление с основными арифметическими действиями, работу по готовым чертежам в геометрии;

- изложение нового материала строить на проблемных вопросах: “Зачем данная тема для вашей специальности? Какие профессиональные задачи можно решить с помощью данной темы математики?” и другие;

- закрепление материала осуществлять через систему разноуровневых заданий;

- проводить личностно-ориентированные самостоятельные и контрольные работы;

- задавать на дом дифференцированное домашнее задание, творческие задания, дифференцированные домашние самостоятельные работы;

- повышать интерес студентов к предмету и своей специальности через решение наиболее значимых заданий специальности, задач на смекалку.

Результаты проведённого опроса студентов специальности “Конструирование, моделирование и технология швейных изделий” показали, что все они считают дисциплину “Математика” необходимой базой для изучения дисциплин профессионального цикла по специальности. В качестве наиболее необходимых для формирования профессиональных компетенций тем были названы “Функции, их свойства и графики”, “Прямые и плоскости в пространстве”, “Многогранники”, “Тела и поверхности вращения”, “Измерения в геометрии”, “Начала математического анализа”, “Линейная алгебра”, “Основы математической статистики и теории вероятностей”.

Из практики работы. В своей работе задания для устной работы и работы на повторение я беру отовсюду. Есть задания из текстов подготовки к ЕГЭ, задания из методических пособий для учителей школ, из методических пособий для заочных и очных отделений студентов среднего профессионального образования. Данные задачи развивают логику студента, закрепляют уже имеющиеся навыки расчетов, помогают студенту закрепить умение рассуждать и отстаивать свою точку зрения, учат говорить на математическом языке, способствуют увеличению скорости устной и письменной работы, повышают интерес в работе. Обычно такая разминка хорошо воспринимается студентами.

При изучении разделов математики и при изложении нового материала, также целесообразно вводить задания практического содержания. Они повышают мотивацию студентов к изучению математики и способствуют глубокому усвоению темы и ее значимости для будущей профессии.

Особый интерес вызывают темы геометрии, так как именно геометрия закладывает основу навыкам студентов при оформлении эскизов, конструировании швейных изделий, где необходимы знания способов геометрических построений, использование координатной системы, получение геометрических разверток, а также использование расчетно-графических методов. Поэтому особое внимание по геометрии уделяется пропедевтическим задачам и задачам практического профессионального содержания.

При объяснении нового материала важно, чтобы студенты понимали важность цели занятий (см. рисунок).

Определение целей учения на занятие

При таком подходе к обучению очень важно стимулировать студентов к высказываниям. Роль преподавателя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт наводящие вопросы, подсказывает, создает условия для равноправного учебного общения, помогает студенту научиться говорить на математическом языке, объяснять свои действия, что помогает хорошо запомнить, для чего все это делается.

Задания на закрепление выстраиваю по принципу: от простого к сложному или задания разноуровневого содержания. Если заданий по теме недостаточно в учебнике, то студенты получают распечатки заданий из других источников. Заданий дается достаточно, задания рассчитаны на всех студентов с учетом их способностей. Данный способ работы не позволяет отставать более слабым студентам и задерживаться более сильным. У каждого есть работа, каждый рассчитывает свои силы и способности, у каждого есть стремление к совершенству.

Домашняя работа студентов складывается из: домашней работы, которую студенты получают после каждого занятия (причем задания стараюсь строить тоже в зависимости от уровня студентов) и домашних самостоятельных работ, которые рассчитаны на более длительный период времени.

Домашнее задания я задаю по следующему принципу:

- задания из учебника, который есть практически у всех и это задания простого уровня на закрепление материала, является обязательным заданием для всех;

- задания повышенного уровня из дополнительных источников, которые студенты могут взять по своему желанию или я предлагаю тем, кто хорошо разобрал тему и его уровень требует повышения (но без навязывания студентам заданий);

- задания из текстов ЕГЭ (разного уровня задания) для тех студентов, кто в дальнейшем планирует сдавать ЕГЭ, и студент самостоятельно решает, нужно ли ему такого рода задания;

- задания на смекалку, повышающие интерес студентов к дисциплине и своей специальности.

Домашнее задание, построенное по этому принципу, позволяет закрепить основные навыки по теме занятия и более успевающим студентам продвинуться дальше в своих знаниях по математике. Домашние самостоятельные работы также построены по принципу разноуровневых заданий.

Система работы в этом направлении показала, что студенты достаточно хорошо воспринимают работу с заданиями, ориентированными на личность студента и уровень его развития. Анализ работы в группе специальности “Конструирование, моделирование и технология швейных изделий” в течение двух лет показал, что качество знаний повышается (1 семестр – 43 %, 2 семестр – 58 %, 3 семестр – 61 %).

Повышается количество студентов, выбирающих более сложные задания в ходе закрепления материала и для домашней работы (1 семестр – 16 %, 2 семестр – 26 %, 3 семестр – 38 %).

Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный подход в преподавании математики может служить одной из технологий в реализации компетентностного подхода для формирования будущих специалистов, так как он делает цели понятными, обоснованными и доступными для студента, даёт ему свободу выбора уровня усвоения знаний и умений. Личностно-ориентированный подход провоцирует рост самого студента, так как у него появляется стремление достичь лучших результатов в решении тех или иных заданий. Преподавателю остается только правильно организовывать рефлексию, чтобы оценить достигнутые результаты и определить дальнейшие направления повышения компетентности будущего специалиста.

Список литературы.

  1. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе - Москва,2000.
  2. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: “Норинт”, 2001.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2006. – 5 мая. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
  4. Компетентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих: методическое пособие / Демидов Ф.Д., Петренко Е.Л., Сулемов В.А., Торукало В.П. – М.: Изд-во РАГС, 2010.
  5. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. – М.: Когито-Центр, 2002.
  6. Приказ Минобрнауки России от 15.05.2014 №534 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий”
  7. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины “Математика: алгебра и начала анализа, геометрия” для профессиональных образовательных организаций . — М. : Издательский центр “Академия”, 2015. — 25 с.
  8. Конструирование женской одежды: учеб. Для нач.проф.образования / Л.В.Кочесова. – 5-е изд., стер. - М.:Издательский центр “Академия”,2013.-304 с.