Методическая разработка «Истоки русского реализма»

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Методическая разработка “Истоки русского реализма” представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности “Библиотековедение”.

В виду сложности учебного материала в качестве методики проведения занятия выбрана форма лекции – практикума (использование сопровождения).Эта форма позволила познакомить студентов с теоретическим материалом, критической литературой, таблицей, отражающей важнейшие исторические и культурологические события данного периода в истории России, биографией писателей (хронографами), художественными произведениями данного периода, иллюстративным материалом. Весь этот дидактический материал позволяет проанализировать индивидуальность художника слова, осознать его вклад в развитие литературы 18 века и дальнейшее развитие литературного процесса. Сопровождение включает в себя и работу с другим видом искусства – живописью (представлен жанр портрета).

Преимуществом лекции – модуля (сопровождения) является активизация мыслительной деятельности учащихся, когда студент не только слушает и конспектирует, но и активно участвует в освоении нового лекционного текста, знакомится с историей своей родины, погружается в эпоху, изучает биографию писателей, делает выводы из своих наблюдений и, самое главное, – изучает литературные произведения отдаленной от нас эпохи, проводя параллели с развитием литературы в XIX и XX веке. Все это способствует развитию самостоятельного мышления, активизирует творческие и умственные способности студентов, прививает любовь к чтению, воспитывает патриотические чувства.

Учебный материал разделен на три периода. После освещения преподавателем каждого периода следует закрепление в виде выполнения соответствующей части модуля(c целью экономии учебного времени работу с модулем можно предложить как домашнее задание). Модуль – это комплект дидактического раздаточного материала, предназначенный каждому студенту. Вопросы и задания в модуле сформулированы с учетом разного уровня сложности, что позволит каждому студенту справиться с ним в зависимости от способностей и начитанности. Итогом работы является выполнение творческого задания (написание эссе, интервью писателя).

Методические приемы - индивидуальная работа, работа в паре (с соседом), работа в группе, анализ поэтического текста (выразительное чтение и погружение в текст), лексический анализ и работа с другим видом искусства – живописью, написание эссе.

Оборудование – проектор для презентации, книжная выставка с иллюстративным материалом; синхронистическая таблица “Осьмнадцатое столетие”*; портретная галерея (иллюстрации портретов Г.Р.Державина работы В.Л.Боровиковского, А.А.Васильевского, гравюра Иордана(с портрета работы С.Тончи); толковый словарь В.И. Даля; комплект модуля- каждому студенту. Приложение – хронографы (краткий обзор жизни и творчества писателей), синхронистическая таблица, портреты писателей, список использованной преподавателем литературы.

____________

* Леонов С.А. литература классицизма/Пособие для учителя/. М.:Изд-во ”Флинта”, “Наука”.- с.50-51

Представленная работа – исследование “Истоки реализма в русской литературе”, которое преподаватель Серова Т.В. вела на протяжении трех лет.

Цель исследования – проследить, как закладывались основы реалистического метода, начиная с литературы Древней Руси / предреалистический период литературного развития/ и завершая литературой XVIII века; выявить связи между литературными направлениями, определить их значение, жанровое и стилевое многообразие литературы каждого периода; рассмотреть, как складывалась концепция человека в древнерусской литературе и литературе XVIII в. и обогащалось представление о человеке и его месте в мире.

В состав работы вошли лекция и приложения, содержащие методические разработки уроков, хронографы жизни и творчества писателей XVIII в., синхронистическая таблица, отражающая историко-литературный процесс XVIII в., вопросы к изучаемым темам, самостоятельной работе, списки литературы, иллюстративный материал.

Все компоненты лекции, логика ее построения соответствуют основным принципам методики изложения обзорной темы.

Содержание лекционного материала, формы самостоятельной работы помогут студентам получить представление о литературе как живом процессе, а не скоплении литературных памятников.

Работа Серовой Т.В имеет особое значение в связи с включением в новую программу курса “Отечественная литература” раздела “Введение в курс”, в состав которого входят темы “Древнерусская литература” и “Литература XVIII в.”.

Работа рассмотрена на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин и рекомендована в качестве учебно-методического пособия для студентов дневного и заочного отделений, а также методической разработки для преподавателей с целью развития и укрепления межпредметных связей.

30 августа 2015 года.

Председатель цикловой комиссии, преподаватель отечественной литературы - Полубиченко Л.И.

Осьмнадцатое столетие

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех,
.....................................................................
О незабвенно столетье! Радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездья вовек!
.....................................................................
Иль невозвратен навек мир, дающий блаженство народам?
Иль погрязнет еще , ах, человечество глубже?
Срини отчаяние! Смертный надейся, Бог жив.
Свет ты на землю снеси, молньи смертельны оставь.
Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.
Петр и ты, Екатерина! Дух ваш живет еще с нами.
Зрите на новый вы век, зрите Россию свою*.

__________

*Кокорев А.В. Хрестоматия по русской литературе XVIII века. М.: 1965, с. 733

В 1801 - 1802 г. Радищев написал стихотворение как приветствие Александру I , воспитаннику республиканца Лагарпа. Смысл стихотворения не в приветствии новому царю, а в приветствии человеческому духу, непобедимому в своем вечном стремлении вперед, к свету, к мирозданию. Это гимн прогрессу, будущему, науке.

Восемнадцатый век открыл новую страницу истории русской литературы. Реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни. Рождалось новое государство с новой идеологией, новой культурой, новой литературой. Семь с половиной веков древнерусской письменности создали произведения, для которых высшим авторитетом являлись религиозные представления. Реформы Петра подорвали авторитет церкви , лишив ее патриаршества (то есть самостоятельности), что сразу отразилось на художественной литературе. Словесность переживает период “секуляризации ( обмирщения), становится сугубо светским искусством. На смену житиям и апокрифам, летописям и проповедям приходят новые жанры – ода, эклога, сатира, комедия, роман. Секуляризация оказала влияние и на литературный язык. Церковнославянский язык уходит в прошлое, а основой литературных произведений становится русский, понятный всем слоям населения.

Изменилось и стихосложение. На смену силлабической системе приходит силлабо – тоническая , основанная на особенностях русского ударения. Первые литературные опыты русских писателей носили подражательный характер западным образцам. В.Г.Белинский эту литературу назвал “младенцем”. Этот “младенец” стремительно рос, развивался, пройдя за 100 лет путь, который некоторые западные литературы преодолели за 2 столетия. Эпоха Просвещения в России – это переходный период, переживший зарождение и развитие художественных методов : классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма. И каждое из этих направлений характеризуется преемственностью (по отношению к древнерусской литературе) и новаторством, рожденным в недрах национальных особенностей. (Преподаватель предлагает рассмотреть синхронистическую таблицу).

- Внимательно рассмотрите таблицу, предложенную исследователем Леоновым С.А. Выберите, обсудите в группе наиболее важные, с вашей точки зрения, события в истории России.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

В истории русской литературы XVIII века принято выделять 3 периода.Первый период. Предклассицизм, или литература Петровского времени. Название предложил профессор П.А.Орлов, этот период начинается в 1700 году и продолжается до 30 годов. Основная особенность – интенсивный процесс секуляризации (обмирщения). Верным сподвижником Петра и в мирской жизни, и в творчестве стал Феофан Прокопович.Второй период - становление русского классицизма. Он охватывает 30 – 60 годы 18 века. Это первые шаги русского классицизма, которые осуществляют “птенцы гнезда Петрова” - Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.Третий период – вторая половина 18 века(60-90 годы). Просветительская идеология становится доминирующей, эволюция классицизма (от расцвета до кризиса), зарождение сентиментализма, предромантизма , появление реалистических тенденций. К этому периоду относится творчество Крылова, Радищева, Державина.

Характеристика первого периода . Петровское время (предклассицизм) 1700 – 1730.

Русская литература родилась вместе с петровскими преобразованиями. Известно обращение Петра к армии перед Полтавской битвой 27 июня 1709 года, которое, как утверждают исследователи, написал Феофан Прокопович: “Воины, пришел тот час, когда решается судьба Отечества! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, врученное Петру... А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия , благополучие ее, слава и благосостояние ее” . Из этого обращения следует новая концепция человека: быть гражданином Отечества. Это понятие становится для современников Петра главной моральной ценностью. Именно в этот период в русском языке появляется слово греческого происхождения – патриот. То есть сын Отечества. Человек перестает восприниматься как источник греховности, как было в древнерусской литературе, а становится активной личностью. Не богатство, не знатное происхождение , а ум, образованность, храбрость, общественная польза – вот что возносит человека на высокие ступени общественной лестницы. Вот почему среди подвижников государя – люди незнатного происхождения: первый губернатор Петербурга Менщиков, дипломат Ягужинский , сенатор Нестеров, да и сама жена Петра I, будущая императрица, не отличалась знатностью рода. Первая четверть 18 века – это эпоха Просвещения. Вспомним деятельность Петра I (таблица): преобразование Славяно–Греко–Латинской академии в Москве в государственное учреждение, вместо боярской Думы – Сенат, вместо патриарха – Синод, первая русская газета “Ведомости”, Академия наук в Петербурге, введение гражданского шрифта, за 25 лет 18 века книг издано больше, чем за два предыдущих столетия.

Для литературы это был переходный период. С древнерусской литературой ее связывал рукописный способ распространения, силлабическая система стихосложения, некоторые традиционные жанры – проповедь, бытовая повесть, историческая драма. Вместе с тем формируется главная тема классицизма – тема просвещенного абсолютизма. Писателем, всем образом своей жизни и деятельности доказывающим верность петровским идеям, был оратор, публицист, поэт, драматург, теоретик церкви и литературы - Феофан Прокопович.

Феофан (Елеазар) Прокопович

Вырос в относительно демократической среде – был сыном киевского торговца. После смерти отца жил с матерью в крайней нищете. Блестяще окончил Киево – Могилянскую академию , был пострижен в монахи , отправился на 3 года в Рим, где ему пророчили карьеру блестящего проповедника, так как был одарен ораторским искусством. Но по образу мыслей отличался от священников критическим складом , понял значение петровских реформ и в борьбе Петра с церковниками встал на сторону государя, чем вызвал проклятия ортодоксального духовенства. Видное место в его литературной деятельности занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру придает новое звучание: рассказывает в них о злободневных политических задачах, деятельности государя, о пользе просвещения, путешествий. Эта форма общения священника с паствой существует и поныне. Любая церковная служба в храме заканчивается обращением священника к верующим.

Как утверждает профессор П.А.Орлов, автор учебника “История русской литературы”*, Феофан Прокопович “стал известен как драматург: для школьного театра в Киево – Могилянской академии он написал пьесу “Владимир” в 1705 году. Жанр своей пьесы автор определил как трагикомедию. Содержанием послужило принятие в 988 году киевским князем Владимиром христианства. В основе сюжета – борьба Владимира с защитниками старой веры – язычниками – жрецами Жериволом, Куроядом, Пияром. Новизна в том, в основе сюжета не библейское событие, как было раньше в древнерусской литературе, а историческое. Это позволило придать пьесе злободневный характер. Противостояние князя языческим жрецам уж очень напоминало современникам Феофана Прокоповича о борьбе Петра I с реакционным духовенством. Завершалась пьеса утверждением нового-то есть христианства и низвержением языческих кумиров. Так , в начале 18 века, писатель в облачении архиепископа придал русской литературе особенную черту – умение говорить на злободневные темы, используя события глубокой древности или незначащие события. Эта черта русской литературы станет традицией в XIX и XX веках.

___________

* Орлов П.А. “История русской литературы XVIII века. М, 1991 , с. 21

В течение всей жизни Феофан Прокопович слагал стихи в свойственной для 18 века силлабической системе стихосложения, но до нас дошло только 22 стихотворения. В стихотворении “Плачет пастушок” в аллегорической форме он говорит о тяжелом времени, которое довелось пережить сподвижникам Петра после его смерти (выслан из Петербурга в Сибирь светлейший князь Меншиков с семьей , сослан в Соловецкий монастырь 82 – летний Петр Андреевич Толстой вместе с сыном Иваном, отошел от дел любимец Петра – Яков Вилимович Брюс, занявшись научной деятельностью). Автор стихотворения (стихотворение полностью приведено в 1 части модуля -сопровождения) уподобляет себя пастуху, застигнутому ненастьем, стадо которого поредело, прошло 5 лет (“прошел день пятый”) со дня смерти Петра , а “красные дни” все еще не предвидятся. Заканчивается стихотворение надеждой на милость Божию. Значение удивительной миссии Феофана Прокоповича: он не только соединил в своем лице православного архиепископа с создателем русской литературы, но и творчество его стало связующим звеном между 17 и 18 веком.

После выше изложенного лекционного материала для активизации мышления студентам предлагается выполнение 1 части практической работы (модуля).

Продолжение лекции.