Конспект урока по предмету «Русский язык» в 4-м классе на тему «Изменение глаголов по временам»

Разделы: Начальная школа


Цель урока: развитие умения распознавать глаголы по временам.

Задачи урока:

  • развивать мыслительные операции, память, способность к переключению внимания, речь;
  • совершенствование знаний и умений по разделу “Глагол”;
  • формировать умение выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению;
  • развитие орфографической зоркости;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности;
  • реализация межпредметных связей.

Оборудование: 

  • Мультимедийный проектор и экран.
  • Компьютер.
  • Презентация (Приложение 2)
  • Маршрутные листы (Приложение 1)
  • Задания на карточках.
  • Учебник “Русский язык”, 4 класс, программа “Школа России”

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Словарная работа + взаимопроверка в парах (слайд 2)

Словарная работа. Отгадай кроссворд

6б 5б 4б 3б 2б 1б

1. Большое количество денег, драгоценных камней.

2. Водный транспорт.

3. Летательный аппарат для путешествий в космос.

4. Человек исключительной смелости и доблести.

5. 9 мая 1945г.

6. Красочный фейерверк в честь победителей.

3. Определение темы урока, актуализация знаний

- Какое слово получилось по вертикали в кроссворде? Вставьте это слово в маршрутный лист. Прочитайте тему урока. (слайд 3)

Изменение _______глагола_______ по временам.

- Что вы знаете о глаголе? (ответы детей)

- Какие знания нам понадобятся? Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

4. Работа в парах (на карточках) (слайд 4-5)

- Какие времена глаголов существуют?

- Как определить время глагола?

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

Работа в парах

Определите, когда происходит действие.

Как называют это время?(понятия вводятся фронтально)

1. На озёрах треснул лёд.

Действие происходило __до момента речи _____________ Это время называют ______прошедшее_______________

2. Солнце ласково смеётся.

Действие происходит _____в момент речи ____________ Это время называют _________настоящее_____________

3. Засвищут скоро соловьи.

Действие произойдет_____после момента речи ______________ Это время называют _____будущее _____________

Фронтальная проверка

5. Первичное закрепление

На доске записаны слова (слайд 6). Распределите и запишите слова в три столбика. По какому признаку вы будете это делать? (в зависимости от времени глагола)

Зазвенели, зазвенит, принесла, звенят, плывет, летел, капает, растает, будет цвести.

Взаимопроверка (слайд 7) 3б 2б 1б

6. Углубление полученных знаний

Измените глаголы по временам (фронтальная работа)

  • Писать (что делать?) - пишет – писал – будет писать.
  • Написать (что сделать?) – х – написал – напишет.

Сравните. Чем похожи эти цепочки? Чем отличаются? Какой вывод можно сделать? (у глаголов несовершенного вида существуют настоящее, прошедшее и будущее времена; у глаголов совершенного вида – только прошедшее и будущее времена). Запишем наш вывод в маршрутный лист.

7. Закрепление знаний

Задание в маршрутном листе

Вычеркни лишнее слово и определи время глаголов каждой группы
Встречает, приносила, визжал, поскрипывало. __________время.
Прочитает, запишет, нарисует, удивил, погладит. _________время.
Пишет, смотрит, увидит, читает, играет, смеётся. ________время.

Баллы за работу в тетради _______б.

8. Рефлексия

- Добились ли мы поставленной цели?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Подсчитайте баллы и оцените свою работу на уроке.

БАЛЛЫ 13 12-11 10-9 Моя оценка
ОЦЕНКА 5 4 3  

9. Выставление оценок

10. Домашнее задание: упр.147, памятку учить.