Урок окружающего мира пол теме "Жизнь древних славян". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,
  • продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,
  • обогащать словарный запас,
  • расширять кругозор детей,
  • повторить понятия о родственных и однокоренных словах.

Регулятивные:

  • определять цель урока,
  • определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,
  • определять правильность выполнения заданий,
  • самостоятельно организовывать рабочее место.

Ученик получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

  • развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;
  • ориентироваться в материале урока;
  • сопоставлять и отбирать информацию;
  • делать выводы;
  • понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;
  • использовать знаково-символические средства.

Ученик получит возможность научиться: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге,
  • читать про себя и понимать прочитанное,
  • отстаивать свою точку зрения,
  • понимать точку зрения другого человека,
  • участвовать в работе группы,
  • договариваться друг с другом,
  • оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться: освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Оборудование:

  • для учителя - компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint,
  • для детей - учебник, карточки с заданиями для групповой работы, музыкальные инструменты - бубен, погремушки, деревянные ложки

Технологическая карта урока

Этапы урока Ход урока. Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые УУД
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Васильевна. Я сегодня проведу урок окружающего мира.

Давайте улыбнемся друг другу и гостям.

- Я предлагаю вам отправиться в необычное историческое путешествиена машине времени. Любите путешествовать? Готовы?

Закройте глаза, голову положите на руки. 1-2-3

Слушают учителя, взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме (К) – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

(Л) - самоопределение

2. Включение в учебную деятельность. (Звучит музыка. Демонстрация видеоролика из х/ф “Снегурочка”)

Машина времени перенесла нас в другую эпоху.

Где же мы оказались? (в прошлом, в древности)

Как догадались?

Можно ли предположить, что это наши предки?

Кто же они – наши предки?

 

 

Смотрят видеоролик.

 

 

Высказывают предположения

Сравнивают одежду, цвет кожи, устную речь

(П) - анализируют увиденное;

 

 

(К) – аргументация своего мнения;

(П) – извлечение необходимой информации после сравнительного анализа.

(П) - извлечение необходимой информации из текста;

(П) – использование знаково-символических средств

Посмотрите на слайд 1.

Прочитайте текст.

Прочитайте выделенные слова. Как они называются?

Назовите корень. Вставьте корень в схему. Прочитайте слово. Слайд 2

Найдите объяснение слова в словаре С. И. Ожегова

Слайд 3

 

Работают с текстом.

 

 

 

 

Работают со словарем

3. Определение темы урока. Целеполагание. Определите тему путешествия нашей экспедиции.

О ком вы сегодня должны узнать?

Какую цель поставите перед собой?

На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия? Слайд 3 - 4

Тема: Древние славяне

Узнать о жизни и быте древних славян.

- Как они выглядели?

- Как жили?

- Чем они занимались?

- Кому поклонялись?

(П) – подведение под понятие;

(К)- выражение своих мыслей с достаточной точностью;

(Р) – волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

4. Открытие нового знания Чтобы нас приняли за своих, добавим к своей одежде маленькие атрибуты: Девочки – ленточки, мальчики – пояски.

Полторы тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы поселились древние славяне. Жили они племенами. Племя состояло из нескольких родов, а род из нескольких семей. Слайд 6 – карта

 
Перед вами синий свиток – первый документ, который мы с вами нашли.

Там отрывок из “Повести временных лет”, которую составил монах Киево-Печерской лавры Нестор.

Прочитайте отрывок.

Подчеркните название племен в тексте.

Подумайте, почему они так назывались?

Работают в парах (Приложение 1).

- Подчеркните названия племен в тексте.

"Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

Дреговичи – “дрягва” - болото;

Поляне – жители полей;

Древляне – “дерев”- в лесу;

Работа с исторической картой "Восточные славяне"

(К)- формулирование и аргументация своего мнения;

(П) – построение логической цепи рассуждений

 

 

 

 

 

 

 

(К) – аргументация своего мнения;

(П) –извлечение необходимой информации после сравнительного анализа.

Посмотрите на карту.

К какому объединению относятся племена, которые вы нашли в тексте?

От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.

Работа со слайдом 7  
Путешествие продолжается.

Посмотрите на “Поселение славян”

Что вы видите?

Какие особенности построения заметили?

Сделайте вывод: где славяне строили свои поселения? Почему?

Времена были суровыми.

Место должно быть безопасное, чаще вблизи реки, или на пригорке. Жили в рубленных избах или полуземлянках. Внутри такого дома было холодно, темно и сыро Слайд 8

  (П) –анализ объектов с целью выделения существенных признаков; установление причинно-следственных связей
5. Физминутка Слайд 9 Хоровод    
6. Продолжение изучения нового материала Групповая работа (3 по 4 ученика)

Розовый свиток – задания для групп

1 – Прочитайте текст. Составьте рассказ о занятиях древних славян (Приложение 2)

2 – Прочитайте текст. Подготовьте ответ на вопрос: каким было жилище славян? (Приложение 3)

3 - Прочитайте текст. Составьте портрет славянина. (Приложение 4)

Работают в группах.

Выступают с подготовленными ответами

Слайды 10-11-12-13

(П) – выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания;

(К) – достижение договоренности и согласование общего решения;

(Л) – осознание ответственности за общее дело

Путешествие продолжается. Слайд 14

Куда мы попали?

Что видите?

Как это место называется?

Для чего оно нужно?

Кому поклонялись древние славяне?

Слушают учителя, взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме

 

 

Капище

 
Долгое время славяне почитали разных богов.

Они считали, что каждым явлением природы повелевает свой бог.

Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра - Стрибогом, бог огня - Сварогом. (Слайд15)

А какими ещё фантастическими существами населяли свой мир древние славяне? (Слайд 16)

 

 

 

Боги

 

 

 

Добрые и злые духи

 

 

 

(П) - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

- Кто, по верованию славян жили в лесу? --- в лесах живут косматые лешие.А в озёрах и реках? --- обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки. Дома за печкой?-- охраняют заботливые домовые.

А теперь мы попали на славянские праздники.

Как называется этот праздник? Что он символизирует? Слайд 17-18

 

 

 

 

 

Масленица

Ивана Купалы

 
7. Включение изученного в систему знаний и повторение Машина времени нас перенесла незаметно в класс. Путешествие наше закончилось.

Вспомним и проверим, что же вы узнали за время путешествия?

Тестирование (5 вопросов) Приложение 5

 

 

 

Выполняют тест.

Самопроверка по образцу.

Самооценка.

 

 

 

(Р) – оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня усвоения;

8. Рефлексия Вспомните, как называлась тема нашего урока – путешествия?

Какую ставили цель?

Карточка для рефлексии (Приложение 6):

Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат)

Внимателен ли я был на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Участвовал ли я в групповой работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Сделал ли я правильные выводы, познакомившись с темой урока? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов.

Итого я заработал: ______ балла(ов).

   
9.Домашнее задание Прочитать текст на стр. 34-39. Ответить на вопросы.

По выбору: приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок) на темы: “Обстановка славянского дома”, “Чем питались славяне”, “Славянские праздники”.

  Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания, определять характер взаимоотношений древних славян с природой.