Урок повторения по теме "Сложносочиненные предложения"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная:

  • повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы ССП, подготовка к ОГЭ.
  • понимать смысловые отношения между частями ССП, определять средства их выражения;
  • уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор ССП.

Развивающая:

  • активировать мыслительную деятельность учащихся, развивать приёмы самостоятельной работы. Отрабатывать умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.
  • развитие важных характеристик личности учащихся: развитие речи, склонность к сравнению, сопоставлению учебного материала, развитие произвольного внимания, самостоятельность, коммуникативность;
  • развивать умения аргументировать, доказывать; развивать навыки постановки знаков препинания в ССП в тексте и в заданиях типа В6.

Воспитывающая:

  • формирование языковой компетенции,
  • воспитание сознательной дисциплины и воспитание любви к родной природе.

Тип урока: систематизации и обобщения знаний. Урок-практикум.

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: исследовательская деятельность и ИКТ

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы, тестовые задания.

Средства обучения: презентация “Сложносочинённое предложение”, раздаточный материал, музыкальное сопровождение к уроку.

Дифференцированный подход: индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися

Основные понятия и термины урока: сложносочинённое предложение, сочинительные союзы.

Основные виды учебной деятельности:

  • синтаксическое исследование;
  • составление сжатого текста
  • тестирование
  • самостоятельная работа.

Оборудование: На рабочем месте учащихся дидактические материалы к уроку (тексты с заданиями), на стенде к уроку творческие работы учащихся (фотографии на тему “Золотая осень”), мультимедийный проектор.

I. Орг.момент

- Здравствуйте! Я рада встрече с вами и думаю, что сегодняшний урок принесет вам новые открытия, а наше общение будет полным и интересным. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, мы покажем всё то, что знаем и умеем.

(1 слайд)

Перед вами на столах лежат цветные карандаши: красный, зелёный, синий.

Посмотрите на них внимательно и выберите тот, который соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Нарисуйте смайлик.

  • Красный – вы полны энергии, готовы активно работать.
  • Зеленый – вы спокойны.
  • Синий – вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет тепло и радостно трудиться на уроке. Желаю всем вам успехов.

II. Постановка учебной задачи

- Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, “Классная работа”

1. На доске записана фраза с нарушенным порядком слов.

Задание: постройте предложение.

У, все, и, получится, задачей, нас, мы, с любой, сегодня, справимся.

(У нас сегодня все получится, и мы справимся с любой задачей)

- Сегодня на уроке мы будем работать под этим девизом.

- Ребята, какое предложение у вас получилось? Докажите. (Сложное, союзное, сложносочиненное)

2. Перед вами еще несколько предложений:

  1. Разгорелась поздняя заря.
  2. Ветви деревьев блистают первым инеем.
  3. Поздняя осень, но у нас очень тепло.

- Какое предложение лишнее? Почему?

3. - Какова тема нашего урока? Какую цель мы поставим перед собой?

(Тема урока “Урок-повторение по теме “Сложносочинённые предложения”) (2 слайд)

Цель урока обобщение знаний об этой синтаксической конструкции, умение различать ССП среди других предложений. На уроке проведем синтаксическое исследование, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ОГЭ по русскому языку.

Сегодня один из последних дней октября, месяца, который дарит нам прекрасное время года - золотую осень, воспетую не только в поэзии, но и в живописи. Мы с вами также попробовали выступить в роли “художников”, запечатлев на пленку этюды золотой осени. Ваши фотографии являются прекрасным дополнением к теме урока. Сегодня мы будем путешествовать по разделу “Синтаксис”. В путешествии нам помогут ССП, которые создают легкость, воздушность, смысловую прозрачность текста. (слайды 3-9) - звучит музыка

III. Актуализация ранее изученного

Начинается опрос,

Отвечайте на вопрос. (слайд 10)

Индивидуальное задание. Работа по слайду рассказать, на какие виды делятся предложения. (Костя) (слайд 11)

Заполните таблицу и озвучьте её.

Соединительные ? ?
? а же

но зато

да

однако

?
  1. Расскажите, что вы знаете о сочинительных союзах.
  2. Дайте определение сложносочиненного предложения.

Итак, мы проверили теоретические знания,

Теперь проверим практические умения. (Слайд 14)

IV. Тест. (слайд 15-17)

Отметьте, где перед союзом И не ставится запятая:

  1. Север дышит холодом ночи и колышет траву.
  2. После грома воздух стал чище и свежее.
  3. Весенняя вода сошла и река струилась узеньким ручейком.
  4. Отметьте сложносочиненное предложение, где нужно поставить тире.
  5. Ночью печально и широко шумело море и было холодно.
  6. Стою, слушаю и вдруг что-то как полыхнет через все небо.
  7. Стало темнеть и улицы мало-помалу опустели.

Отметьте союзы в предложениях:

1 р – соединительный

2 р – разделительный.

3 р –противительный

А) Дождь льет второй день, однако мы не теряем надежды.

Б) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются кочки.

В) Ветер стих, и теперь в ровный гул дождя вошел новый звук

Практическая часть.

(Слайд 18) А сейчас желаю вам удач в решение сложных задач.

Наступило прекрасное время года – осень. Многие поэты и писатели посвящали ей замечательные строки. Вот и Иван Алексеевич Бунин написал небольшой рассказ “Осенние воспоминания”.( Слайд 19)

1 задание: На карточках, которые лежат перед вами, записан этот текст

Осенние воспоминания

Прочитайте выразительно текст. Определите тему, основную мысль. К какому стилю и типу речи он относится? Докажите.

1. Вспоминается мне ранняя погожая осень.

2. Воздух так чист, точно его совсем нет.

3. В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой.

4. Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым.

5. Темнеет.

6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

7. Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра.

8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь. 

9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями.

10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И.Бунину)

Найдите сложносочиненные предложения в тексте.

Выполните синтаксический разбор 6 предложения. Объясните отсутствие запятой в предложении.

Выпишите из текста одно именное словосочетание (предложение 1), одно глагольное (предложение 9); одно словосочетание со способом связи согласование (предложение 7), одно – с управлением (предложение 4), одно с примыканием (предложение 10).

Определите часть речи слова “около” из предложения 4

2 задание. Организация исследовательской деятельности.

Задание: Определите, какое значение вносят сочинительные союзы в ССП.

Замените в ССП соединительный союз противительным или разделительным. Как изменится значение предложения?

V. Задание из ОГЭ.

(Слайд 20) К ОГЭ готовимся - и вот

Пришло и время, и черед.

1. Используя различные приёмы сжатия, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 40 слов. Выполняем работу в карточках.

- Предложите сокращенный вариант.

Тестирование.

- Знание ССП необходимо также при выполнении задания В6. из ГИА. (21 слайд)

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.

В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу,(1) усыпанная соломой. Около шалаша вечером греется самовар,(2) и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. Темнеет.

VI. Индивидуальное задание. Сообщение об употреблении ССП в текстах разного стиля

- В каких стилях употребляются сложносочиненные предложения? (Слайд 22-23)

VII. Подведение итогов.

Чтобы знания были впрок,
Нужно повторить урок. (слайд 24)

Продолжите предложение

* Сложносочиненные предложения – .... (это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами)

* Простые предложения соединяются в сложные ....  (при помощи интонации и союзов или союзных слов.)

* Если в ССП есть общий член,.... (то в предложении запятая не ставится).

* Союзы а, но, да (но) – ..... (противительные)

- Ребята, вот мы и обобщили с вами знания по теме “ССП”.

Домашнее задание.

(Слайд 25) Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

Дома рассмотрите на вклейке репродукцию картины А. А. Пластова “Первый снег”, составьте небольшой рассказ, используя как можно больше ССП с разными видами союзов, по желанию составьте к ним схемы.

Рефлексия.

(слайд 26)

Вот закончился урок
Подвести нужно итог.
Пришло время оценки выставлять.
Вам желаю только “пять”.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли мы выполнить поставленные в начале урока цели:

- Мы повторили: сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы; учились отыскивать сложносочиненные предложения в тексте и среди различных предложений, определяли значения сочинительных союзов.

- Что вызвало трудности, каковы причины этого?

(слайд 27) Определите на каком уровне горы вы находитесь:

  • На уроке было трудно, ничего не понял
  • Испытываю затруднения.
  • Усвоил новые знания, но нужна помощь.
  • Усвоил новые знания и научился применять их на практике.

Заполните таблицу и озвучьте её.

Соединительные ? ?
? а же

но зато

да

однако

?

Осенние воспоминания.

1.Вспоминается мне ранняя погожая осень. 2.Воздух так чист, точно его совсем нет. 3.В поредевшем саду далеко видна дорога к большому шалашу, усыпанная соломой. 4.Около шалаша вечером греется самовар, и по саду расстилается длинной полосой голубоватый дым. 5.Темнеет. 6. В саду горит костёр и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. 7.Пылает багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. 8. На поляне немного светлее, и над головой белеет Млечный Путь. 9. Долго глядишь в темно – синюю глубину неба, переполненную созвездиями. 10. Потом встрепенёшься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому. (По И. Бунину)

Индивидуальное задание. (Сообщения учеников)

С.С.П. наиболее широко используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Они являются средством создания образной, конкретно-чувственной картины, передачи впечатлений, а также средством выражения чувств и оценок. Они могут передавать явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим, явления чередующиеся, сопоставляемые и противопоставляемые.

Пример художественного стиля.

Перед вечером

Среди дня от жаркого ветра стало очень тепло, и вечером на тяге определилась новая фаза весны. Почти одновременно зацвела ранняя ива, и запел полным голосом певчий дрозд, и заволновалась поверхность прудов от лягушек, и наполнился вечерний воздух их разнообразными голосами. Землеройки гонялись перед вечером и в своей стихии, в осиновой листве, были так же недоступны, как рыба в воде. (М.Пришвин)

– действие происходит одновременно, создается образная картина.

Пример публицистического стиля.

Петербург

С Петербургом связана целая эпоха в истории России. Здесь был оплот самодержавия, и здесь же созрели силы освобождения. Здесь был очаг мракобесия, стремящегося подавить все живое, и здесь же, ему наперекор, росла великая русская культура. Здесь развился капитализм и родил себе могильщика – пролетариат.

– В публицистике ССП используются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, и для сопоставления и противопоставления явлений действительности, раскрытия ее противоречий, изменений.

Пример разговорного стиля.

Самовар бы я вам поставил, да чаю у меня нет.

Близок локоть, да не укусишь.

Ты по-осторожней, Петька, а то ведь у меня кипяток под рукой. Смастерил он табуретку, сбил ее он кое-как, но зато покрасил клетку, но зато сверкает лак.

– В разговорной речи употребляются реже, в основном противительные союзы, действия и явления противопоставляются.

Союзы в сложносочинённом предложении, выражая связь между простыми предложениями, не входят ни в одно из них, а располагаются между ними. Поэту при перестановке простых предложений (если она возможна) союз остаётся между предложениями.

Соединительные отношения выражают одновременность происходящих событий и их последовательность

Солнце жаркое село, и хлеборобы отдыхали на стане.

Дожди в непогоду его обливали, да жаркие ветры неслись.

Союз ДА может иметь разговорно-бытовой или фольклорный оттенок.

Употребление противительных союзов указывает на противопоставление событий, на их различие или несоответствие.

С земли не сошёл ещё снег, а озимые показали себя.

Ученье делало дни интересными, вчера же проходили скучновато.

В предложениях с разделительными союзами указывается на чередование событий, выражаются отношения взаимоисключения или чередования.

Не то маячили на той стороне поля, не то это только показались.

Или Наташа хлеб испечёт, или Настенька крендельки принесёт.

Список литературы.

  1. Примерная программа по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы: проект. М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. ГИА. М.: Астрель, 2010.
  3. Асмолов , А.Г.и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.:Просвещение,2010.
  4. Захарова, Т.,А, Чурсина. Л.Н., Юрьева Е.С. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. М.: Планета,2011.
  5. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. М.: Астрель, 2010.
  6. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. М.: Вербум-М, 2010.
  7. Г.А.Богданова .Уроки русского языка в 9 классе. Москва “Просвещение” 2000
  8. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 9 класс. Москва “ Вако” 2007
  9. Русский язык 5-11 классы. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Издательство “Учитель”
  10. ГИА-2009 экзамен по новой форме 9 класс. Русский язык. ФИПИ
  11. Тренировочные варианты экзаменационных работ
  12. ГИА-2010 экзамен по новой форме 9 класс. Русский язык. ФИПИ
  13. Тренировочные варианты экзаменационных работ