Методическая разработка занятия по развитию речи дошкольников по теме «Звук [ж] («песенка жука»). Слушание отрывка из стихотворения И.Солдатенко»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Образовательные задачи:

  • звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, побуждать различать и произносить изолированно звук [ж] в игровых упражнениях («песенка жука), отрабатывать навыки правильного произношения  твёрдого  звука [ж] изолированно, в словах, во фразовой речи, учить произносить звук длительно, на одном выдохе, отчётливо проговаривать слова; совершенствовать умение делить слова на слоги;
  • словарь и грамматика: учить подбирать по смыслу прилагательные и глаголы, согласовывать прилагательные в роде и числе;
  • связная речь: учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, при описании животных называть их признаки, действия.

Развивающие задачи:

  • развивать  умение понимать поставленную задачу;
  • развивать слух и речевой аппарат детей;
  • развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
  • развивать поэтический слух и художественное восприятие литературного текста через прослушивание выразительного чтения стихотворного отрывка;
  • развивать графические навыки (рисование жёлудей).

Воспитательные задачи:

  • формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки.

Материал для занятия:

  • демонстрационный: картинки с изображением жирафа, жабы, журавля, жаворонка, жеребёнка, снежинки, зайца, лисы, ножниц, ежа; сказочный герой Светофорик;
  • раздаточный: пособие Е.В. Колесниковой «От слова к звуку»,  цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Введение в игровую ситуацию

– Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте посмотрим, что в нем?
 (Открываю письмо.) В письме стихотворение:

– Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи?
– Жу, жу, жу, жу,
Я на дереве сижу.
– Жук, жук, покажись!
Надо мною покружись!
– Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
             Н. Френкель

– Полетайте, как жук и спойте его песенку «ж-ж-ж».

II. «Открытие» нового знания

Педагог:  В письме есть загадки. Давайте их отгадаем и найдём картинки-отгадки:

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф)

В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)

Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (Жук)

– Назовите слова-отгадки, выделяя голосом «песенку жука» (Ж-ж-жираф, ж-ж-жёлудь, ж-ж-жук.)
– Какой звук слышится в начале каждого слова? (Звук [ж].)
– Какой это звук? (Согласный твёрдый.)

III. Воспроизведение знаний в типовой ситуации

1. Дидактическая игра  «Узнайте звук»

– Поиграем со звуками. Если услышите песенку комара – звук [з] – хлопните в ладоши, если [ж] – песенку жука – хлопните в ладоши два раза: жаба, замок, жаворонок, зонт, абажур, журнал, животное   и т.д.).

2. Дидактическая игра «Тепло-холодно»

– К нам в гости пришли животные: жираф, жук, жаба, журавль, жаворонок, жеребёнок.
– Какая песенка слышна в названиях этих животных? («Песенка жука» – [ж].)
– Назовите животных, выделяя голосом звук [ж]. (Ж-жираф, ж-жук, ж-жаба, ж-журавль, ж-жаворонок, ж-жеребёнок.).
– Сейчас животные будут от вас прятаться. Чтобы отыскать их, буду подсказывать: тепло-холодно. Закройте глаза. (Прячу жабу.) Откройте глаза. Кто спрятался?
(Вызываю ребёнка. Когда ребёнок отыскивает жабу, он определяет количество слогов в слове. Аналогично обыгрываем другие игрушки.)

IV. Включение в систему знаний и повторение

1. Дидактическая игра «Будь внимательным» (3, с.28)

(На картинке изображены предметы: снежинка, заяц, лиса, ножницы, ёжик.)
– Обведите только те предметы, в названии которых есть «песенка жука».
– Назовите предметы так, чтобы песенка жука была хорошо слышна. (Снеж-жинка, нож-жницы, ёж-жик.)
– Назовите животных, которых не обвели, объясните, почему. (Лису, зайца – потому что в их названии нет звука [ж].)
– Снежинка – какая она? (Белая, холодная, узорчатая, красивая.)
– Зайка какой? (Трусливый, пугливый, быстрый, ушастый, белый.)
– Лиса какая? (Хитрая, рыжая, пушистая, длиннохвостая.)
– Ёж какой? (Колючий, трудолюбивый.)
– Отгадайте загадку:

Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёжик.)

– Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.)
– Чем похожи все иголки? (Они острые, колючие, тонкие.)
– Какой иглой мы шьём и вышиваем? (Швейной.)
– Что шьют швейной иглой? (Одежду.)
– Что делают медицинской иглой? (Укол.)
– Можно ли ежа погладить рукой?
– Почему нельзя вдеть нитку в ежиную иголку?
– У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат … (короткие и тонкие.)

2. Дидактическая игра «Громко-шёпотом», «Быстро-медленно»

– А сейчас мы поиграем в игру «Громко-тихо, быстро-медленно»:

Лежит ёжик у ёлки, а у ежа – иголки.
Не живут ужи, где живут ежи.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.

(Дети произносят скороговорки сначала вместе, а потом индивидуально с разной силой звука: громко-тихо-шепотом и в различном темпе: быстро-медленно.)

3. Слушание отрывка из стихотворения И. Солдатенко

– Послушайте отрывок из стихотворения:

Вышла девочка на лыжах,
А за ней котёнок рыжий.

– На чём катается девочка? (Девочка катается на лыжах.)
– Какого цвета котёнок?  (Котёнок рыжий.)
– Какого цвета у девочки шапка и шарф? (Жёлтого цвета.)
– Какого цвета лыжи? (Жёлтого.)
– Чья песенка слышится в названии предметов, которые вы назвали? («Песенка жука».)
– Послушайте ещё раз стихотворение и постарайтесь его запомнить.
– Прочитайте стихотворение весело (ласково).

4. Практическое задание «Рисуем жёлуди» на развитие мелкой моторики рук (3, с.29).

– Отгадайте загадку:

В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь.)

– Чья песенка слышна в слове?
– Нарисуйте жёлуди как показано на рисунке.

V. Итог занятия

– Ребята, вам понравилась занятие?
– Что было  самым интересным? А самым трудным?
– Как звучит «песенка жука»?
– Назовите слова со звуком [ж].

VI. Самоконтроль и самооценка

– На странице в нашем пособии (3, стр.29) закрасьте шарик в правом нижнем углу зелёным цветом, если вы сумели назвать слова со звуком  [ж] без помощи взрослого; если вам трудно назвать 3-4 слова с этими звуками, закрасьте шарик жёлтым цветом; а если вы совсем не смогли назвать такие слова, закрасьте красным цветом.
– Эти цвета такие же, как у светофора, и они обозначают: зелёный – все в порядке, жёлтый – попроси помощи у взрослого, красный – постарайся выполнить задания ещё раз и будь внимательным.

Источники:

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ_ПРЕСС, 1995. – 384 с.
4. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет /Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: учеб.-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку» / Е.В. Колесникова. – М.: Ювента, 2013. – 80 с.
6. Колесникова. Е.В. Слова, слоги, звуки. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу «Слова, слоги, звуки» для занятий с детьми 4-5 лет. – М.:Ювента, 2013. – 48 с.
7. Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 1-4. –  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 68 с.
8. Ушакова О.С. Материалы курса «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»: лекции 5-8. –  М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 80 с.
9. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
10. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 272 с.