Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Моя малая Родина»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать у старших дошкольников развитию интереса к малой Родине, достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.

Интеграция образовательных областей:

Образовательная область “Познавательное развитие”

  • Формировать обобщенное представление о многонациональности народов Среднего Поволжья.
  • Развивать интерес к родному городу, памятным местам города, природе родного края.
  • Воспитывать гордость за свою малую Родину.

Программное содержание “фото- кейс” формировать у детей способность находить выход из нестандартных ситуаций, уметь договариваться.

Образовательная область “Речевое развитие”

  • Обобщать знания на употребление личных местоимений “мой”, “моя”, “наша”. Развивать умения детей строить грамматически правильно предложения. Упражнять детей в ориентации по словесному описанию. Закреплять умения строить предложения разных конструкций.

Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”

  • Формировать чувства патриотизма, уважение к землякам.
  • Пробудить интерес к достопримечательностям города Тольятти.
  • Воспитывать чувство восхищения, гордости к истории своего города.
  • Прививать бережное отношение к природе родного края

Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”

  • Приобщать детей к восприятию художественных ценностей родного города
  • Совершенствовать навыки оформления книги города Тольятти.
  • Испытывать потребность в развитии познания через видеофильмы.
  • Способствовать становлению и проявлению у детей интереса к оформлению книги города Тольятти.

Материал:

  • Мини-фото памятников города Тольятти, фото улиц города, фото-кейс “Осторожно улица”, иллюстрации птиц, растений, животные из Красной книги Жигулевского заповедника, обложка книги.

Предварительная работа:

  • Рассматривание фотоальбомов о достопримечательностях, чтение стихов города Тольятти.
  • Работа с интерактивными пособиями (карта города Тольятти), беседы о людях, живущих в городе Тольятти), викторины на тему “Моя улица”, “Найди свой дом на карте Тольятти”, “Найди и назови”.
  • Рисование сюжетов о родном городе. Составление рассказов “Я живу в Тольятти”, “Моя родина Самарский край”.

Активизация словаря: малая родина, родной край, Автозаводский район, Россияне, тольяттинцы, памятники.

Ход деятельности

1 ч. Работа с глобусом.

Воспитатель: загадывает загадку о глобусе.

На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь. (Глобус)

Воспитатель: Правильно. Ребята, а у нас в группе есть глобус? Что вы знаете о глобусе?

Дети: глобус - уменьшенная модель нашей планеты Земля, она очень красивая. На ней есть леса, поля, горы, реки, моря. Это уменьшенная модель Земли, позволяет, представит форму нашей планеты; глобус - это модель планеты Земля, так из космоса выглядит наша планета Земля.

Воспитатель: Посмотрите сколько на нашей планете много различных стран и народов. Какие страны вы знаете? (Великобритания, Австралия, Германия, Китай и т.д.)

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живём?

Дети: наша страна называется – Россия

Воспитатель: А люди, которые в ней живут в Россииоссии?

Дети: люди, которые живут в России - россияне

Воспитатель: Мы Россияне и живем в большой прекрасной стране – Россия. Россия – это наша Родина, но у каждого из нас есть своя малая Родина, как вы это понимаете?

Дети: малая Родина- это где мы родились; где мы выросли; где живут наши родители и родня мама и папа, друзья; это город Тольятти

Воспитатель: Тольятти - это наша малая Родина.

2 ч. Мотивация к деятельности участие в конкурсе.

На ноутбуке слайд с приглашением конкурса

Воспитатель: ребята, в интернете я увидела приглашение для участия в конкурсе "Моя малая Родина". А вы хотите поучасвствовать? Но для этого нужно постараться и применить все свои знания. Вы согласны?

Воспитатель: Ребята, как мы можем рассказать?

Дети: (примерные ответы) – послать письмо, по почте переслать фотоальбом, снять и подарить видеофильм, рассказать о городе по скайпу, создать книгу о городе Тольятти,

Воспитатель: вариантов очень много, предлагаю рассказать о нашем городе через книгу, которую мы с вами создадим. Что же можно поместить в эту книгу?

Дети: (примерные ответы) – в книгу мы бы хотели поместить рисунки, фото с улицами, достопримечательности (памятники, театры, парки, наш детский сад), о природе родного края.

Воспитатель: Правильно, для начала вспомним, какие улицы нашего города мы знаем.

Интерактивная игра "Цепочка"

(Дети перечисляют название улиц, передавая флаг друг другу)

3 ч. Работа над созданием страницы книги - улицы города.

Воспитатель: предлагаю вам оформить первую страницу нашей книги и поместить фотографии улиц нашего города

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Вот, сколько улиц в нашем городе, предлагаю вам пройтись по этим улицам!

Физминутка "Улицы нашего города"

Воспитатель: на улицах города нужно быть внимательными и помнить о безопасности, чтобы не случилась неприятная история, которая произошла с одним мальчиком

Работа с кейсом “Не играйте у дороги”

Рис. 1

Технологическая карта

Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1 этап Подготовительно-мотивационный Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая сопровождается рассматриванием фотографии: “Однажды Катя с папой возвращались из детского сада домой. И вдруг увидели на обочине у дороги мальчика в футбольной форме, который бежал и ловил укатившийся мяч”. Как вы думаете, что произошло?”

Послушайте еще раз эту историю

Дети рассматривают фотографию, слушают рассказ.

Ответы детей:

- его кто-то обидел;

- он потерялся;

- играл в футбол, а мяч вылетел на дорогу;

- не может перейти дорогу;

- забыл адрес, куда нужно было идти;

- Поссорился с друзьями...

2 этап “Мозговой штурм” Как помочь мальчику достать мяч? Ответы детей:

- обратиться за помощью к взрослым;

- позвать милиционера, вызвать дорожную службу;

- когда загорится красный свет для машин забрать мяч;

- попросить маму купить новый мяч;

- Остановить машины.

3 этап Принятия решения Очень хорошо! Какой же вариант ответа, вы бы выбрали? Дети совещаются, спорят, советуются. В результате, приходят к мнению: обратиться за помощью к милиционеру.
4 этап Оценочно-рефлексивный Ребята, а вы бы как поступили в этой ситуации?

Очень хорошо. Вы ребята совершенно правы, и поступили бы правильно.

-если бы у меня убежал мяч на дорогу, я бы сразу же побежал к маме и все ей рассказал;

- а я бы позвал на помощь милиционера;

- я бы никогда не играл около дороги, и тогда бы этого не произошло...

Работа над созданием страницы книги - памятники города.

Воспитатель: О чем еще можно рассказать в нашей книге?

Дети: (примерные ответы) - Я предлагаю рассказать о памятниках нашего города.

Воспитатель: Об этом расскажем в игре "Карусель". Мальчики пригласите девочек на игру. Внутренний круг - девочки, внешний - мальчики.

Из предложенных фотографий выбрать те, памятники нашего города, которые дороги тольяттинцам.

Интерактивная игра "Карусель".

Дети договариваются, выбирают фотографию и рассказывают о своем выборе.

Воспитатель: Очень много интересного узнали о Тольятти! Но много ещё неизведанного, например, в городе есть памятник “Преданности”, знаете ли вы историю этого памятника? Предлагаю вам посмотреть видеофильм.

Просмотр видеофильма о Преданности собаки.

Работа над созданием страницы книги - природа родного края.

Воспитатель: А теперь предлагаю поместить памятные места города Тольятти в нашу книгу. Дети вкладывают памятники города в конверт книги.

Воспитатель: очень много улиц, памятников, достопримечательностей создают и украшают наш город, но также, ребята наш край богат природой. Я вам предлагаю поделиться на группы и рассмотреть красоты нашего края. Для того чтобы в нашей книге был порядок и странички не перепутались нужно распределить обязанности кто за какую страничку будет отвечать. Вот здесь лежат фишки трех видов. А теперь проходите к столам своего цвета (дети делятся на три команды).

  • Зеленый - “Птицы нашего края”:
  • Красный - “Животные нашего края”
  • Желтый - “Растительность нашего края”

(Самостоятельная работа детей. Дети подходят к столу, на котором разложены иллюстрации с изображением животных, птиц, деревьев и рассказывают о наиболее редких и характерные нашему краю в страницах книги

Воспитатель: Ребята, посмотрите какую книгу о нашем городе мы собрали. Я думаю, что эта книга займёт достойное место на конкурсе “Моя малая Родина-город Тольятти”.