Знаки-символы как механизм развития универсальных учебных действий младшего школьника. 1–2-е классы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Результатами освоения основной образовательной программы являются: предметные УУД, метапредметные УУД, личностные УУД. Метапредметные результаты - освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.

Отслеживание результатов формирования метапредметных УУД в 1-м и 2-м классе начальной школы проводится мною по методике Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой и др. “Школьный старт” и мониторингу Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой “Учимся учиться и действовать”. Авторы этих методик считают основными в 1-м классе восемь умений:

- два регулятивных умения (планирование и оценка);

- шесть познавательных умений (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, установление причинно-следственных связей).

Чтобы ребята с первых дней в школе стали полноправными участниками процесса обучения, необходимо их вовлекать в образовательный процесс, в период адаптации создавать положительный эмоциональный настрой. Для этого я использую знаки- символы. Работа с символами ведется в нескольких направлениях:

1. Психо-эмоциональный блок: В течение 1-го класса мы с детьми заполняли “Портфолио первоклассника”. В Портфолио представлена работа по формированию у первоклассника положительного эмоционального отношения к окружающему миру и по оценке учебных достижений ученика (использование знаков-символов); особое внимание уделяется организации совместной работы учителя и родителей. Работа в Потфолио ведется и в этом учебном году, потому что является оптимальным способом организации системы накопительной оценки учащегося, демонстрирует его усилия, прогрессии достижения в различных областях; объединяет количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

Для повышения положительного эмоционального настроя на урок в 1-м классе использовала “Замки”. За активную работу на уроке, дети получают плюс, в конце недели раскрашивали кирпичики на замках следующими цветами: красный – математика, желтый – письмо, обучение грамоте, зеленый – окружающий мир, синий – ИЗО, технология. Для хранения работ и достижений учащихся заведены папки таких же цветов по предметам, которые будут пополняться работами и достижениями детей в период с 1 по 4 класс.

2. Познавательный блок:

В первом классе процесс формирования метапредметных УУД находится на начальном этапе. Ребенок выполняет то или иное универсальное учебное действие по образцу, содержащему необходимый способ действия. С сентября 2012 г в 1-ом классе мною детям были предложены символы-знаки для обозначения разных видов заданий (формируем анализ и синтез). Введение этих символов проходит в несколько этапов:

1. Знакомство со знаком-символом: Работа, по возможности, проводилась на каждом уроке. На листе формата А4 маркером были нарисованы условные знаки, обозначающие разные виды работ, например:

 - раскрашивание; - работа с картинами или иллюстрациями и др., первоклассники выбирали знаки для вида задания, вывешивали на магнитах на доске.

2. Самостоятельное использование знаков-символов: Затем все эти знаки стали переносить на лист формата А5; все условные знаки на магнитах вывешивались с обратной стороны доски; дети перед выполнением задания выбирали из всех знаков нужный знак-символ для обозначения вида работы.

3. Совместное составление плана урока: После этого совместно с детьми стали составлять план урока (формируем планирование, анализ, синтез, обобщение, классификацию, планирование). Первые 2 недели использовали материал учебника, предложенный авторами на урок: ребята открывают учебник или тетради на печатной основе и рассматривают задания, предложенные для выполнения. Анализируя виды заданий, они выбирают символы-знаки для обозначения этих видов заданий, которые вывешиваются на доску друг под другом сверху вниз (получается план урока). Для каждого урока (математика, письмо, чтение, окружающий мир) получался свой план.

Проведя анализ планов урока, совместно с детьми пришли к выводу, что планы уроков отличаются друг от друга, а система заданий и их порядок внутри урока для каждого предмета остается примерно одинаковым: основные этапы урока сохраняются, меняются только некоторые виды заданий и происходит их усложнение. В дальнейшем в процессе коллективной работы ученики сами могли составить план урока по предмету, не знакомясь предварительно с заданиями, предложенными на урок, внося необходимые корректировки по ходу урока с учетом содержания заданий. Постепенно рисунки для обозначения видов заданий заменяются словами, появляются карточки с надписями “итог”, “загадка”, “самостоятельная работа” и др. Дети замечают, что карточки с некоторыми знаками используются на всех уроках, например: “итог” и др., а знаки: ломаные, знаки сравнения – используются только на уроке математики (формируется анализ и синтез): происходит классификация знаков-символов на общие (используем на всех уроках и во внеурочной деятельности) и специальные (используем только на каком-то уроке).

Активно использовался на уроках и компьютер: многие знаки сразу же создавались (вместе с детьми) на интерактивной доске, тут же распечатывались на принтере и вывешивались на доску. Обсуждая и создавая на доске “Алгоритм решения простой задачи”, в процессе обсуждения понятия “алгоритм”, одна ученица заметила, что схема нашего урока математики (она у детей перед глазами на доске) – это тот же алгоритм. Тут же и прошло у нас незапланированное учителем “открытие”, что схемы наших уроков – алгоритмы, которые для каждого урока свои. Происходит процесс формирования классификации, сравнения, обобщения, причинно-следственных связей.

Одновременно с введением знаков-символов для обозначения видов заданий были введены и знаки для обозначения способов получения информации, предложенные авторами “Программа 2100”: - письменная речь, - зрительная (визуальный способ получения информации) речь, - устная речь, - слуховая речь (аудиальный способ получения информации); - получения информации из компьютера, презентации на компьютере, работа на компьютере. Для каждого вида заданий на уроке определялся и способ получения информации, который вывешивался на доску рядом с заданием. Во втором полугодии 1-го класса мы с детьми и начали использовать круги разного цвета для обозначения разных видов УУД: зеленый цвет – коммуникативные, синий – познавательные, оранжевый – регулятивные, красный – личностные УУД. После выполнения задания мы с ребятами определяли, что же формируется (или тренируется) у них. К концу учебного года практически все дети могли правильно определить и вид задания, и способ получения информации, и вид УУД.

 

Формирование самооценки (регулятивные УУД) началось практически с первых уроков первого класса. Использую в своей работе Технологию оценивания (ТО) образовательных достижений учащихся, разработанную в рамках эксперимента Российской академии образования в 2004–2007 годах. Научный руководитель эксперимента – академик РАО, доктор психологических наук Д.И. Фельдштейн. Развитие умения самооценки (1-й класс) происходило в несколько шагов:

1-й шаг (на первых уроках). Эмоциональная оценка прошедшего урока (дня). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов на каждом уроке. В конце каждого урока в дневнике предлагаю детям закрасить круги определенным цветом (таблица-схема на доске): “зеленый” - “задание выполнено хорошо, “жёлтый” - задание выполнено с недочётами, “красный” - задание выполнить не удалось.

2-й шаг (через 2 недели). Оценка содержания своей письменной работы.

3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок самооценки.

К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 и 4.

Как оценить свою работу?

  • Какое было задание?
  • Смог выполнить?
  • Правильно или с ошибкой?
  • Сам или с чьей-то помощью?

Выбираем урок для работы по развитию самооценки (1-2 урока в день). Систематически проводим такую работу, постоянно обращая внимание класса на порядок действий при оценивании. Во втором классе происходит оценивание работы на уроке и выполнение разных видов заданий.

Для формирования коммуникативных УУД использую на уроках разные формы работы: работа парах, группе, формы свободной работы. Одновременно со знаками-символами вводятся и знаки для определения этих форм работы (например: работа в группе: , работа в паре: и т. д.).

3. Блок внеурочной деятельности: Диагностика уровня сформированности УУД первоклассников подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике. Знаки-символы стали использовать не только для составления плана урока, но и в методе проектов. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект “ЗОЖ” уже в сентябре. Сначала мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия “ЗОЖ”. Использовали знаки для составления плана. План реализации проекта составляли все вместе. Каждый внёс своё предложение. Распределив задания, обсудив способы и сроки работы, решили, что основную часть работы дети будут выполнять под руководством учителя, а оформительскую часть выполнят самостоятельно.

Алгоритм ведения работы:

  1. Выбор общей темы, распределение подтем.
  2. В течение 2-х недель подборка материала, совместно с родителями подготовка презентации своего выступления.
  3. Выступление перед классом, в результате чего все ученики класса знакомятся с материалами по темам.
  4. Работа совместно с родителями: внеурочная деятельность – совместные походы, праздники, участие в спортивных соревнованиях.

Итог работы.

В процессе работы над проектами у детей формируются коммуникативные, метапредметные УУД.