Педагогическое сопровождение одаренного ребенка на уроках технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Процитируем выдающегося Конфуция: “Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю”. Вторит ему и древняя славянская поговорка: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – я запомню. Приобщи меня к работе – я все пойму”. Таким образом, мудрость, очевидно, подтверждает необходимость технологического труда в качестве средства освоения навыков самостоятельной деятельности. Урок технологии в школе служит этой цели и является средством формирования творческого отношения ребенка к труду, что позволяет ему не только опробовать свои силы в конкретной творческой деятельности, но и овладеть ориентацией в современном высокотехнологическом, информационном обществе, а значит развить способности самостоятельно ставить и решать задачи своего развития и экономического благополучия.

Ценности и ориентации образования обусловили необходимость понимать ученика как индивидуальную возможность и индивидуальную действительность. При условии, что ребенок с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться находить оригинальные решения, создавать, придумывать, то формирование его личности будет проходить на  основе обогащения ее интеллектуального профиля. По мере взросления ребенка его индивидуальные способности проявляются все ярче, что становится все более очевидным для родителей и педагогов и проявляется в более высокой, чем у его сверстников восприимчивости к учению и более выраженных творческих проявлениях. При этом одаренного ребенка не устраивают традиционные методы обучения, так как у него нет возможности особо проявить, реализовать себя и, поэтому его одолевают скука, монотонность, а иногда и отрешенность от всего, что происходит на уроке. Одаренного ребенка характеризует стремление к лидерству, повышение требований к себе и окружающим, стремление к совершенству во всем, нетерпимость. Это необходимо использовать – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. Определив одаренных ребят, педагог должен научить их самостоятельному мышлению, поддерживая при этом их активный интерес к предмету. Одаренный ребенок по своей сути исследователь оптимального решения и он должен находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. Исходя из этого, каждый урок технологии – это своего рода исследование, поиск. В творческой обстановке всегда рождаются новые замыслы, идеи, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех и в большей мере – одаренным детям. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. Выполняется основная задача начальной школы – разбудить мысль каждого ученика. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке учитель по технологии должен использовать компьютерные презентации, составленные по материалам урока.

Перед педагогом к каждому уроку трудового обучения стоят задачи развития у детей творческого воображения, умения в обычном видеть необычное, а также побуждения интереса к современным инструментам творческих задач, развития творческих способностей, воображения, фантазии учащихся, поиска интересных и понятных для детей тем для творчества.

Решая любую проблему, ученик может либо применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень), либо изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень). Одаренный ребенок, как правило, избирает второе [3, c.42].

Успешность развития трудовых действий одаренного ребенка определяется его положительной мотивацией, которая, в свою очередь, зависит от трудовой умелости. В процессе освоения практических умений в той или иной сфере у детей расширяется круг представлений, формируется индивидуальная система знаний. Зная о практическом применении своих поделок, дети работают просто с увлечением. Необходимо предоставить ребенку возможность созидать, выполняя творческие задания с максимальной активизацией мыслительных процессов [2, c.15].

На уроках дети работают как индивидуально, так и в творческих группах. Работа творческих групп над коллективными проектами имеет большое воспитательное значение для развития художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории, традициям, для профессиональной ориентации. В таких группах целесообразно предоставить одаренным детям иметь возможность самостоятельного выбора темы проекта, порядка его реализации. Создание в таких коллективных проектах оригинальных изделий и композиций из бумаги, картона, пластилина, текстильных и природных материалов может явиться средством активизации интереса детей к такого рода проектам, а одаренные дети могут служить “генераторами” новых идей и приемов их реализации.

Педагог должен приложить все усилия для того, чтобы научить детей порядку, закономерностям изготовления поделки. Конечная цель каждого урока – так объяснить ребенку как изготовить ту или иную поделку, чтобы он смог самостоятельно изготовить её ещё не раз, привнося в этот процесс и свое индивидуальное видение. Считаю, что каждой поделке необходимо придавать практическое назначение: она должна стать либо наглядным пособием, или выставочным экспонатом, подарком к празднику или любимой игрушкой [1, c.201].

Помимо ручного труда на уроках трудового обучения необходимо применять творческие игры. Одаренные дети значительно активнее принимают инициативу такой игры, это вызывает у них положительное отношение к выполняемой технологической деятельности, учит находить решения в нестандартной ситуации.

Отметим, что педагогическое сопровождение одаренного ребенка на уроках технологии в начальной школе – это оптимизация уровня сложности и трудности заданий для одаренных учеников, что предполагает развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности, поддержание интереса, любознательности, формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение творческих игр, коллективной деятельности, обучение рациональным приемам познавательной деятельности. Все это ведет к созданию педагогических условий формирования интереса одаренных учащихся к личностно-творческой саморелизации на уроках технологии.

Список литературы

  1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010. – 312 с.
  2. Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. – 3 изд., перераб. и доп. – Чита, 2010. – 68 с.
  3. Синягина Н.Ю. Личностно-ориентированное развитие одаренных детей. – М.: АНО “ЦНПРО”, 2011. – 176 с.