Сценарий урока музыки по теме "Мир человеческих чувств". 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Содержание:

  1. Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова).
  2. Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Характеристика видов деятельности:

  1. Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки;
  2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии;
  3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке

Цель урока: услышать характерные особенности романсовой музыки.

Задачи урока:

  1. эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  2. воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
  3. формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока
Музыка (Слушание) Иллюстрация Урочный (Пение)
№10 – «Ах, ты степь широкая...» Русская народная песня
№ 15 – М. Глинка, слова Н. Кукольника «Жаворонок»
№ 16 – С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна»
Страница 77 Дневник музыкальных наблюдений
«Жаворонок» М. Глинка, стихи Н. Кукольника

Результаты освоения содержания материала на уроке

Личностные

  1. овладение художественными навыками в процессе продуктивной музыкально-творческий деятельности;
  2. формирование общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  3. формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.

Метапредметные

  1. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  2. размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  3. использование разных источников информации;
  4. стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные

  1. умение находить взаимосвязи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений;
  2. умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров– песни, романса;
  3. знание имён композиторов (С.В. Рахманинов, М.И. Глинка);
  4. проявление навыков вокально-хоровой деятельности.

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.– С. 76-78; С. 73-75; С.59-60

Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Искусство. Музыка»:

Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.– М.:Дрофа, 2014.-64 с.: ил., нот.

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику «Искусство. Музыка», 5 класс.-М.: ООО «Дрофа», 2014.

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано.

Оборудование: ноутбук.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие;
  • Школьный журнал: отметить отсутствующих;
  • Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных наблюдений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями

2. Творческая деятельность на уроке

А. Инструментарий урока:

Учебник: С.76 – 78; С. 73-75; С.59-60

Дневник музыкальных наблюдений: С 9

Песенный репертуар: Дневник музыкальных наблюдений, С.40

«Жаворонок», М. Глинка, Стихи Н. Кукольника

Слушание музыки: CD:

№10 – «Ах, ты степь широкая...» Русская народная песня

№ 15 – М.Глинка, слова Н.Кукольника «Жаворонок»

№ 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна»

Учитель: Мы продолжает изучать «Романс как самый поэтический жанр вокальной музыки».

Запись домашнего задания в школьный дневник: – ДМН (Дневник музыкальных наблюдений): страница 9, задание № 2: Запиши стихотворение, на которое бы ты сочинил романс, если бы был композитором.

Б. Распределение «ролей», или деятельность в малых группах:

группа № 1 (1 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 1

группа № 2 (2 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 2

группа № 3 (3 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 3

малая группа № 4 (два ученика за одной партой)работа со словарем

страницы 183 – 188 (определить, какие термины «спрятались» в тексте изучаемого параграфа

малая группа № 5 (два ученика за одной партой) описание иллюстрации, или «Как иллюстрация созвучна теме урока», стр. 77

«аналитическая группа» подведение итога урока, или «Что мы сегодня узнали»

«экспертная группа» «оценочная деятельность» участников учебного процесса, или «Если бы я был учителем, как оценил бы деятельность учащихся»

В. Сценарий урока

Учащиеся: групповая/индивидуальная деятельность по «ролям»: подготовка ответов.

Учитель: оформление школьного журнала, подготовка аппаратуры к слушанию музыки

Целеполагание: «Исследовать: что выражает романсовая музыка»

Слушание музыки: СD № 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна»

Защита исследований:

Группа 1

Вопрос 1, страница 78: «Как в романсе С.Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости природы и человека?»

Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:

Я узнал(а), что ...

  • Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству ярко проявило себя в романсах русских композиторов.
  • «Ночь печальна» – произведение, редкое по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. В нём с особой силой проявилось стремление русской музыки к одушевлению окружающего мира.
  • Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший традиционным для русского искусства – мотив единства природы и человеческой души.
  • «Ночь печальна» – не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась бы ему степь?
  • Свой вариант ответа.

Группа 2

Вопрос 2, страница 78: «Подумай, чем отличается степь в русской народной песне «Ах, ты степь широкая...» от степи в романсе «Ночь печальна»?

Слушание:

С. 59 – Русская народная песня «Ах, ты степь широкая» (варианты: исполняет учитель, слушание: CD: №10 – «Ах, ты степь широкая...»).

Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:

Я узнал(а), что ...

  • В русской народной песне «Ах, ты степь широкая» отражён русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи. Русская народная песня звучит неторопливо и величаво. Народная песня выражает через образ природы характер и силу русского народа.
  • В романсе «Ночь печальна» одиночество человека сливается с одиночеством ночи. Порыв сменяется прежним мерным звучанием и повторение первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.
  • В романсе мы видим, какой одушевлённая становится природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна»– не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась бы ему степь?
  • Свой вариант ответа.

Группа 3

Вопрос 3, страница 78: «Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения? Построй свой ответ на примере романса «Жаворонок» и «Ночь печальна».

Слушание:

СD № 15 – М.Глинка, слова Н.Кукольника «Жаворонок», вступление

Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:

Я узнал(а), что ...

  • В романсе «Жаворонок» – ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков. В фортепианном сопровождении романса «Жаворонок» – звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.
  • Свой вариант ответа.

Слушание:

CD № 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна», вступление

Я узнал(а), что ...

  • В романсе «Ночь печальна» музыка мерно звучащая, окрашена грустным настроением. Музыка не обрывается. Её поток подхватывает последнюю интонацию, и затем уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то. Что невозможно выразить словами. Об этом писал А.Фет: «Что не выскажешь словами, звуком на душу излей».

Группа 4

Работа со словарными словами, страница 183-186

Учащиеся изучили текст параграфа и определили словарные слова:

  • аккомпанемент;
  • жанры;
  • Кукольник Нестор Васильевич.

Возможна помощь класса:

  • виртуоз (в совершенстве владеет техникой своего искусства: пение, игра на музыкальном инструменте);
  • звукоподражание (трели жаворонка, парящего в небе).

Группа 5: Описание иллюстрации, или Что художник услышал в романсе «Ночь печальна».

Учащиеся:

  • В романсе выражено не просто лирическое чувство, а длинная цепь образов.

«Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий».

  • Одиночество человека подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
  • Музыка помогает понять героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. Степь пуста. Одиночество человека сливается с печалью ночи.
  • Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в музыку.
  • Свой вариант описания иллюстрации.

«Аналитическая группа» (вывод урока)

Учащиеся:

  • Мы узнали, что ...
  • Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству ярко проявило себя в романсах русских композиторах.
  • В романсах выражаются человеческие переживания, раздумья, стремления.
  • Романс — произведение редкое по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения.
  • Свой вариант ответа.

Вокально-хоровая деятельность на уроке:

Дневник музыкальных наблюдений, страница 40.

«Жаворонок», М. Глинка, стихи Н. Кукольника

Учитель: Подумайте, с каким чувством вы будете исполнять романс. В процессе вокального исполнения отразите понимание изученного на уроке материала.

«Экспертная группа» (рефлексия)

«5» – содержательные ответы учащихся;

  • активность учащихся в деятельности группы;
  • дополнения к ответам учащихся других групп;
  • культура слушания музыки.;
  • культура вокального творчества.

Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.