Содержание:
- Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С. Рахманинова).
- Роль фортепианного сопровождения в романсе.
Характеристика видов деятельности:
- Самостоятельно определять характерные свойства камерно-вокальной музыки;
- Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии;
- Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке
Цель урока: услышать характерные особенности романсовой музыки.
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
- формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока | ||
Музыка (Слушание) | Иллюстрация | Урочный (Пение) |
№10 – «Ах, ты степь широкая...» Русская народная песня № 15 – М. Глинка, слова Н. Кукольника «Жаворонок» № 16 – С. Рахманинов, стихи И. Бунина «Ночь печальна» |
Страница 77 | Дневник музыкальных наблюдений «Жаворонок» М. Глинка, стихи Н. Кукольника |
Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные
- овладение художественными навыками в процессе продуктивной музыкально-творческий деятельности;
- формирование общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формирование навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности.
Метапредметные
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
- использование разных источников информации;
- стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные
- умение находить взаимосвязи между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника для 5 класса и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений;
- умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров– песни, романса;
- знание имён композиторов (С.В. Рахманинов, М.И. Глинка);
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности.
УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113
Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.– С. 76-78; С. 73-75; С.59-60
Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева «Искусство. Музыка»:
Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.– М.:Дрофа, 2014.-64 с.: ил., нот.
Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику «Искусство. Музыка», 5 класс.-М.: ООО «Дрофа», 2014.
Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано.
Оборудование: ноутбук.
Ход урока
1. Организационный момент
- Приветствие;
- Школьный журнал: отметить отсутствующих;
- Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных наблюдений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями
2. Творческая деятельность на уроке
А. Инструментарий урока:
Учебник: С.76 – 78; С. 73-75; С.59-60
Дневник музыкальных наблюдений: С 9
Песенный репертуар: Дневник музыкальных наблюдений, С.40
«Жаворонок», М. Глинка, Стихи Н. Кукольника
Слушание музыки: CD:
№10 – «Ах, ты степь широкая...» Русская народная песня
№ 15 – М.Глинка, слова Н.Кукольника «Жаворонок»
№ 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна»
Учитель: Мы продолжает изучать «Романс как самый поэтический жанр вокальной музыки».
Запись домашнего задания в школьный дневник: – ДМН (Дневник музыкальных наблюдений): страница 9, задание № 2: Запиши стихотворение, на которое бы ты сочинил романс, если бы был композитором.
Б. Распределение «ролей», или деятельность в малых группах:
группа № 1 (1 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 1
группа № 2 (2 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 2
группа № 3 (3 ряд, «парная деятельность») — страница 78, вопрос № 3
малая группа № 4 (два ученика за одной партой) — работа со словарем —
страницы 183 – 188 (определить, какие термины «спрятались» в тексте изучаемого параграфа
малая группа № 5 (два ученика за одной партой) — описание иллюстрации, или «Как иллюстрация созвучна теме урока», стр. 77
«аналитическая группа» – подведение итога урока, или «Что мы сегодня узнали»
«экспертная группа» – «оценочная деятельность» участников учебного процесса, или «Если бы я был учителем, как оценил бы деятельность учащихся»
В. Сценарий урока
Учащиеся: групповая/индивидуальная деятельность по «ролям»: подготовка ответов.
Учитель: оформление школьного журнала, подготовка аппаратуры к слушанию музыки
Целеполагание: «Исследовать: что выражает романсовая музыка»
Слушание музыки: СD № 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна»
Защита исследований:
Группа 1
Вопрос 1, страница 78: «Как в романсе С.Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости природы и человека?»
Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:
Я узнал(а), что ...
- Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству ярко проявило себя в романсах русских композиторов.
- «Ночь печальна» – произведение, редкое по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. В нём с особой силой проявилось стремление русской музыки к одушевлению окружающего мира.
- Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший традиционным для русского искусства – мотив единства природы и человеческой души.
- «Ночь печальна» – не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась бы ему степь?
- Свой вариант ответа.
Группа 2
Вопрос 2, страница 78: «Подумай, чем отличается степь в русской народной песне «Ах, ты степь широкая...» от степи в романсе «Ночь печальна»?
Слушание:
С. 59 – Русская народная песня «Ах, ты степь широкая» (варианты: исполняет учитель, слушание: CD: №10 – «Ах, ты степь широкая...»).
Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:
Я узнал(а), что ...
- В русской народной песне «Ах, ты степь широкая» отражён русский пейзаж, облик бескрайней широкой степи. Русская народная песня звучит неторопливо и величаво. Народная песня выражает через образ природы характер и силу русского народа.
- В романсе «Ночь печальна» одиночество человека сливается с одиночеством ночи. Порыв сменяется прежним мерным звучанием и повторение первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.
- В романсе мы видим, какой одушевлённая становится природа, когда она близка чувствам человека. «Ночь печальна»– не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий её? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась бы ему степь?
- Свой вариант ответа.
Группа 3
Вопрос 3, страница 78: «Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения? Построй свой ответ на примере романса «Жаворонок» и «Ночь печальна».
Слушание:
СD № 15 – М.Глинка, слова Н.Кукольника «Жаворонок», вступление
Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока:
Я узнал(а), что ...
- В романсе «Жаворонок» – ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков. В фортепианном сопровождении романса «Жаворонок» – звонкие трели жаворонка, парящего высоко над землёй.
- Свой вариант ответа.
Слушание:
CD № 16 – С. Рахманинов, стихи И.Бунина «Ночь печальна», вступление
Я узнал(а), что ...
- В романсе «Ночь печальна» музыка мерно звучащая, окрашена грустным настроением. Музыка не обрывается. Её поток подхватывает последнюю интонацию, и затем уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то. Что невозможно выразить словами. Об этом писал А.Фет: «Что не выскажешь словами, звуком на душу излей».
Группа 4
Работа со словарными словами, страница 183-186
Учащиеся изучили текст параграфа и определили словарные слова:
- аккомпанемент;
- жанры;
- Кукольник Нестор Васильевич.
Возможна помощь класса:
- виртуоз (в совершенстве владеет техникой своего искусства: пение, игра на музыкальном инструменте);
- звукоподражание (трели жаворонка, парящего в небе).
Группа 5: Описание иллюстрации, или Что художник услышал в романсе «Ночь печальна».
Учащиеся:
- В романсе выражено не просто лирическое чувство, а длинная цепь образов.
«Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий».
- Одиночество человека подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.
- Музыка помогает понять героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. Степь пуста. Одиночество человека сливается с печалью ночи.
- Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в музыку.
- Свой вариант описания иллюстрации.
«Аналитическая группа» (вывод урока)
Учащиеся:
- Мы узнали, что ...
- Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству ярко проявило себя в романсах русских композиторах.
- В романсах выражаются человеческие переживания, раздумья, стремления.
- Романс — произведение редкое по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения.
- Свой вариант ответа.
Вокально-хоровая деятельность на уроке:
Дневник музыкальных наблюдений, страница 40.
«Жаворонок», М. Глинка, стихи Н. Кукольника
Учитель: Подумайте, с каким чувством вы будете исполнять романс. В процессе вокального исполнения отразите понимание изученного на уроке материала.
«Экспертная группа» (рефлексия)
«5» – содержательные ответы учащихся;
- активность учащихся в деятельности группы;
- дополнения к ответам учащихся других групп;
- культура слушания музыки.;
- культура вокального творчества.
Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.