Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Из чего состоит опера | Роль арии в оперных произведениях (на примере арии “Снегурочки” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”). Роль инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере “Сеча при Керженце” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. | 1. анализировать многообразие связей
музыки, литературы и изобразительного искусства
(с учётом критериев, представленных в учебнике); 2.наблюдать за развитие музыкальных образов в музыке; 3. рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке; 4. творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности |
Цель урока: создать “математическую формулу” строения оперы
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
- формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока | ||
Музыка (слушание) | Иллюстрация (учебник) | Урочный (пение) |
CD №22 Н.Римский -Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент); Нотный пример № 24 (учебник, страница 99) CD № 23 Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”; Нотный пример № 25 (учебник, страница100) |
Страница 98, страница 99, страница 101 |
Дневник музыкальных наблюдений Страница 45 “Пусть будет радость в каждом доме...” (Финал оперы “История Кая и Герды” |
Результаты освоения содержания материала на уроке | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1. совершенствование художественного
вкуса; 2. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; 3. сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач |
1. анализ учебной деятельности и
внесение необходимых корректив для достижения
запланированных учебных результатов; 2. размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусств; 3. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; 4. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений |
1. умение находить взаимодействия между
музыкой и литературой, музыкой и изобразительным
искусством на основе знаний, полученных
учащимися из учебника 5 класса и выражать их в
размышлениях о музыке, создании музыкальных
рисунков; 2. умение определять главные отличительные особенности оперы; 3.знание имён композиторов (Н.А. Римский -Корсаков); 4. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия) в создании характера |
УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113
Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 98-101
Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.- М.:Дрофа, 2014.- С.11, С.12, С.45
Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.-М.: ООО “Дрофа”, 2013, mp3
Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон
Оборудование: ноутбук
1. Организационный момент
Приветствие;
Школьный журнал: отметить отсутствующих;
Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных наблюдений,
школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями
2. Творческая деятельность на уроке:
А. Инструментарий урока:
- Учебник: С.98 - С.101
- Дневник музыкальных наблюдений: С.11, С.12, С.45
- Песенный репертуар: Дневник музыкальных наблюдений, С.45
- “Пусть будет радость в каждом доме...”
- (Финал оперы “История Кая и Герды”
- Слушание музыки:
- CD №22
- Н.Римский -Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);
- Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)
- CD № 23
- Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;
- Нотный пример № 25 (учебник, страница 100)
- Домашнее задание - С.101 задание .3
Учитель: Мы продолжаем исследовать самый значительный жанр вокальной музыки.
Свои музыкальные впечатления оформить в форме домашнего задания — С. 101, задание № 3: в “Дневнике музыкальных наблюдений” (страница 12) нарисовать эскиз декораций к фрагментам известных тебе оперных произведений.
Записать домашнее задание в школьный дневник.
Б. Распределение “ролей”, или деятельность в группах:
- группа № 1 (1 ряд) — страница 101, вопрос № 1
- группа № 2 (2 ряд) — страница 101, вопрос № 2
- группа № 3 (3 ряд) — описание иллюстраций, или “Как иллюстрации созвучны теме урока “Из чего состоит опера”
- малая группа № 4 (два ученика за одной партой) — работа со словарем — страницы учебника 183 - 188 (определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала
- малая группа № 5 (два ученика за одной партой) — исследовать список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение; учебник, страница 187-188:
- “Какие оперы написаны Н.А. Римским-Корсаковым на букву “С”;
Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)
- “аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали”
- “экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...
В. Сценарий урока
Учащиеся: групповая/индивидуальная деятельность по “ролям”: подготовить свой ответ-исследование (не менее трёх предложений).
Учитель: оформление школьного журнала, подготовка аппаратуры к слушанию музыки.
Целеполагание: Создать “математическую формулу” строения оперы
Защита своих исследований.
Группа 1
Вопрос 1, страница 101: “Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясни на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского-Корсакова”
Учащиеся в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока подготовили свои ответы. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.
Я узнал(а), что ...
- Большую роль в опере играют арии. Ария — это описание портрета героя, в котором передаётся его характер, душевное состояние. Арию в опере можно сравнить с описанием героя в литературном произведении. Арии отличаются особой выразительностью.
- Снегурочка — самый пленительный персонаж мирового оперного искусства. В опере Снегурочка превратилась из сказочного героя в страдающую девушку, она тает от беспощадных лучей солнца. Ария Снегурочки трепетна и проникновенна. Ария Снегурочки полна самого живого и тёплого чувства.
- Свой вариант ответа: пересказ содержания произведения, известного из просмотров фильма, мультфильма или чтения литературного произведения.
Слушание музыки: CD №22
Н.Римский - Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);
Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)
Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 98, 99), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Ария Снегурочки” из оперы “Снегурочка”.
- Свой вариант ответа.
Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:
Опера=ария (музыкальных портрет героя) + ...
Группа 2
Вопрос 2, страница 101: “Считаешь ли ты, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажи на примере “Сечи при Керженце”.
Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.
Я узнал(а), что ...
- Велика в опере и роль инструментальных эпизодов. Музыка способна рассказать о великих битвах и победах, нарисовать картины природы, передать настроения и характеры действующих лиц. Инструментальны эпизоды способны жить и самостоятельной жизнью, исполняться как отдельные произведения.
- “Сеча при Керженце” из оперы Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” - пример инструментального эпизода. В его музыке мы слышим, как сходятся две борющиеся силы. Каждая “сила” выражена своей музыкальной темой.
- В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается до кульминации. В кульминации становится ясным трагический исход битвы. Я думаю, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание.
- Свой вариант ответа.
Слушание:
CD № 23
Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;
Нотный пример № 25 (учебник, страница 100)
Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 100), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Сеча при Керженце” из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.
- Свой вариант ответа.
Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:
Опера=ария (музыкальных портрет героя) + инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + ...
Группа 4
Работа со словарными словами, страница 183-186
Учащиеся изучили текст параграфа и определили словарные слова:
- жанры (оперный жанр);
- кульминация - высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.
Возможна помощь класса:
- виртуоз (тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства: оперный певец, музыкант оркестра).
Проблема, поиск истины:
-соло (от итальянского — один) — музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя. Ария- это соло?
Группа № 5: исследовать список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение; учебник, страница 187-188:
Учитель: “Какие оперы написаны Н.А. Римским - Корсаковым на букву “С”;
Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)
Учащиеся:
- Мы исследовали список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение, и определили:
№19 - Н. Римский - Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (IV действие);
№ 22 - Н. Римский - Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы “Снегурочка”;
№ 23 - Н. Римский - Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (III действие);
№ 41 - Н. Римский - Корсаков. Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы “Садко”;
- В учебнике на странице 92 прочитали об опере Н. Римского - Корсакова “Сказка о царе Салтане”;
- В “Дневник музыкальных наблюдений” (страница 11) надо записать:
“Снегурочка”, “Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”.
“Аналитическая группа” (вывод урока)
Учащиеся:
- Мы узнали, что ...
- Каждая опера — это целый мир сюжетов. В опере много действий, персонажей. Опера восхищает красочными декорациями и умелой актёрской игрой.
- Н. Римский - Корсаков сказал, что “всякая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет”. (Возможен вариант использования в ответе содержания параграфа “Самый значительный жанр вокальной музыки”, страница 92-94).
- Свой вариант ответа.
Вокально-хоровая деятельность на уроке:
Дневник музыкальных наблюдений, страница 45
- “Пусть будет радость в каждом доме...”
(Финал оперы “История Кая и Герды”
- интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия в создании характера, образа.
“Математическая формула” строения оперы:
Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:
Опера=ария (музыкальных портрет героя) +инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + хор (народ, группы людей).
“Экспертная группа” (рефлексия)
“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);
- активность учащихся в деятельности группы;
- дополнения к ответам учащихся других групп;
- культура слушания музыки.;
- культура вокального творчества.
Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.