Сценарий урока музыки на тему "Из чего состоит опера"

Разделы: Музыка


Тема Содержание Характеристика видов деятельности
Из чего состоит опера Роль арии в оперных произведениях (на примере арии “Снегурочки” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”). Роль инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере “Сеча при Керженце” из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. 1. анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике);

2.наблюдать за развитие музыкальных образов в музыке;

3. рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке;

4. творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности

Цель урока: создать “математическую формулу” строения оперы

Задачи урока:

  • эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
  • воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
  • формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока
Музыка (слушание) Иллюстрация (учебник) Урочный (пение)
CD №22

Н.Римский -Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);

Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)

CD № 23

Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;

Нотный пример № 25 (учебник, страница100)

Страница 98,

страница 99,

страница 101

Дневник музыкальных наблюдений

Страница 45

“Пусть будет радость в каждом доме...”

(Финал оперы “История Кая и Герды”

 

Результаты освоения содержания материала на уроке
Личностные Метапредметные Предметные
1. совершенствование художественного вкуса;

2. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

3. сотрудничество в ходе решения музыкально-творческих задач

1. анализ учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных учебных результатов;

2. размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусств;

3. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

4. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений

1. умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных учащимися из учебника 5 класса и выражать их в размышлениях о музыке, создании музыкальных рисунков;

2. умение определять главные отличительные особенности оперы;

3.знание имён композиторов (Н.А. Римский -Корсаков);

4. проявление навыков вокально-хоровой деятельности (интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия) в создании характера

УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013.-С.113

Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-3-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 98-101

Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”:  Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных наблюдений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.- М.:Дрофа, 2014.- С.11, С.12, С.45

Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 5 класс.-М.: ООО “Дрофа”, 2013, mp3

Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон

Оборудование: ноутбук

1. Организационный момент

Приветствие;

Школьный журнал: отметить отсутствующих;

Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных наблюдений,

школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями

2. Творческая деятельность на уроке:

А. Инструментарий урока:

  • Учебник: С.98 - С.101
  • Дневник музыкальных наблюдений: С.11, С.12, С.45
  • Песенный репертуар: Дневник музыкальных наблюдений, С.45
  • “Пусть будет радость в каждом доме...”
  • (Финал оперы “История Кая и Герды”
  • Слушание музыки:
  • CD №22
  • Н.Римский -Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);
  • Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)
  • CD № 23
  • Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;
  • Нотный пример № 25 (учебник, страница 100)
  • Домашнее задание - С.101 задание .3

Учитель: Мы продолжаем исследовать самый значительный жанр вокальной музыки.

Свои музыкальные впечатления оформить в форме домашнего задания — С. 101, задание № 3: в “Дневнике музыкальных наблюдений” (страница 12) нарисовать эскиз декораций к фрагментам известных тебе оперных произведений.

Записать домашнее задание в школьный дневник.

Б. Распределение “ролей”, или деятельность в группах:

  • группа № 1 (1 ряд) — страница 101, вопрос № 1
  • группа № 2 (2 ряд) — страница 101, вопрос № 2
  • группа № 3 (3 ряд) — описание иллюстраций, или “Как иллюстрации созвучны теме урока “Из чего состоит опера”
  • малая группа № 4 (два ученика за одной партой) — работа со словарем — страницы учебника 183 - 188 (определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала
  • малая группа № 5 (два ученика за одной партой) — исследовать список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение; учебник, страница 187-188: 
  • “Какие оперы написаны Н.А. Римским-Корсаковым на букву “С”;

Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)

  • “аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали”
  • “экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...

В. Сценарий урока

Учащиеся: групповая/индивидуальная деятельность по “ролям”: подготовить свой ответ-исследование (не менее трёх предложений).

Учитель: оформление школьного журнала, подготовка аппаратуры к слушанию музыки.

Целеполагание: Создать “математическую формулу” строения оперы

Защита своих исследований.

Группа 1

Вопрос 1, страница 101: “Какую роль в опере играет ария? Что она передаёт? Объясни на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского-Корсакова”

Учащиеся в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока подготовили свои ответы. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.

Я узнал(а), что ...

- Большую роль в опере играют арии. Ария — это описание портрета героя, в котором передаётся его характер, душевное состояние. Арию в опере можно сравнить с описанием героя в литературном произведении. Арии отличаются особой выразительностью.

- Снегурочка — самый пленительный персонаж мирового оперного искусства. В опере Снегурочка превратилась из сказочного героя в страдающую девушку, она тает от беспощадных лучей солнца. Ария Снегурочки трепетна и проникновенна. Ария Снегурочки полна самого живого и тёплого чувства.

- Свой вариант ответа: пересказ содержания произведения, известного из просмотров фильма, мультфильма или чтения литературного произведения.

Слушание музыки: CD №22

Н.Римский - Корсаков. “Сцена таяния Снегурочки”. Из оперы “Снегурочка” (фрагмент);

Нотный пример № 24 (учебник, страница 99)

Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 98, 99), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Ария Снегурочки” из оперы “Снегурочка”.

- Свой вариант ответа.

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) + ...

Группа 2

Вопрос 2, страница 101: “Считаешь ли ты, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание? Расскажи на примере “Сечи при Керженце”.

Учащиеся распределили свои ответы в процессе смыслового чтения текста учебного материала урока. Надо помнить, что Учебник - Помощник ученика.

Я узнал(а), что ...

- Велика в опере и роль инструментальных эпизодов. Музыка способна рассказать о великих битвах и победах, нарисовать картины природы, передать настроения и характеры действующих лиц. Инструментальны эпизоды способны жить и самостоятельной жизнью, исполняться как отдельные произведения.

- “Сеча при Керженце” из оперы Н. Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” - пример инструментального эпизода. В его музыке мы слышим, как сходятся две борющиеся силы. Каждая “сила” выражена своей музыкальной темой.

- В процессе развития тема, изображающая врагов, звучит всё громче и зловеще, переплетаясь с темой русских воинов. Жестокая борьба продолжается до кульминации. В кульминации становится ясным трагический исход битвы. Я думаю, что инструментальные эпизоды в опере могут выразить сложное содержание.

- Свой вариант ответа.

Слушание:

CD № 23

Н.Римский-Корсаков. “Сеча при Керженце”. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”;

Нотный пример № 25 (учебник, страница 100)

Группа 3 - описание иллюстраций (учебник, страница 100), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту “Сеча при Керженце” из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”.

- Свой вариант ответа.

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) + инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + ...

Группа 4

Работа со словарными словами, страница 183-186

Учащиеся изучили текст параграфа и определили словарные слова:

- жанры (оперный жанр);

- кульминация - высшая точка напряжения в музыкальном произведении, момент, в который эмоциональное состояние достигает наибольшего накала.

Возможна помощь класса:

- виртуоз (тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства: оперный певец, музыкант оркестра).

Проблема, поиск истины:

-соло (от итальянского — один) — музыкальное произведение, предназначенное для одного исполнителя. Ария- это соло?

Группа № 5: исследовать список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение; учебник, страница 187-188:

Учитель: “Какие оперы написаны Н.А. Римским - Корсаковым на букву “С”;

Ответы записать в “Дневник музыкальных наблюдений” - С. 11 (данное задание - для учащихся, пропустивших предыдущий урок, возможен и другой вариант)

Учащиеся:

- Мы исследовали список музыкальных произведений, включённых в аудиоприложение, и определили:

№19 - Н. Римский - Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (IV действие);

№ 22 - Н. Римский - Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы “Снегурочка”;

№ 23 - Н. Римский - Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (III действие);

№ 41 - Н. Римский - Корсаков. Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Из оперы “Садко”;

- В учебнике на странице 92 прочитали об опере Н. Римского - Корсакова “Сказка о царе Салтане”;

- В “Дневник музыкальных наблюдений” (страница 11) надо записать:

“Снегурочка”, “Сказка о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”.

“Аналитическая группа” (вывод урока)

Учащиеся:

- Мы узнали, что ...

- Каждая опера — это целый мир сюжетов. В опере много действий, персонажей. Опера восхищает красочными декорациями и умелой актёрской игрой.

- Н. Римский - Корсаков сказал, что “всякая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет”. (Возможен вариант использования в ответе содержания параграфа “Самый значительный жанр вокальной музыки”, страница 92-94).

- Свой вариант ответа.

Вокально-хоровая деятельность на уроке:

Дневник музыкальных наблюдений, страница 45

- “Пусть будет радость в каждом доме...”

(Финал оперы “История Кая и Герды”

- интонирование, построение музыкальной фразы, понимание роли средств музыкальной выразительности: темп, динамика, мелодия в создании характера, образа.

“Математическая формула” строения оперы:

Записать в “Дневник музыкальных наблюдений”, страница 11:

Опера=ария (музыкальных портрет героя) +инструментальные эпизоды (картины природы, битвы) + хор (народ, группы людей).

“Экспертная группа” (рефлексия)

“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);

  • активность учащихся в деятельности группы;
  • дополнения к ответам учащихся других групп;
  • культура слушания музыки.;
  • культура вокального творчества.

Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.