Аннотация. В сценарии урока музыки по программе В.В. Алеева, Науменко Т.И. представлены деятельность учащихся в группах, работа со словарём, с иллюстративным материалом, результат деятельности “аналитической группы”, “экспертной группы”. Сценарий урока реализуется в тесном взаимодействии с учебником “Искусство. Музыка. 6 класс”.
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности |
Мелодия — душа музыки | Мелодия-важнейшее средство музыкальной выразительности. Мелодия как синоним прекрасного. Проникновенность лирической мелодии в “Серенаде” Ф.Шуберта | 1. осознавать интонационно-образные,
жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике); 2. воспринимать характерные черты творчества композитора Ф. Шуберта; 3. узнавать по характерным признакам (интонации, мелодия) музыку Ф. Шуберта |
Цель урока: открыть для себя широкие возможности мелодии.
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста;
- формирование вокально-хоровых умений.
Художественно-музыкальный репертуар урока | ||
Музыка (слушание) | Иллюстрация (учебник) | Урочный (пение) |
CD №18 Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада” Нотный пример № 17 (учебник, страница 65) |
Страница С.64 |
Дневник музыкальных размышлений Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко” |
Результаты освоения содержания материала на уроке | ||
Личностные | Метапредметные | Предметные |
1.развитие музыкально-эстетического
чувства, проявляющегося в заинтересованном
отношении к музыке; 2. наличие определённого уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение |
1. использование разных источников
информации (учебник; словарь: С.152-156;
иллюстративный ряд, дневник музыкальных
размышлений; интернет-ресурсы: учебник, С. 160); 2. стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; 3. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач (дневник музыкальных размышлений: С.12, 13; С.51); 4. общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности |
1. умение отразить понимание
художественного воздействия музыкальных
средств в размышлении о музыке; 2. проявление навыков вокально-хоровой деятельности |
УМК: Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка, Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие.-2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013
Учебник: Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 6 кл.: учебник / Т.И. Науменко, В.В. Алеев.-2-е изд., стереотип.-М.Дрофа, 2014.- С. 63-65
Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева “Искусство. Музыка”:
Науменко Т.И. Искусство. Музыка. 5 кл. Дневник музыкальных размышлений к учебнику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-2-е изд., пересмотр.- М.:Дрофа, 2014.- С.12, С.13, С.51
Аудиоприложение: Т.И. Науменко, В.В. Алеев Аудиоприложение к учебнику “Искусство. Музыка”, 6 класс.-М.: ООО “Дрофа”, 2013, mp3
Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон
Оборудование: ноутбук
1. Организационный момент
Приветствие;
Школьный журнал: отметить отсутствующих;
Проверить готовность к уроку: учебник, Дневник музыкальных размышлений, школьный дневник, пенал со школьными принадлежностями
2. Творческая деятельность на уроке:
А. Инструментарий урока:
Учебник: С.63- С.65
Дневник музыкальных размышлений: С.12, С.13, С.51
Песенный репертуар: Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко”
Слушание музыки:
CD №18: Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада”
Нотный пример № 17 (учебник, страница 65)
Дополнительный источник: И. Прохорова Музыкальная литература зарубежных стран для V класса Детской музыкальной школы. Шестое издание.- Издательство “Музыка”. Москва: 1979.- С.90
Учитель: Сегодня главный “герой” нашего урока - Мелодия.
Б. Распределение “ролей”, или деятельность в группах:
группа № 1 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 1
группа № 2 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 2
группа № 3 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 3
группа № 4 (учащийся)— описание иллюстрации, или “Как иллюстрация созвучна теме урока (учебник, страница 64)
группа № 5 (два ученика) — работа со словарем — страницы 152-156; определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала
группа 6 (два ученика, за компьютером, возможен вариант использования личного инструментария) — поиск дополнительного материала по теме урока (роль мелодии в творчестве Ф. Шуберта, роль мелодии в “Серенаде” Ф. Шуберта), используя интернет-ресурсы: учебник, С. 160; ответ записать в Дневник музыкальных размышлений, С.13
“аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали” (“Раздаточный стол”, “Музыковедческие листы” для подготовки ответа на вопрос: “Характерные черты творчества Ф. Шуберта”)
“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...
В. Сценарий урока
Виды деятельности учащихся:
- групповая деятельность по “ролям”: подготовить свой ответ-исследование;
- “игра с текстом”: один ученик читает - другие раскрывают содержание прочитанного. В ответах - не менее трёх предложений, помощник - Учебник.
Учитель: Мелодия — главный “герой” нашего урока.
1-й чтец:
- Если ритм присутствует везде — и в природе, и в искусствах, то мелодия всецело принадлежит музыке. Именно с мелодии и начинается музыка как особое искусство. Первая услышанная, первая пропетая мелодия становится и первой музыкой в жизни человека. В ней есть то, что позволяет нам провести границу между звучаниями природы и той музыкой, в которой выражена человеческая душа. Не случайно П.Чайковский, этот великий создатель мелодий, говорил: “Мелодия — душа музыки”. Ибо где, как не в ней — то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной, - слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья...
Учитель: Зачем нам надо учиться слушать и вслушиваться в мелодию? Обратите внимание на построение своих размышлений: “Главный герой — Мелодия”.
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста учебника:
1-й учащийся - Мелодия всецело принадлежит музыке. С мелодии начинается сама музыка. Первая пропетая мелодия запоминается человеку на всю жизнь.
2-й учащийся - Первая музыка в жизни человека — это первая услышанная, первая пропетая мелодия. В мелодии отражена человеческая душа. П. Чайковский создал много прекрасных мелодий.
3-й учащийся- Мелодии бывают разные: то светлые, то тревожные. В мелодиях звучат человеческие надежды и радость. В мелодиях звучат печали и тревоги. Мелодия помогает размышлять человеку.
Учитель: Зачем нам надо вслушиваться в мелодию?
2-й чтец:
Человек нередко сравнивал с мелодией то, что казалось ему наиболее прекрасным в окружающем мире: пение лесной птицы, журчание ручья, а порой и вообще далёкие от звучания образы: плавно изогнутую линию реки или силуэт далёких гор.
У Пушкина в “Каменном госте” есть такое сравнение: “Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; но и любовь мелодия”. Великий поэт видит в мелодии вдохновляющую силу высших предел человеческих чувств”.
Учитель: Чему нас может научить мелодия?
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания услышанного и прочитанного текста учебника:
1-й учащийся - Мелодия научит понимать красоту окружающего мира. Мелодией звучат и пение лесной птицы, и журчание ручья. Мелодией могут звучать и плавно изогнутая линия реки и силуэт далёких гор.
2-й учащийся - Александр Пушкин видит в мелодии вдохновляющую силу. Мелодия - это высший предел человеческих чувств. Поэт также считает, что мелодия - душа музыки.
3-й учащийся - свой вариант ответа.
Учитель: Как мелодия воздействует на человека?
3-й чтец:
В отличие от музыкального ритма, способного всё вокруг приводить в движение, мелодия воздействует совсем иначе. Она не требует никаких внешних физических проявлений - ни движений, ни постукиваний в такт. Её восприятие происходит как бы в скрытом плане. Иногда, слушая волнующую мелодию, хочется даже закрыть глаза - ведь переживание музыки относится к самым сокровенным человеческим чувствам.
Чем же объясняется воздействие мелодии?
Может быть, тем, что вначале, задолго до создания музыкальных инструментов, она принадлежала голосу - человеческому голосу, пением выражавшему то, что бессильны были выразить слова?
Учитель: Чем же объясняется воздействие мелодии на нас с вами?
Ответы учащиеся выстраивают на основе смыслового понимания прочитанного и услышанного текста учебника:
1-й учащийся - Мелодия воздействует иначе, чем ритм. Для воздействия мелодии на нас не требуется никаких внешних физических проявлений. Чтобы слушать мелодию, не надо ни движений, ни постукиваний.
2-й учащийся - Мелодия воздействует на человека. При слушании мелодии иногда хочется закрыть глаза. Переживание мелодии относится к самым сокровенным чувством.
3-й учащийся - Мелодия выражает душу человека. Сначала мелодия принадлежала голосу человека. Мелодия выражает то, что бессильны выразить слова.
4-й учащийся - свой вариант ответа.
Группа 3 - описание иллюстрации (учебник, страница 64), или “Как иллюстрации созвучны фрагменту
Учащийся - свой вариант ответа.
Учитель: Послушайте чудесную мелодию “Серенады” Ф. Шуберта, одну из самых проникновенных лирических мелодий, созданных для голоса. Свои размышления о характере мелодии оформите в Дневник музыкальных размышлений, страница 12.
Разбор оформления:
- короткие строки = композитор, название произведения;
- длинные строки = характер мелодии. Помнить, что главный герой — Мелодия.
Слушание музыки CD №18: Ф.Шуберт, стихи Л.Рельштаба “Серенада” Нотный пример № 17 (учебник, страница 65) |
|
Деятельность учащихся: слушать, самостоятельно читать текст, оформить запись | |
Текст для индивидуального чтения: учебник, страница 64 | Варианты записи ответов в Дневнике музыкальных размышлений |
В мелодии “Серенады” мы угадываем все чувства, которыми живёт сердце возлюбленного в этот ночной час: и нежная грусть, и томление, и надежду на скорую встречу. Наверное, “Серенада” о счастливой любви: наступит день, влюблённые встретятся. И всё же её мелодия открывает нам очень многое — то, чего нет в словах и о чём вообще рассказывать очень трудно. | - В мелодии - нежная грусть, томление и
надежда на скорую встречу. - Мелодия открывает то, чего нет в словах. - Мелодия - чудесная, проникновенная. Мелодия - лирическая, нежная. - Свой вариант. |
Ответ учащегося: озвучивание записи, оформленной в Дневник музыкальных размышлений.
Деятельность учащихся в группах:
Выполнение творческого задания “Я - музыкальный писатель” (Класс) // Ответы учащихся (участники групп)
Деятельность учащихся |
|
Класс Выполнение творческого задания “Я - музыкальный писатель” Дневник музыкальных размышлений: Страница 13: Напиши свои размышления на тему “Мелодия — душа музыки”, опираясь на материал учебника. Помнить, что главный герой вашего размышления - Мелодия. Учащиеся класса выполняют задание. |
Ответы учащихся, участников групп (Проблем с ответами не наблюдается, так как данный материал уже “звучал” на уроке). группа № 1 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 1: В чём заключаются главные отличия выразительности мелодии от выразительности ритма? Ответ учащихся. группа № 2 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос 2: Как ты понимаешь слова П. Чайковского “Мелодия — душа музыки”? Объясни на примере “Серенады” Ф.Шуберта. Ответ учащихся. группа № 3 (два ученика) — учебник, страница 65, вопрос: Какие музыкальные инструменты могли бы исполнить мелодию в “Серенаде” Ф.Шуберта и почему? Ответы учащихся. группа (два ученика) — работа со словарем — страницы 152-156; определить, какие термины “спрятались” в тексте изучаемого учебного материала. Ответы учащихся: - Ф. Шуберт (1797-1828) - австрийский композитор; Возможна помощь учащихся, выполнивших задание “Я - музыкальный писатель”: - партитура — (от итальянского — разделение, распределение) — запись многоголосного музыкального произведения, при которой партия каждого музыкального инструмента или голоса выписывается на отдельной нотной строке. В нотном примере 17 — мелодия записана на отдельной строке. группа 6 (два ученика, за компьютером, возможен вариант использования личного инструментария) — поиск дополнительного материала по теме урока (роль мелодии в творчестве Ф. Шуберта, роль мелодии в “Серенаде” Ф. Шуберта), используя интернет-ресурсы: учебник, С. 160: http://www.art-catalog.ru http://www,bibliotekart.ru http://www.vikipedia.org http://www.vitanova.ru Ответы учащихся о результатах своей поисковой деятельности, как “+”, так и “-”. |
Результат выполнение
творческого задания “Я - музыкальный писатель” Учащиеся: чтение оформленного размышления |
“аналитическая группа” - подведение итога урока, или “Что мы сегодня узнали”
Ответы учащихся:
- С мелодии начинается сама музыка. Мелодия помогает любоваться красотой окружающего мира. Мелодии бывают разные. Мелодии выражают чувства человека. Мелодия воздействует на человека и способна выразить то, что нельзя выразить словами.
- Франц Шуберт был добрым, жизнерадостным, скромным человеком, писал музыку очень простую, светлую, искреннюю. Герой Шуберта — простой человек. Песни Шуберта - необычны и по характеру мелодии. Характерным приёмом в изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение лада, игра света и тени, выражают смену настроения героя.
“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...
“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);
- активность учащихся в деятельности группы;
- дополнения к ответам учащихся других групп
Вокально-хоровая деятельность на уроке: применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения вокально-творческих задач
Дневник музыкальных размышлений, страница 51
Музыка Е.Крылатов, стихи Ю.Энтина “Прекрасное далёко”
Учитель: Дневник музыкальных размышлений, страница 52: Какое средство музыкальной выразительности - ритм или мелодия - являются ведущими? Подчеркните, в процессе исполнения первого куплета учителем.
Хоровое исполнение.
Домашнее задание: подготовить “Прекрасное далёко” к сольному исполнению.
“экспертная группа” - “оценочная деятельность” участников учебного процесса, или Если бы я был учителем...
“5” - содержательные ответы учащихся (не менее трёх предложений);
- активность учащихся в деятельности группы;
- дополнения к ответам учащихся других групп;
- культура слушания музыки.;
- культура вокального творчества.
Благодарность учащимся за творческую деятельность на уроке.