Внеучебные развивающие занятия в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


Последнее время достаточно актуальными в начальной школе являются внеучебные занятия, которые, как мы считаем, должны включать в себя цикл систематических занятий, составленных на неучебном материале, создающих благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка. Развивающие занятия представляют собой наборы задач, заданий и упражнений постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных до сложных.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Каждое рассчитано на 45 минут и начинается с «Гимнастики для ума», которая стимулирует способность к обучению, дает высокую умственную активность, снимает усталость. Занятия включают в себя регулярное проведение графических диктантов, предполагающих изображение фигур под диктовку строго по клеточкам.

Разработанные графические диктанты различны по сложности и составляют определенные образы: рыбы, птицы, животные, транспорт, игрушки, растения, предметы домашнего обихода; развивают не только мелкие мышцы руки, но и слуховой, зрительный анализаторы, пространственную и количественную ориентацию, формируют умения действовать по правилу, организованность и самостоятельность.

Для развития логического и творческого мышления используются различные виды задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, чисел; задания на сравнение, обобщение, поиск одинаковых фигур и признаков отличия; упражнения на установление причинно-следственных связей между явлениями.

Все эти задания приобщают детей к активной умственной деятельности, вырабатывают умение выделять главные, существенные свойства, развивают представления об окружающих предметах, явлениях, умение видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном, делать логические умозаключения.

На занятиях предусмотрено много заданий творческого характера, для решения которых учащимся требуется проявить творческое воображение, смекалку, оригинальность, фантазию.

Развивая пытливость ума, приучая ребенка к осмысливанию материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых и символических явлений, занятия закладывают основы успешной мыслительной деятельности учащихся, развивают их речь, умение сосредотачиваться на объектах, запоминать необходимый материал.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей произвольности, самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях.

На занятиях проводится коллективное обсуждение решения заданий. Каждый ребенок предлагает свой вариант, стараясь аргументировано доказать правильность своего решения. Благодаря этому методу у учащихся формируются такие важные качества деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Дети учатся рассуждать, доказывать, соглашаться и принимать чужое мнение.

Меняется их внутренняя позиция по отношению к своей деятельности - дети начинают переживать возникающие в них изменения, моменты роста, осознавать свой новый статус субъекта присвоения учебно-игрового опыта. Постепенно повышается школьная мотивация, уходит на второй план игровая деятельность.

Разработанные развивающие занятия были апробированы как в классах, работающих по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, так и в традиционных классах в МБОУ лицей № 2 имени В.В. Разуваева г. Астрахани, и сейчас успешно проводятся в ГБОУ лицее № 1795 «Лосиноостровский» г. Москва.

Дети с интересом относятся к регулярным занятиям, а учителя отмечают заметное отличие таких учеников. Они начинают более уверенно и значительно активнее вести себя при решении заданий на уроках, быстрее и лучше справляются с задачками, требующими смекалки и наблюдательности, становятся более самостоятельными.

Приведём примеры заданий.

Цель: активизировать и развивать мыслительные способности, умение делать логические выводы, способствовать развитию организации внимания, творческого воображения.

1. Графический диктант.

Диктант диктуется по клеточкам.

Вариант 1

Явился в желтой шубке:
Прощайте, две скорлупки!
(сорока)

Вариант 2

Вертится, стрекочет
Весь день хлопочет.
(сорока)

2. Логические задачки.

Вариант 1

А) Вера слепила из песка столько же пирожков для кукол, сколько Надя. Вера начала лепить пирожки раньше Нади на полчаса, а закончили девочки одновременно. Кто лепил быстрее? (Надя)

Б) У Пети, Саши и Вовы было два ранца и один портфель. У кого из мальчиков какой предмет был, если известно, что у Пети и Саши были одинаковые предметы? (Петя, Саша – ранцы, Вова - портфель)

В) Через 4 года Любе будет на 2 года больше, чем Кате сейчас. Кто из девочек старше? (Катя)

Г) На доске написали слова цветными мелками:

БРЕД СМЕЛОСТЬ ПОКЛОН

У белого и зеленого слов одинаковая третья буква, у зеленого и голубого – четвертая. Какое слово голубое? (поклон)

Вариант 2

А) Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет)

Б) Две бригады сеяли горох. Одна бригада засеяла 4 грядки гороха, вторая – столько же и еще полстолька. Какая бригада стала победителем? (вторая)

В) В реке купались дети. Они постоянно ныряли в воду и невозможно было их пересчитать. На берегу были разбросаны кеды. Всего 12 штук. Сколько детей купалось в реке? (6)

Г) Петя на дорогу к бабушке тратит 15 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с братом? (15 мин.)

Вариант 3

А) При составлении расписания уроков на вторник трое преподавателей высказали пожелания, чтобы их уроки были: по математике 1 или 2, по истории 1 или 3, по литературе 2 или 3. Сколькими способами и как при составлении расписания можно удовлетворить пожелания всех преподавателей?

(математика – литература – история

История – математика – литература).

Б) В велогонках приняли участие пять школьников. После гонок пять болельщиков заявили:

  1. Коля занял первое место, а Ваня – четвертое.
  2. Сережа занял второе место, а Ваня – четвертое.
  3. Сережа занял второе место, а Коля – третье.
  4. Толя занял первое место, а Надя – второе.
  5. Надя заняла третье место, а Толя – пятое.

Зная, что одно из показаний каждого болельщика верное, а другое – неверное. Найдите правильное распределение мест.

(Сережа 1, Надя 2, Коля 3, Ваня 4, Толя 5)

В) В шкафу лежат вперемежку 5 пар светлых ботинок и 5 пар темных ботинок одинакового размера и фасона. Какое наименьшее количество ботинок надо взять наугад из шкафа, чтобы среди них была хоть одна пара (на правую и левую ноги) одинакового цвета? (11 ботинок)

Г) В поезде 11 вагонов. Наш вагон восьмой, если вести счет от головы поезда. Каким является этот вагон, если вести счет от хвоста поезда? (4)

Д) Миша, Саша и Витя купили тетради. Кто-то купил толстую в линейку, кто-то толстую в клетку, кто-то тонкую в клетку. Витя и Саша купили толстые тетради, Миша и Саша – в клетку. Кто какие тетради купил? (Саша - толстую в клетку, Миша - тонкую в клетку, Витя – толстую в линейку).

3. Найдите лишнее слово.

Вариант 1

  • ЛУФИТ (туфли)
  • МИКАБАШ (башмаки)
  • ПИТОКАЧ (тапочки)
  • ЧАРТИКЕП (перчатки)
  • НОТИБИК (ботинки)

Вариант 2

  • СКЕК (кекс)
  • ТЕЛОМ (омлет)
  • ТРОТ (торт)
  • ЛУРЕТ (рулет)
  • ЧЕНЕПЬЕ (печенье)

Вариант 3

  • ЛАРУХГЬ (глухарь)
  • ЛОБУГЬ (голубь)
  • ТЯБЕРС (ястреб)
  • ЛОСЕВОЙ (соловей)
  • БОВОРЕЙ (воробей)

4. Назовите фразы, наиболее близкие по смыслу.

Вариант 1

А) Вести честную игру
Б) Играть со смертью
В) Быть хозяином своей судьбы
Г) Играть по правилам. (а, г)

Вариант 2

А) Жить по часам
Б) В один присест
В) Одним махом
Г) Один в поле не воин (Б, В)

5. Запомните слова. Нарисуйте единую картинку из этих слов.

ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ТУЧА, КАПУСТА, СТЕКЛО, ПТИЦА, ЗАЯЦ, КАПЛИ

6. Игра на наблюдательность «Поиск предметов».

Разделить детей на команды, в течение 10 минут команды записывают как можно больше предметов, начинающихся с буквы К.

7. Угадайте слово в скобках.

8. Найдите общий конец для слов.

Вариант 1

Вариант 2

9. Игра «Наборщик».

Использую буквы из большого слова «СТАБИЛЬНОСТЬ» наберите как можно больше маленьких слов.

(стол, столб, стон, табло, лоб, ноль, бал, стан, наст…..)

10. Посмотрите внимательно, посчитайте, сколько в большой фигуре квадратов? А треугольников?

(10, 44)

11. Магический квадрат.

Расставьте в клетках числа 10, 10, 8, 8, 8, 12, 12, 12 так, чтобы в любом направлении получилась сумма 30.

     
  10  
     
 
12 8 10
8 10 12
10 12 8

12. Решите головоломку.

*О**   *О*О*
мост   голос
зонт   горох

13. Найдите насекомое между строчек.

ПРИТИХ КАМЫШ, МЕЛЬКНУЛА ПТИЦА.
ВСЁ СПИТ, НИЧТО НЕ ШЕВЕЛИТСЯ.
(шмель)

14. Найдите животное между строчек.

ВЕСНА ПРИШЛА. СКАКАТЬ И ПРЫГАТЬ ТАК ОХОТА!
(ласка)

15. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

  • ЛА(…)МЬЯ (ска)
  • ЗА (…)ОДА (бор)
  • КРЕД(..)ОГ (ит)
  • СО(..)КВА (ты)
  • РО(…)ЕХА (пот)

16. Нарисуйте книгу справа от линейки, но слева от ручки.

17. Придумайте сказку про трех поросят Наф-нафа, Ниф-нифа, Нуф-нуфа и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый.

18. Продолжите сказку.

«Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот, однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..»