Взаимодействие педагога и родителей в процессе обучения учащихся немецкому языку

Разделы: Работа с родителями


Методологическую основу Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования составляет системно-деятельностный подход, одним из положений которого является “признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся” [1, с.3].

Под взаимодействием правомерно понимать не только сотрудничество учащихся друг с другом и учителем, но и включение в данный процесс родителей как активных субъектов образовательного пространства общеобразовательного учреждения. Взаимодействие учителя любой учебной дисциплины с семьями обучающихся является требованием времени, поскольку только объединение усилий учащихся, родителей и учителя способствует достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.

Современное языковое образование также ориентируется на развитие личности учащегося, его познавательных и творческих способностей, на формирование у школьника внутренней мотивации и стимула при изучении иностранного языка в целом, и немецкого в частности.

Поэтому в рамках данной статьи актуально рассмотрение эффективных форм взаимодействия учителя немецкого языка с родителями, поскольку немецкий язык как учебная дисциплина вытесняется в настоящее время из учебных планов общеобразовательных учреждений. К таким формам взаимодействия относятся:

  1. Выступления на родительских собраниях с агитацией в пользу изучения немецкого как основного иностранного языка.
  2. Выступления на родительских собраниях с советами и рекомендациями о том, как надо изучать немецкий язык, с анализом анкетирования учащихся, с их успехами или проблемами в изучении немецкого языка.
  3. Индивидуальные беседы, консультации с родителями.
  4. Совместное изучение немецкого языка учащихся с родителями.
  5. Открытые уроки немецкого языка с приглашением родителей в рамках декады иностранных языков.
  6. Приглашение родителей на концерты “Конкурс чтецов”, “Фестиваль песен на иностранных языках”, “Лингвистические звездочки” в гимназии.
  7. Приглашение родителей в качестве участников на мероприятия по немецкому языку в дни декады иностранных языков.
  8. Помощь родителей в организации и проведении внеклассных мероприятий на иностранных языках.
  9. Помощь родителей в подготовке к конкурсам, театрализованным представлениям, кукольным спектаклям на иностранных языках.
  10. Совместная проектно-исследовательская деятельность учащихся с родителями в области лингвострановедения, лингвистики.

Остановимся подробнее на каждой из названных форм взаимодействия учителя немецкого языка с родителями.

В лингвистической гимназии города Кирова на углубленном уровне изучаются английский и немецкий языки. Если проблем с набором в английские группы не существует, так как английский язык является популярным и востребованным иностранным языком на государственном уровне, то набрать группы для изучения немецкого языка в качестве основного иностранного языка достаточно проблематично. Поэтому учителю немецкого языка необходимо выступать на родительских собраниях будущих первоклассников с агитацией в пользу немецкого языка, а также презентовать опыт своей педагогической деятельности, демонстрируя родителям высокий уровень своего профессионализма.

Необходимо отметить, что учащиеся лингвистической гимназии, выбравшие немецкий язык в качестве первого иностранного языка, получают возможность изучения английского языка как второго иностранного языка с третьего класса в рамках внеурочной деятельности.

Поэтому, многие родители, осознавая значимость немецкого языка и условия его изучения в гимназии, а также учитывая успешный педагогический опыт учителя немецкого языка, делают выбор в пользу немецкого языка как основного иностранного языка.

Так родители учащихся 2-х-5-х классов, изучающих немецкий язык, принявшие участие в анкетировании “10 причин изучать немецкий язык” (всего 24 человека), были единодушны во мнении (100%), что владея немецким языком, можно пользоваться информацией на немецкоязычных web-сайтах, ускорить свой профессиональный и карьерный рост в фирмах, которые работают на территории Российской Федерации, расширить круг деловых контактов, путешествовать по странам Европы, не опасаясь языкового барьера, участвовать в программах школьных и студенческих обменов. 85% родителей считают, что изучая немецкий язык, каждый получает доступ к литературе и культуре немецкоязычных стран, приобщаясь к поликультурному сообществу.

Выступления на родительских собраниях учителя немецкого языка являются регулярными, т.е. два раза в год. На собраниях учитель дает рекомендации, как надо изучать немецкий язык, чтобы добиться положительных результатов, проводит анализ анкетирования учащихся, которые сами оценивают свои достижения или указывают на проблемы в процессе изучения немецкого языка, презентует портфолио учащихся по немецкому языку “Я - творческая личность”.

Родители также могут приглашаться учителем на индивидуальные консультации, если возникает необходимость в решении проблем учащихся в процессе обучения немецкому языку.

На этапе начального общего образования родители стараются помочь своим детям в подготовке домашних заданий по всем учебным дисциплинам, в том числе и по немецкому языку, не смотря на то, что многие родители в школе изучали английский язык. Так все родители из группы 2 класса (11 человек) контролируют выполнение домашнего задания и помогают ребятам в подготовке словарных диктантов, в выполнении творческих заданий. Многие родители начали изучать немецкий язык вместе с детьми. В данном случае учащиеся сами выступают в роли учителя: задают вопросы, проговаривают вместе с родителями новые слова и выражения, которые они выучили на уроке, читают диалоги по ролям. Родители используют Интернет- сайты, где можно изучать немецкий язык в режиме on-line, играют вместе с детьми в компьютерные игры на немецком языке, смотрят немецкоязычные мультфильмы, слушают детские песни.

В рамках декады иностранных языков, Дня открытых дверей в гимназии родители приглашаются на открытые уроки немецкого языка, где знакомятся с методической системой учителя, образовательными технологиями, которые используются педагогом для достижения учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по данной учебной дисциплине.

Родители детей, изучающих немецкий язык, оказывают посильную помощь учителю в проведении нетрадиционных уроков, таких как, “Рождество в Германии”, “Немецкая и русская Пасха”, проводя конкурсы и угощая детей печеньем с марципаном, пасхальными куличами и яйцами.

Родители вовлекаются во внеурочную деятельность по немецкому языку, становясь не только зрителями, но и активными участниками. Так в рамках Всероссийского марафона “Немецкий легко и весело”, родители наряду со своими детьми-учащимися 2в класса участвовали в веселых конкурсах на немецком языке “Изобрази жестами и мимикой слово немецкого происхождения в русском языке”, “Собери картинку и расскажи о том, что на ней изображено”, “Ответь на вопросы викторины по сказкам братьев Гримм”, “Составь словечко”.

Вместе со своими детьми родители изготавливают костюмы к конкурсам инсценированной песни, к театрализованным постановкам и кукольным спектаклям на немецком языке.

Родители выступают в роли исследователей, занимаясь вместе со своими детьми – учащимися 2-4-х классов проектно-исследовательской деятельностью в рамках гимназического научного общества учащихся “Грани познания”. Работы учащихся “Роль животных в Великой Отечественной войне”, “Популярные клички немецких домашних животных” были по достоинству оценены на I областном дистанционном конкурсе проектно-исследовательских работ “Увлекательная лингвистика” Вятского государственного гуманитарного университета в номинации “Юниор”.

Таким образом, взаимодействие семьи и школы в рамках иноязычного образования способствует созданию в семье благоприятного психологического климата, заинтересованности и ответственности родителей за процесс обучения, воспитания и развития учащихся в целом, активизирует процесс продуктивного сотрудничества учителя немецкого языка и родителей, позволяет добиваться позитивных результатов в саморазвитии, самовоспитании и самообучении личности каждого обучающегося в частности.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.