Занятие по образовательной деятельности в 1-й младшей группе "Почему снег белый?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развивать познавательную сферу детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о зимних природных явлениях (холод, снег, мороз).
  • Развивать наблюдательность, побуждать к экспериментированию.
  • Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом.
  • Учить отвечать на вопросы воспитателя, развивать речь.
  • Закреплять название цвета (белый).
  • Познакомить со свойствами снега (холодный, мягкий, пушистый, легкий, превращается в воду).
  • Воспитывать интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения в природе.

Материалы и оборудование: Кукла в зимней одежде, ведро со снегом, клеенки, пластмассовые тазики, лопатка, вата, снежинки (вырезанные из салфеток), дорожка изготовления из рулона бумаги, магнитная доска с магнитами, свечка, маленькая ложка, листы черной бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей держа саночки за веревочку в которых сидит кукла в зимней одежде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь дорожка, а у меня в руках саночки. А кто в них сидит? Правильно, кукла Маша, она тепло одета и хочет прогуляться с нами по этой дорожке. А мы вместе пойдем по ней и посмотрим, куда она нас приведет.

Дети с воспитателем и куклой на санках идут по дорожке, дорожка доводит до окна, у которого горка, воспитатель предлагает встать на нее и посмотреть в окно.

Воспитатель:

Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
На деревья, на лужок
Выпал беленький снежок.

Посмотрите, ребята, на улице зима, холодно, мороз, лежит снег. А где лежит снег?

Дети: На дорожках, на горке, на крышах

Воспитатель: Снег лежит везде, кругом (дети повторяют).

Воспитатель показывает детям снежинку.

- Дети, посмотрите, что это у меня в руках? Какую красивую снежинку принесла нам кукла Маша. Когда идет снег, эти снежинки кружатся и ложатся на землю. Кукла Маша предлагает нам подуть на снежинки и посмотреть, как они полетят и лягут на дорожку.

Упражнение на поддувания: “Снежинки”

Воспитатель читает стихи, дети двигаются согласно текста, под музыку А.Жилиной “Вальс”.

Прямо с неба к нам летят
Легкие пушинки
Серебрятся и блестят
Белые снежинки.
Дети держат за кончик тремя пальцами
снежинку из бумаги. Поднимают и
опускают руки, качают снежинки из
стороны в сторону над головой.
Разжимают пальцы, бросают снежинки.

В завершении упражнения воспитатель уточняет, что снежинки легкие, пушистые, летают. (дети повторяют)

Дети, давайте соберем снежинки, и подойдем с куклой Машей к тому дереву.

На магнитной доске посередине расположено вырезанное из бумаги дерево.

Д/И "Снежное дерево" (дети на магнитной доске укрепляют снежинке на дереве).

Во время действия детей воспитатель читает стихотворение, дети подговаривают.

Белый снег пушистый
Падает на дерево
Падает, ложится.

Кукле Маше понравилось, как мы укрыли дерево снежинками от холода, оно теперь не замерзнет зимой.

Наша Маша нагулялась с нами, ей пора домой, я ее сейчас увезу.

До свидания, Маша, мы тебя с собой на прогулку возьмем.

Раздается стук в дверь.

- Кто это к нам стучится? Кто это к нам пришел? Да, снеговик к нам пришел! (снеговик здоровается с детьми)

Снеговик состоит из снега, его слепили дети старшей группы.

Снеговик, а что это ты нам принес в ведерке?

Снеговик: Я хочу спросить у ребят, может, они знают, что это? (снег)

- Снеговик, положи нам немного снега в тазики, а мы с ребятами на него посмотрим. Вот снег, мы принесли его с улицы. На улице холодно, и снег холодный, я трогаю снег - пальчикам холодно, пальчики замерзли (сделать жест “растирание рук”, показывая, как мне холодно).

Снеговик: Дети, давайте вместе потрогаем снег, ой холодненький, мягенький, беленький снежочек!

- Я дую на руки, и дети потрогайте снег и подуйте на свои руки, (несколько раз трогают снег), ой! Холодно! Как холодно! Моим ручкам холодно!

Дети трогают снег, растирают руки повторяют за воспитателем.

Дети, а какой снег? (холодный, мокрый)

Снеговик: а у меня руки не мерзнут я ведь сам из снега сделан!

- А сейчас мы с вами посмотрим какого цвета снег? (воспитатель кладет совочком немного снега в блюдце, стоящее перед каждым ребенком, блюдце стоит на черном листе бумаги).

- Дети, снег белый, или нет? Правильно, белый, такого же цвета как наш снеговик. Давайте немного снега положим на ладошку. Что же происходит? Правильно, снег тает, ладошка теплая и снег растаял.

- А что же у нас осталось на ладошке вместо снега?

- Правильно водичка, снег растаял и образовалась вода.

Воспитатель берет свечку, поджигает ее.

Снеговик: ой, огонь, я боюсь огня, он горячий, я могу растаять! (прячется)

- Ребята, пока снеговик спрятался мы посмотрим, как быстро на огне тает снег

(беру маленькой ложечкой снег, и подношу к огню, выливаю воду в кружку, проделываю это несколько раз, гашу свечку)

- Вот какая водичка образовалась (переливаю из кружки в кружку)

- Водичка “буль-буль” (дети повторяют)

Снеговик: Я уже начал таять, сейчас с меня водичка побежит, вы огонь погасили?

- Ой дети, мы про снеговика забыли, выходи, давай с тобой поиграем.

Снеговик: А, давайте в снежки играть, я детям снежки принес, подставляйте ладошки (раздает снежки из ваты).

- Дети, посмотрите, что нам дал снеговик?

Снежки состоят из ваты, вата похожа на снег, она мягкая, пушистая, белая.

Воспитатель: Я слеплю, снежок из ваты, к нам зима пришла ребята! (имитирует лепку снежка)

Какие, у нас снежки? (пушистые, мягкие, белые)

Снеговик читает стихи, дети играю со “снежками” согласно тексту, под музыку М. Старокадомского “Зимняя пляска”

Легкий беленький снежок,
Так похож на творожок!
Только есть его не буду,
Ведь снежинки – это чудо!
Дети трогают шарики из ваты
поочередно перекладывая из одной
ладони в другую. Грозят пальчиком
Накрывают его ладонями.

Снеговик продолжает игру с детьми, воспитатель читает стихотворение:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок,
Получается снежок!

Дети имитируют движения согласно тексту, а затем бросают снежки в кружок. Воспитатель собирает все комочки, лепит большой “снежок”, передает его снеговику.

Снеговик: Дети, мне пора идти, а то я уже таять начал, вы молодцы, я так здорово с вами поиграл, мне так понравилось у вас, я еще к вам приду в гости.

Дети прощаются со снеговиком, он уходит со снежком (катит его).

- Дети, снеговик оставит снежный ком на нашем участке, а мы, когда будем гулять слепим из него и снега снежную бабу, а сейчас мы посмотрим, какие постройки можно сделать из снега на участке (показать на ноутбуке несколько изображений построенных из снега фигур).

- А сейчас давайте, включим песенку про снег и еще поиграем и покружимся со снежинками.

Звучит музыка ...... (спросить у О.В.) дети кружатся поддувают снежинки.

Литература.

1. Нищева Н.В. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ. Санкт - Петербург: Детство - Пресс, 2013.

2. Янушко, Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. /Е. А. Янушко. - М., 2005.

3. Карпухина, Н. А.Программная разработка образовательных областей. /Н.А.Карпухина Воронеж 2013.

4. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова Прогулки в детском саду. / Творческий центр “Сфера”.

5. Т.Г. Филиппова Организация совместной деятельности с детьми раннего возраста на прогулке. Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2013

6. Е.Е. Хомякова Комплексные развивающие занятия Санкт-Петербург: Детство – Пресс, 2013.

7. О.Е. Громова Формирование начального детского лексикона. Москва “Просвещение”, 2009.