Сотрудничество школы и родителей учащихся в условиях внедрения ФГОС НОО

Разделы: Работа с родителями


Взаимодействие ОУ с родителями учащихся всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость. Партнерство ОУ и родителей учащихся – является основой качественного образования.

В практике отечественной общеобразовательной школы традиционно сложились и утвердились такие формы работы школы с родителями, как родительские собрания, тематические конференции по обмену опытом, лекции, семинары – практикумы, тематические вечера, индивидуальные тематические консультации, презентации позитивного опыта, лектории, диспуты, Дни открытых дверей, посещение семьи, тематические конференции по обмену опытом, лекции.

В нашей общественно-активной школе (ОАШ) за последние 10 лет были использованы и другие формы взаимодействия семьи и ОУ.

Цель работы с родителями учащихся – это создание условий для привлечения родителей учащихся к сотрудничеству.

Задачи:

  • повышение психолого-педагогической культуры родителей учащихся через специально организованное обучение;
  • расширение представлений родителей о формах и методах их влияния на детей;
  • стимулирование и мотивация родителей к сотрудничеству со школой;
  • организация работы по сплочению детского и родительского коллективов через совместную деятельность;
  • гармонизация детско-родительских отношений;
  • раскрытие творческих способностей родителей учащихся;
  • поэтапное привлечение неактивных родителей к сотрудничеству через индивидуальные и групповые формы работы.

Этапы работы:

1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.

2 этап – Проектирование конкретных программ совместной работы.

3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.

  1. Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психологи­ческая помощь семье.
  2. Участие родителей в подготовке и проведении внеурочных занятий и внеклассных мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
  3. Привлечение родителей учащихся к организации учебного процесса.

4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.

1 этап – Мониторинг родительских запросов и ресурсов.

Изучение семей учащихся (опрос, анкетирование, тестирование, наблюдение, интервьюирование, ведение дневника наблюдений).

Результат: выявление зон особого внимания (общих и частных проблем). Составление карты проблем семьи по отношению к ребёнку и карты проблем отдельных учащихся, формирование групп родителей со сходными проблемами. Составление социального паспорта класса.

2 этап – Проектирование конкретных программ совместной работы.

Согласование с родителями направления и содержания деятельности по обучению детей достойному и нравственному поведению, по отработке навыков ЗОЖ и экологическому воспитанию, содержания и направления деятельности по созданию условий для развития способностей детей.

Проведение переговорных площадок.

Привлекаются более 100 активных родителей учащихся 1-4 классов, коллектив педагогов, представители администрации школы.

Пять команд родителей (представителей всех классов школы) размещаются в четырёх кабинетах по 25 человек. Все команды разбиваются на 2 рабочие группы. Встреча родителей проходит в форме ролевой игры — путешествия по станциям. Родители в роли пассажиров поезда, который прибывает на станции, модераторы (учителя и узкие специалисты)- в роли проводников. Остановка на каждой станции — 20 минут. Мини-занятия на станциях проходят в интерактивной форме: мозговой штурм, «вертушки», игры, дискуссии. Групповая форма работы способствует решению педагогических задач, выработке рекомендаций по тому или иному вопросу. Групповая форма работы обеспечивает интерес к обсуждаемым вопросам, позволяет привлечь большинство участников образовательного процесса к обсуждению и выработке решений, помогает выявить лидеров среди родителей, повысить самооценку взрослых людей, и, наконец, продемонстрировать значимость каждого в решении важных вопросов обучения и воспитания учащихся.

На переговорных площадках родители высказывают свои просьбы и пожелания педагогическому коллективу, администрации школы. Далее создается родительская инициативная группа, которая принимает участие в разработке ООП НОО, в контроле за выполнением вынесенных решений.

Результат: создание программы сотрудничества школы, классного руководителя с родителями учащихся в целом, плана работы учителя с каждой семьёй или с группой семей в частности. Таким образом, родители становятся реальными субъектами образовательного процесса.

3 этап – Выполнение общего и индивидуальных планов.

1. Информирование, просвещение, консультирование, обучение, психологическая помощь семье.

  • Выпуск или школьной газеты для родителей и совместно с родителями. Размещение информации на Сайте школы. Переписка с родителями через сеть Интернет. Выполнение «контрольных работ» и «домашних заданий» родителями;
  • Субботний университет для родителей. Обучение родителей работе на компьютере, организации семейных праздников, изготовлению поделок, работе с проектами и т.п. Тематика курсов обучения определяется запросами родителей.
  • Работа ресурсного центра для учащихся и их родителей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы;
  • Групповые собрания родителей. Собрания родителей учащихся по сходным проблема (проблемам одарённых детей, детей, испытывающих проблемы в освоении школьной программы) .
  • Мини-собрания. Собрание двух-трёх семей по схожим проблемам, в ситуации конфликта между родителями учащихся или детьми, в ситуации нарушения взаимопонимания между учащимися. Часто на такие собрания приглашаются дети. Задача таких собраний, разобраться в ситуации, примирить конфликтующие стороны.
  • Собрание всех членов одной семьи учащегося проводятся для выявления причин успеха или неуспеха ребёнка, для определения действий каждого члена семьи по устранению проблем, по выработке единых требований к ребёнку.
  • Собрания отцов или матерей по отдельности позволяют учителю изучить различные подходы к проблемам воспитания и обучения.
  • Классные родительские собрания с применением современных педагогических технологий (интерактивные формы обучения, ИКТ), на которых рассматриваются вопросы внедрения ФГОС, пути взаимодействия родителей и ОУ по формированию у учащихся УУД, по воспитанию детей.

2. Участие родителей в подготовке и проведении внеклассных и внеурочных занятий и мероприятий, в организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

Общеинтеллектуальное направление

  • Тематические Дни и Недели.
  • Семейные вечера (тематические вечера, например, акция «Почитай мне, мама!», «В гости к бабушке», «Интеллектуальный бой»);
  • Субботний университет для учащихся как дополнение к урокам, например, окружающего мира (устройство шахты, опыты с веществами, экскурсии);
  • Создание родителями и детьми информационных тематических папок;
  • Изготовление дидактических игр, создание кроссвордов по предметам;
  • Интеллектуальная игра с родителями и детьми;
  • «Семейное чтение» (специально организованное чтение в семье);
  • Семейные конкурсы (например, «Папа, мама, я – читающая семья»)
  • Помощь родителей учителю по формированию у учащихся ИКТ компетентностей (безопасное использование сети Интернет, развивающие компьютерные игры, детские сайты, работа со словарями, энциклопедиями, овладение навыками работы на компьютере).

Общекультурное направление

  • Конкурс семейных талантов, праздники, концерты, театрализованные представления;
  • Творческие мастерские родителей для детей;
  • Выставки коллекций, творческих работ родителей, семейные вернисажи.

Спортивно-оздоровительное направление

  • Спортивные соревнования (соревнования отцов по волейболу, футболу);
  • Проведение определённой семьей национальных игр (хакасских, русских);
  • Семейные конкурсы (например, «Папа, мама, я – спортивная семья»);
  • Туристические слёты.

Духовно-нравственное направление

  • Оформление мини-музея;
  • Проекты (например, создание карты памятников г. Черногорска);
  • Целевые прогулки, экскурсии, в т. ч. виртуальные;
  • Флешмобы;
  • Работа объединений семей по интересам или семей детей, которые дружат;
  • Мастер классы родителей для родителей учащихся по семейному воспитанию;
  • День именинника;
  • Акция «Моя семья» («Один день из жизни семьи», «Песни, книги, фильмы наших родителей», «Известные люди семьи» (Истории успеха), «Семейная книга рекордов», «Талисман семьи», «Гороскоп семьи», «История моей семьи», «Традиции в моей семье»);
  • Конкурс на лучший семейный альбом “Загляни в семейный альбом…”

Социальное направление

  • Знакомство учащихся с профессиями родителей (организация экскурсий, презентации, игры, участие в конкурсах фото и рисунков о профессиях).
    Создание профессионального Древа семьи.
    Создание карты профессий родителей класса.
    Добровольческая акция «Город мастеров». Мастер-классы родителей – представителей разных профессий для детей (изготовление глиняной посуды и игрушек, вышивка, плетение из бисера, занятия флористикой, аппликацией, рисование, создание коллажей, создание фотографий).
  • Добровольческие акции (веломарафон, посвящённый Дню защиты детей, шествие по микрорайону с плакатами, Благотворительный марафон).
    Дни добрых дел, защита проектов семьи, совместное проведение субботников, озеленение территории школы и микрорайона).
    Оформление фоторепортажа «Сборник добрых дел семьи».

3. Привлечение родителей учащихся к организации учебного процесса.

Учитель информирует родителей учащихся о достижении планируемых результатов обучения в каждом классе по всем предметам, обеспечивает родителей обучающими материалами, которые помогают им создать условия для обучения дома, даёт домашнее задание, которое нужно выполнить вместе с членами семьи. Родители посещают уроки, принимают участие во внеурочной и внеклассной деятельности, оказывают помощь своим детям в выполнении домашнего задания.

Учитель привлекает родителей для определения целей для учащегося на каждый учебный год, к оформлению и оценке портфолио учащегося, к ведению семейных страничек, например, «Моя семья», «Родословное древо».

Родители ведут «Субботний университет» для учащихся в дополнение к урокам («окружающий мир через призму профессий»). Например, урок окружающего мира по теме «Горные породы и минералы» проводит спасатель (начальник участка военизированного горноспасательного отряда), знакомит детей с устройством разрезов и шахт, с шахтёрскими профессиями, с особенностями профессии спасателя, подчёркивает в своём рассказе значимость учения для освоения профессий угольной промышленности.

Результаты: Ожидается повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей учащихся, изменение позиции родителя от «родителя – наблюдателя» к «родителю – с активной жизненной позицией». В результате работы сплотятся и взрослые, и детские коллективы, взрослые и дети станут лучше понимать друг друга, узнают много нового о своей семье.

4 этап – Диагностика. Оценка педагогами и родителями полученных результатов. Сравнительный анализ.

Регулярное изучение мнения родителей о качестве процесса и результатов этой деятельности. («Почтовый ящик», «Родительская почта», «Почта доверия», анкетирование, встречи).

Результаты: Заполнение карт успехов родителей и учащихся. Заполнение классного портфолио. Описание историй успеха. Проведение фестиваля семей. Создание Копилки идей для совместного проведения выходного дня, каникул, дня рождения. Создание «Семейной шкатулки» (по опыту семейного воспитания).