Проект для детей среднего дошкольного возраста "Тобой живу я, Уренгой!"

Разделы: Работа с дошкольниками


АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время со стороны Правительства Российской Федерации усилено внимание к патриотическому воспитанию, возрождению утраченных ценностей. Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит важная задача – донести глубину понятия «гражданин» до маленького человека, привить ему любовь к ценностям семьи, родного города, как базы дальнейшего гражданского становления. Каждый из нас знает, что любить и беречь можно лишь то, что чувствуешь и понимаешь. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоционально-чувственное восприятие ребенком явлений окружающего мира. Практика по реализации задач патриотического воспитания показала отсутствие системного подхода, использование педагогами устаревших форм и методов работы, скудную методическую и дидактическую базу детских садов города, которая не отвечает современным нормативным требованиям реализации этнокультурного компонента содержания, отражающего особенности города, семьи, дошкольного учреждения. Поэтому возникла необходимость переосмысления и изменения подходов к реализации задач патриотического воспитания дошкольников с целью обеспечения целостности и системности образовательной деятельности.

И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой край, город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Основная цель работы по данной теме: на примере ближайшего природного и социального окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, рассказать о городе, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей малой Родиной, гордость и любовь.

Перед педагогами детских садов возникают задачи – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; дома и различные здания; труд людей, традиции, общественные события. Важно, чтобы объекты, к которым мы привлекаем внимание детей, были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Любой город неповторим. В каждом месте своя история, природа, быт. Выбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город, воспитывать патриотические чувства.

Эмоциональная чувствительность дошкольников позволяет им воспринимать возвышенные человеческие ценности, но, к сожалению, дети мало что знают о родном городе. Особенно актуальна эта тема в нашем городе, так как многие дети приехали в Новый Уренгой из других городов, но они стали жить здесь, на уренгойской земле, поэтому они должны знать все об истории города, его достопримечательностях, о людях, делавших историю и живущих в наше время.

Поэтому я и решила остановиться на проблеме ознакомления дошкольников с родным городом, в котором они живут.

Участники проекта: воспитанники от 4 до 5 лет, родители, воспитатели, специалисты.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный.

Целепологание: У каждого ребенка есть своя родина и для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — все! Любой край, где бы человек ни жил, неповторим. У каждого места на земле есть своя история. Главным этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе.

Цель: На примере ближайшего природного и социального окружения познакомить дошкольников с социальной действительностью, рассказать о городе, в котором они живут, чтобы вызвать у них чувства восхищения своей малой Родиной, гордость и любовь.

Задачи:

  1. Расширить и углубить представления детей о городе Новый Уренгой, его достопримечательностях;
  2. углублять и расширять представления детей о растительном и животном мире нашего города;
  3. воспитывать интерес и уважение к профессиям горожан;
  4. Развивать нравственно – патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать уважение к труду – уренгойцев, создающих красивый город.

Работа по подготовке проекта строится поэтапно:

  1. Выбор темы проекта.
  2. Формулировка проблемных вопросов темы.
  3. На основе изученных проблем детей выделяется цель и задачи проекта.
  4. Обсуждение с родителями плана работы.
  5. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  6. Подбирается соответствующая методическая, научно-популярная и художественная литература, иллюстрационный материал, материал для продуктивной и изобразительной деятельности, пособия, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности для детей.
  7. Составление плана-схемы осуществления проекта.
  8. Презентация проекта.

Работа по проекту «Тобою живу я, Уренгой!» ведется систематически в течение года. Проект подразделяется на 4 мини-проектов: «Достопримечательности города», «Улицы города», «Профессии людей, работающих в нашем городе», «Родная природа» (Приложение).

Участниками проекта стали дети средних групп, семьи воспитанников, педагоги ДОУ. Серия занятий объединена основной проблемой. На занятиях познавательно-речевого цикла дети продолжают знакомиться с родным городом. Педагоги сообщают детям новые, интересные сведения о достопримечательностях города, профессиях горожан, растительном и животном мире. Успешно используются различные формы работы с детьми: познавательные рассказы педагога, обсуждение, беседы, моделирование ситуаций, просмотр и обсуждение видеофильмов, разнообразные виды игровой деятельности: дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские игры. На занятиях художественно-эстетического цикла ребята знакомятся с авторскими песнями о родном городе; в своих работах отражают полученные знания и впечатления, воплощают в работах свои фантазии. Работа по данной теме продолжается и в совместной деятельности взрослых и детей.

Предпочтение в этой работе отдается целевым экскурсиям и прогулкам как наиболее продуктивной форме организации обучения детей. Месторасположение детского сада благоприятно способствует этому.

Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой. Все свои знания, представления, запомнившиеся образы ребята успешно отражают в различных видах игровой деятельности, рисунках, поделках и других видах творческой деятельности.

Для успешной реализации поставленных задач в группе создана развивающая предметно-пространственная среда. В уголках по краеведению находится иллюстрированный материал, буклеты про город, фотоальбомы, видеофильмы, диски с записью песен о городе; настольно-печатные дидактические игры: «Прогулка по городу», «Расскажи про свой город», «Лото осторожностей», «Растения севера», «Животные севера»; макет «Улицы города»; гербарий, сделанный совместно с воспитателями; подобран материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Родители воспитанников – активные участники в реализации данных проектов. Совместные экскурсии, походы, занятия, семейные гостиные, знакомство с профессиями родителей, конкурсы совместных творческих работ – такие формы работы практикуются в нашей работе.

По завершению каждого проекта полученные результаты анализируются, при необходимости вносится коррекция в образовательный процесс группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В ходе реализации данных проектов выявилось, что интеграция образовательных областей более результативна, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются в ходе проведения данной работы; у детей появляется особая широта интересов (стремление заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, желание попробовать себя в разных ее сферах: рисовании, театрализованной, художественно-речевой), воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развивается познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Формы работы являются интересными для детей.

Особенно с нетерпением дети ждут презентации проектов, составленные совместно с родителями, чтобы показать чего они достигли и с большим удовольствием делятся своими впечатлениями.

Проектный метод в деятельности детского сада на практике показывает свое преимущество и эффективность.