Цели:
- Выяснить исторические предпосылки и неизбежность радикальной реформы советской политической и экономической системы и рассмотреть альтернативные пути ее развития.
- Продолжить формирование умений вести диалог, сотрудничать в группах, моделировать ситуации.
Тип урока: урок изучения новой темы (тема изучается на 2-х часовом занятии)
Ход урока
Организационный момент.
Изучение новой темы.
План:
- Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
- Реформа политической системы. Изменения в культуре и общественном сознании.
- Социально - экономические реформы. Стратегия ускорения.
- Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Словарь темы:
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения.
1. Предпосылки перестройки в СССР, ее задачи.
На мартовском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем избран М.С.Горбачев. Он предложил курс на модернизацию советской системы, который был назван “перестройкой”.
Перестройка – это комплекс реформ, проводимых во всех сферах жизни Компартией и Советским правительством с 1985 г. с целью ликвидации застойных явлений.
Задание: слушая рассказ, назвать причины реформ во всех сферах жизни общества.
К середине 80-х гг. в социально-экономической системе СССР “застой” постепенно переходил в кризисную ситуацию. Советская экономика утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности. Кризисные явления наблюдались в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с падением мировых цен на нефть).
В 1965-1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки – номенклатуры, которая погрязла в коррупции и протекционизме. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие больные лидеры.
Обозначился кризис и в социальной сфере. В нач. 80-х годов реальные доходы на душу населения понизились, происходило сокращение продолжительности жизни. Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий номенклатуры.
Наметились проблемы в межнациональных отношениях. Союзные республики требовали реальных прав и возможности самостоятельно решать экономические и социальные проблемы, обвиняя русское население в кризисной ситуации,
Продолжавшаяся “холодная война”, сложившаяся биполярная система во главе с США и СССР вылились в изматывающую гонку вооружений. Обострению международной обстановки способствовала зашедшая в тупик афганская война. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран.
Итак, причины перестройки:
- Резкое падение темпов экономического развития СССР.
- Кризис плановой экономики.
- Увеличение бюрократического аппарата управления.
- Социальное неравенство.
- Кризис межнациональных отношений.
- Потеря международного авторитета СССР.
Задание: исходя из причин, сформулировать задачи перестройки.
Задачи перестройки:
- В области экономической – сменить экономическую модель, создать рыночную экономику, ликвидировать отставание от передовых стран.
- В области социальной – достичь высокого жизненного уровня для всего населения.
- В области внутриполитической – изменить политический режим, создать демократическое, гражданское общество, правовое государство, изменить концепцию отношений между республиками в рамках Союза.
- В области внешнеполитической – создать новую доктрину государственной безопасности, разработать новые подходы к международным отношениям.
Вывод: в начале 80-х гг. в стране созрел кризис системы, все слои общества были заинтересованы в преобразованиях.
2. Реформа политической системы
.Направления осуществление перестройки
Ускорение социально-экономического развития | Реформа политической системы | Реформа в духовной сфере. Политика гласности. |
Гласность – доступность информации для общественного ознакомления и обсуждения (впервые термин появился в феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС).
Этапы перестройки:
- Апрель 1985 - январь 1987 гг.
- Начало 1987 – весна 1989 г.
- Весна 1989 – август 1991 г.
Первый этап перестройки – кадровая революция (1985-86 гг.), когда проходило омолаживание состава партийно-государственных руководителей, поддержка ими перестройки.
На политической арене появились: Ельцин, Рыжков, Лигачев, Шеварднадзе. В связи с возникновением многопартийности - Зюганов (лидер КПРФ), Жириновский (лидер ЛДПР), Новодворская (лидер Демократического союза), Гайдар (лидер Демократической России).
Второй этап – реформа политической системы. Решения приняты на:
- Демократизация процесса выборов в представительные органы власти.
- Курс на создание социалистического правового государства.
- Разделение властей. Установление двухуровневой системы законодательной власти – Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР, избираемого из депутатов съезда.
- Закон об изменении избирательной системы (1988 г.) Прямое представительство общественных организаций в высших органах законодательной власти. Из 2250 депутатов – 750 избирались от КПСС, комсомола, профсоюзов и др.
- Начало становления многопартийной системы.
- Ликвидация монопольного права КПСС на власть путем отмены 6-й статьи Конституции.
- Введение поста Президента СССР (март 1990 г., III съезд народных депутатов).
В мае-июне 1989 г. состоялся Первый съезд народных депутатов, на котором председателем Верховного Совета был избран Горбачев, Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин.
Третий съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР.
12 июня 1991 г. Президентом РСФСР избран Ельцин Б.Н.
К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.
Достижения политики гласности | Издержки гласности |
Признание кризиса системы; Стремление к полной информированности народа; Ослабление цензуры Публикация работ эмигрантов “третьей волны” (Бродский, Галич, Солженицын, Войнович) Реабилитация репрессированных 20-50-х гг. Принятие Декларации о незаконности сталинской политики насильственного переселения народов (ноябрь 1989 г.) Заполнение белых пятен истории. |
Полусвобода слова, т.е. разрешение
говорить лишь то, что требовалось руководству; Защита сталинизма (напечатано письмо Н.Андреевой “Не могу поступиться принципами”, 1988 г. в защиту Сталина). Гласность способствовала столкновению идейных, социальных, национальных и иных течений, что привело к обострению межнациональных противоречий и распаду СССР. Расцвет желтой прессы. |
3. Экономические реформы. Стратегия ускорения.
СССР отставал по темпам экономического развития от ведущих мировых держав, экономика погрузилась в кризисное состояние. Во всем мире происходила структурная перестройка экономики, т.е. осуществлялся переход к информационному обществу, в нашей стране экономика переживала застой.
Задание: Самостоятельная групповая работа учащихся с текстом учебника [1,273-274, параграф 97], выделение 3-х этапов экономической реформы. Сделать записи в виде схемы.
1 этап реформ 1985 – 1987 гг. Цель: сохранить существующую экономическую систему. Итог: ускорение зашло в тупик. |
Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС Курс на ускорение соц.-экон. развития страны Рычаги: Научно-технический прогресс Техническое перевооружение машиностроения Активизация “человеческого фактора” Итоги: Введение госприемки, что привело к росту управленческого аппарата, увеличению материальных затрат; Интенсивная эксплуатация старого оборудования привела к увеличению аварийности (самая крупная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.) |
2 этап реформ 1987 – 1989 гг. Цель: переход от административных методов к экономическим при сохранении централизованного управления (т.е. введение элементов рыночной экономики) |
Июньский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС Утверждены основные направления перестройки управления экономикой
Закон о предприятии (1987 г.) Начало развития законы сферы частной инициативы создание кооперативов деятельности” Законы 1988 г.
Итог:
Варианты перехода к рыночной экономике |
3 этап реформ
1989 – 1991 гг. Цель: переход к рыночной экономике |
Правительственная программа – Абалкин,
Рыжков Поэтапное введение рыночных механизмов в течение 6 лет |
Программа “500 дней” - Шаталин,
Явлинский Быстрый переход к рынку в течение 500 дней (т.е. 1,5 года) |
Итог:
- Обсуждение программ в Верховном Совете – осень 1990 г.
- Синтезировали обе программы, издали декларацию о намерениях.
- Она предусматривала переход к рынку в СССР к 1997 г.
- Отказ Союзных республик принимать ее к исполнению.
Беседа по вопросам:
- Что означает понятие “ускорение”? Каковы рычаги ускорения? Итоги?
- Какие элементы рыночной экономики были введены?
- Какую программу выхода из кризиса предлагал Явлинский, Шаталин, Рыжков?
- Как крах экономических реформ повлиял на судьбу Советского государства?
4. Внешняя политика СССР в годы перестройки.
Слово учителя. Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена приходом в МИД в 1985 г. нового руководства во главе с Шеварднадзе Э.А.
Горбачев М.С. выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название “новое политическое мышление”. Её основные положения предусматривали:
- отказ от идеи раскола мира на две противоборствующие системы, т.е. отказ от политики “холодной войны”;
- отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
- признание мира целостным и неделимым;
- приоритет общечеловеческих ценностей, признание общепринятых норм морали.
Новое политическое мышление – это совокупность идей и подходов, выражающих интересы людей, независимо от их национальной и государственной принадлежности и обеспечивающих выживание человечества в ядерно-космический век.
Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.
- Смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
- Урегулирование региональных конфликтов;
- Признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми странами.
Направления внешней политики СССР
Нормализация отношений Восток-Запад | Разблокирование региональных конфликтов | Установление экон. и полит.контактов |
- встречи руководителей США-СССР: 1985 г. – Женева 1986 г. – Рейкьявик 1987 г. – Вашингтон 1988 г. – Москва; - договор об уничтожении ракет среднего и ближнего радиуса действия; - договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1) -1991г. |
- вывод советских войск из Афганистана
(февраль 1989 г.); - нормализация отношений с Китаем Израилем; - отказ СССР от вмешательства в региональные конфликтов в Эфиопии Анголе Никарагуа; - вывод СА из Монголии, Вьетнама, Кампучии. |
- “Бархатные революции” в странах
социализма, невмешательство СССР; - роспуск СЭВ, ОВД (1991 г.). |
ИТОГИ
- Окончание “холодной войны” (1988 г.)
- Крах биполярной системы международных отношений
- США – единственная сверхдержава
- Эскалация международных военных конфликтов
Выводы:
- В период перестройки была окончательно разрушена советская политическая система.
- На волне демократизации сформировались политический плюрализм, многопартийность.
- Социально-экономическая система не могла существовать вне административно-командной формы, поэтому половинчатые реформы в области экономики провалились.
- Закончилась “холодная война”, но произошло ослабление международных позиций СССР.
- Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.
Рефлексия:
Дайте определение понятиям:
- Перестройка
- “Кадровая революция”
- Стратегия ускорения
- Политика гласности
- Региональные конфликты
- Бархатные революции
Список использованной литературы
- Артемов В.В., Любченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 Ч., М., 2011, - Ч 2, параграф 97.
- Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ( XX – начало XXI века): 9 класс. – М.,2007, - 320 с.