Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме «Обобщение знаний по фразеологии»

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Тип урока: закрепление и обобщение изученного материала.

Цель: закрепление и обобщение знаний о фразеологизмах, их значении, происхождении и употреблении в речи.

Задачи:

  • образовательная: повторить знания о значении, происхождении и употреблении фразеологизмов, о синонимичных и противоположных по значению фразеологизмах;
  • развивающая: развить умение правильно употреблять фразеологизмы в речи, расширить знания учащихся об иноязычных фразеологизмах;
  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, любовь к родному языку и его словарному составу.

I) Организационный момент.

II) Проверка домашнего задания (рассказ учащихся по рядам о значении и происхождении фразеологизмов “манна небесная”, “тришкин кафтан”, “яблоко раздора”).

III) Обобщение и закрепление знаний по фразеологии.

Сообщение темы урока. 1-й слайд

Повторение теории по фразеологии. 2-й слайд

- Что изучает фразеология?

- Что называется фразеологизмом?

- Можно ли при синтаксическом разборе разбивать фразеологизм на члены предложения?

- Какова роль фразеологизмов в речи?

- Какие источники фразеологизмов вы знаете?

- Какое из пары словосочетаний является фразеологизмом? Почему? Объясните значение каждого фразеологизма. 3-й слайд

  • медвежья услуга, медвежья берлога (медвежья услуга – плохая услуга)
  • с чистой совестью, с чистой ложкой (с чистой совестью – без подвоха)
  • горькая микстура, горькая правда (горькая правда – неприятная правда)
  • серебряная свадьба, серебряная серёжка (серебряная свадьба – 25 лет со дня свадьбы)

3) Повторение знаний о происхождении и значении фразеологизмов. 4-11-й слайды

- Что вы знаете о значении фразеологизма шиворот-навыворот?

- Прочитайте сведения о происхождении этого фразеологизма. 4-й слайд

- Вспомните фразеологизм, который проиллюстрировал художник, расскажите о его значении и происхождении. (работать спустя рукава – значит плохо работать;

фразеологизм вошел в речь из жизни крестьян, которые ленились закатывать длинные рукава рубахи, из-за чего плохо выполняли свою работу). 5-й слайд

- Вспомните фразеологизмы, которые проиллюстрировал художник, и объясните их значение. 6-10-й слайды

Дело в шляпе

1. Оборот восходит к старинному обычаю решать всякие спорные дела жеребьёвкой: в шляпу бросали монеты, кусочки свинца или другие мелкие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится, у того "дело в шляпе", т.е. никто уже не может у него отнять полученного волею судьбы.

2. Фразеологизм связан со старинным способом доставки почты, когда сообщение доставлялось специальными курьерами - гонцами. Очень важные бумаги, "дела", как их тогда называли, зашивались под подкладку шапки или шляпы, чтобы не привлекать внимания грабителей. 6-й слайд

Водить за нос В не столь давние времена по деревням ходили цыгане с медведями и устраивали различные представления. Медведей они водили на поводке, привязанном к кольцу, продетому в нос. Такое кольцо позволяло держать медведей в повиновении и выполнять нужные трюки. Во время представлений цыгане показывали различные фокусы, ловко обманывая зрителей. Со временем выражение стало применяться в более широком смысле - "вводить в заблуждение кого-либо. 7-й слайд

Вилами по воде писано Выражение “Вилами по воде писано” происходит из славянской мифологии. Сегодня оно означает маловероятное, сомнительное и вряд ли возможное событие. В славянской мифологии вилами назывались мифические существа, живущие в водоёмах. По преданию они могли предсказывать судьбу, записывая её на воде. До сих пор “вилы” в некоторых русских диалектах означают “круги”. Во время гадания по воде в реку бросали камешки и по форме образующихся на поверхности кругов, их пересечениям и размерам предсказывали будущее. А так как предсказания эти неточны и редко сбываются, то “вилами по воде писано” стали говорить о маловероятном событии. 8-й слайд

Зарывать талант в землю Слово “талант” первоначально означало вес металла, затем название денежной единицы. Выражение возникло из евангельской притчи о том, как один человек перед отъездом в чужую страну поручил рабам охранять имение, при этом дал каждому деньги по его силе: одному рабу пять талантов, второму — два, а третьему — один. Первые два раба отдали деньги ростовщику под проценты, а третий зарыл свой талант в землю. Когда хозяин вернулся и потребовал у них отчета, то рабы, отдавшие деньги ростовщику, вернули ему в два раза больше, и хозяин похвалил их. Третий принес один талант и сознался, что никакой прибыли у него нет. Хозяин понял, что перед ним ленивый человек, и выгнал его. Позже слово “талант” стало синонимом выдающихся способностей человека в какой-либо области, а выражение “зарыть талант в землю” употребляется в значении “не использовать имеющиеся способности”. 9-й слайд

Сесть в калошу 10-й слайд

- Самостоятельно придумайте и запишите небольшой рассказ, используя данные фразеологизмы. 11-й слайд

4) Работа по подбору синонимичных фразеологизмов. 12-14-й слайды

- Подберите к фразеологизмам из левого столбика синонимичные фразеологизмы из правого столбика и запишите ответы в виде двузначных чисел. 12-й слайд

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4) кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел

(13, 24, 35, 46, 52, 61, 78, 89, 97 )

- Продолжите устно ряд синонимичных фразеологизмов. 13-й слайд

  • На краю света, у черта на куличиках, куда Макар телят не гонял ... (за тридевять земель)
  • Семь пядей во лбу, светлая голова, мудрость змия ... (ума палата)
  • В голове ветер, с ног на голову, без царя в голове, садовая голова ... (каша в голове)
  • Со всех ног, на всех парусах, сломя голову, во всю прыть ... (только пятки сверкают)
  • Бить баклуши, работать спустя рукава, собак гонять, валить через пень-колоду ... (плевать в потолок)

- Многие русские фразеологизмы имеют “родственников” за рубежом. Догадайтесь, о каком русском фразеологизме идет речь. 14-й слайд

Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские?

(как две капли воды)

Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы?

(как сыр в масле катается)

Если англичанин знает что -либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немец - как собственный карман. А русский? (как свои пять пальцев)

Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? (у него денег куры не клюют)

Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы? (зарубить себе на носу)

Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы?

(он тебе в подмётки не годится)

После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими? (искры из глаз сыплются)

5) Работа по подбору противоположных по значению фразеологизмов. 15-й слайд

- Подберите к фразеологизмам из левого столбика антонимы из правого столбика и запишите ответы в виде двузначных чисел.

1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 4) грош цена
5) в час по чайной ложке 5) одержать победу
6) профессор кислых щей 6) как кошка с собакой
7) засучив рукава 7) глуп как сивый мерин
8) потерпеть фиаско 8) молоко на губах не обсохло
9) душа в душу 9) со всех ног

(13, 24, 37, 48, 59, 61, 72, 85, 96)

6) Работа над опознаванием фразеологизмов в тексте. 16-17-й слайды

- Прочитайте текст и выпишите из него все фразеологизмы. 16-й слайд

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. “Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки”. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют...

- Проверьте, все ли фразеологизмы вы нашли и выписали из текста. 17-й слайд

7) Работа над правильным употреблением фразеологизмов в речи. 18-23-й слайды

- Прочитайте и устно закончите предложения фразеологизмами. 18-й слайд

  • Он выделялся в толпе, был каким-то другим, слыл... (белой вороной)
  • Это произведение я знаю, как .... (свои пять пальцев)
  • Я так ждала этого письма! Получив его, я была на ... (седьмом небе от счастья)
  • Что-то я ужасно проголодался, надо бы ... (заморить червячка)
  • Темные тучи сгущались, раздался гром, начался сильный ливень, мы попали под дождь и ... (промокли до нитки)
  • Целый день на ногах, некогда и присесть, кручусь, как ... (белка в колесе)

- Давайте посетим фразеологический зверинец. Вспомните фразеологизмы, связанные с животными. (хитёр как лиса, труслив как заяц, голоден как волк, здоров как бык,

изворотлив как уж, надут как индюк, нем как рыба, грязный как свинья, упрям как осёл, болтлив как сорока, колюч как ёж) 19-й слайд

- Проведем соревнование по рядам “С головы до ног”.

1-й ряд подбирает и записывает фразеологизмы со словом “голова”,

2-й ряд – со словом “глаза”,

3-й ряд – со словом “ноги”. Побеждает ряд, который вспомнил больше всего фразеологизмов. На выполнение задания вам дается 1 минута. 20-й слайд

- Проверим, как вы справились с заданием. 21-23-й слайды

IV) Подведение итогов урока.

- Что изучает фразеология?

- Что называется фразеологизмом?

- Вспомните фразеологизмы на прощание. 24-й слайд

Пожелание успеха в каком-либо деле, начинании (С Богом!)

Пожелание долгой жизни, благополучия (Многие лета)

Пожелание удачи в чём-либо (В добрый час, ни пуха ни пера)

V) Выставление оценок, домашнее задание.