Ознакомление детей с ФФН в группе компенсирующей направленности 6–7 лет с лексической темой «Профессии на стройке»

Разделы: Работа с дошкольниками


Для того, чтобы помочь ребенку с детства обрести целостное представление о мире профессий, показать их многогранность, значимость в жизни людей, сформировать психологическую готовность трудиться, и, конечно же, обогатить словарь новыми, ранее незнакомыми словами, развить связную речь, совершенствовать лексико-грамматические представления, необходимы системные знания с преподнесением нового материала. Поэтому в перспективный план работы включаю занятия по ознакомлению с профессиями, связанными со спецификой родного города (строитель, садовод, цветовод,токарь, фрезеровщик и др.), а так же современные профессии (дизайнер, эколог и др.).Самое рядовое занятие стараюсь преподнести детям в интересной, увлекательной форме с использованием занимательного, яркого, нестандартного материала. Ведь богатое разнообразие демонстрационного и раздаточного материала повышает интерес и мотивацию детей к учебной деятельности, побуждает анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Конспект занятия

Цель: формирование знаний детей о строительных профессиях.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Уточнять, расширять и активизировать словарный запас детей по теме “Профессии на стройке”.
  • Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемотаблице.
  • Совершенствовать навыки деления слов на слоги, звукового анализа слов.
  • Закрепить правильное употребление предложно-падежных конструкций,составлять предложение по двум опорным картинкам и схеме предлога;
  • Интегрировать образовательные области: коммуникацию, познание, социализацию и здоровье.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение;
  • Развивать фонематические представления;
  • Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Оборудование:предметы и игрушки (кирпич, песок, доска, гвоздь, мастерок, чертёж, кран, бульдозер, самосвал, труба), “волшебныеяблоки” с картинками строительных профессий; наборное полотно; мяч; мнемограмма рассказа о профессии,слайдовая презентация игры “Составь предложение”; компьютер, зашумованные картинки; карандаши.

Предварительная работа: Экскурсия к строящемуся дому. Наблюдение за работой подъемного крана и техники, подъезжающей на стройку. Расширение и уточнение словаря по теме “Строительные специальности”. Организация сюжетно-ролевой игры “На стройке”. Рассматривание картинок по теме “Профессии на стройке”. Беседа с использованием картинок с воспитателями. Разучивание с воспитателем упражнения “Маляры” и стихов о строителях.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Игра “Эх! Ух!”

Логопед. Ребята, для того чтобы сегодня у вас было хорошее настроение, давайте поиграем в игру “Эх! Ух!”

Дети сначала в одну сторону передают по очереди пожатие, проговаривая при этом междометие “Эх”. Когда весь круг пройден – пожатие идет в обратную сторону со словом “Ух”.

II. Сообщение темы.

На ковре лежат разные предметы и игрушки (кирпич, песок, доска, гвоздь, мастерок, чертёж, кран,бульдозер,самосвал, труба)

Логопед. Посмотрите, какой беспорядок! Кто же мог оставить эти предметы.

Дети делают различные предположения, в конечном итоге приходят к выводу, что предметы оставили строители.

Логопед. Правильно,сегодня мы с вами поговорим о людях, работающих на стройке.

Дети подходят к “Дереву профессий”.

Логопед. На этом волшебном дереве висят волшебные яблочки. “Сорвите” одно яблочко и назовите профессию, нарисованную на обратной стороне яблока.

Дети.Крановщик, бульдозерист, экскаваторщик, каменщик, инженер, архитектор, штукатур, маляр, плотник, сантехник, кровельщик, плиточник.

III. Работа по теме.

1. Дидактическая игра “Кто это знает и умеет?”.

Логопед. Я перечислю, что умеет делать тот или иной строитель. Догадайтесь, о какой профессии идёт речь.

Логопед. Знает,как создать проект дома и может начертить нужный чертёж.

Дети. Архитектор.

Логопед. Умеет расчищать площадку,сгребать землю и закладывать прочный фундамент для дома.

Дети. Бульдозерист.

Логопед. Работает на подъемном кране, может поднимать разные грузы.

Дети. Крановщик

Логопед. Знает свойства раствора, умеет возводить стены, ровными рядами укладывать кирпичи.

Дети. Каменщик.

Логопед. Умеет ловко тесать доски, устанавливать оконные рамы и двери, может сделать красивые наличники.

Дети. Плотник.

Логопед. Умеет красить рамы и лестничные пролеты, белить потолки и наклеивать обои.

Дети. Маляр.

Логопед. Знает, как облицовывать стену дома, умеет класть плитку на кухне и в ванной комнате.

Дети. Плиточник.

2. Игра с мячом “Трик – тракэто не так”.

Логопед. Я бросаю мяч и называю действия человека, работающего на стройке. Вы ловите мяч и перечисляете, какую работу выполняет этот человек.

Логопед. Сантехник штукатурит стену.

Дети. Трик – трак это не так. Сантехникустанавливаетотопительные батареи и трубы, раковины и ванны.

Логопед. Стекольщикподнимает разные грузы.

Дети. Трик–трак это не так. Стекольщик вставляет стекла в окна.

Логопед. Штукатур красит стены и потолки.

Дети. Трик–трак это не так. Штукатур штукатурит стены.

Логопед. Кровельщик роет котлован.

Дети. Трик–трак это не так. Кровельщик кроет крышу.

Логопед. Маляр создает проект дома.

Дети. Трик–трак это не так. Маляр разводит краску, красит стену.

3. Упражнение “Рассели жителей”.

Логопед. Давайте расселим людей строительных профессий по этажам. На первый разместим тех, чья профессия состоит из одного слога, на второй этаж -из двух слогов. На третий этаж из трёх слогов, на четвёртый – из четырёх слогов.

Дети. На 1 этаж никого не заселим.

2 этаж:-маляр, плотник;

3 этаж:-крановщик,плиточник, инженер,каменщик;

4 этаж:- бульдозерист,архитектор;

4.Физкультминутка – логоритмика .Упражнение “Маляры”.

Логопед. Чтоб строителями стать, движения мы четко будем повторять.

Маляры известку носят, Идут по кругу, держат в руках воображаемые ведра

Стены кистью купоросят, Поворачиваются лицом в круг, делают движения
вверх – вниз воображаемой кистью
Не спеша разводят мел. Наклоняются, мешают воображаемой кистью в воображаемом ведре.
Я бы тоже так сумел.Вновь “красят”.

5.Работа с пословицами и поговорками.

Логопед. С давних времен люди проявляли уважение к труду и знали о необходимости много трудиться, чтобы добиться успеха. Об этом нам говорят пословицы и поговорки. Кто знает эти пословицы, пусть нам расскажет.

Дети.

  • Дело мастера боится.
  • Труд умелые руки любит.
  • Люби дело – мастером будешь.
  • Научился сам – научи другого.
  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Терпение и труд всё перетрут
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.

6. Игра – презентация с использованием ИКТ. “ Составьте предложения по картинкам и схемам предлогов.

Дети составляют предложения:

  • Самосвал привёз песок в кузове.
  • Каменщик кладёт стену изкирпича.
  • Трубы лежат заподъёмным краном.

7. Составление рассказов-описаний о строителях с опорой на мнемограмму.

Логопед.Давайте составим рассказы о людях, работающих на стройке по плану, который вы видите на таблице:

- Как называется профессия?

- Место работы человека этой профессии?

- Какую работу выполняет?

- Спецодежда? Головной убор?

- Какие инструменты нужны для этой профессии?

- Какое ваше отношение к профессии.

8. Пальчиковая гимнастика “Строители”.

Много есть профессий знатных, Соединять пальцы правой руки с большим.
И полезных, и приятных. Соединять пальцы левой руки с большим.
Плотник, штукатур, крановщик, Последовательно соединять пальцы обеих рук с
Каменщик и кровельщик...большим.
Сразу всех не называю, Сжимать и разжимать кулачки.
Вам продолжить предлагаю. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

9. Практическая работа.

Логопед. Посмотрите на рисунок, найдите и обведите предметы, относящиеся к профессии строителя.

Дети. Каска, кисть, мастерок, пила.

Логопед. Выполните звуко-слоговой анализ слова пила.

Дети. В слове пиладва слога. Первый слог-пи, второй слог- ла.

В слоге пи:

[пь] – согласный, мягкий, глухой звук; обозначим его в схеме символом - зелёным кружком с перечёркнутым колокольчиком.

[и] -гласный звук; обозначим его символом - красным кружком;

В слоге ла:

[л]– согласный, твёрдый, звонкий звук; в схеме обозначим синим кружком с колокольчиком.

[а] - гласный звук; обозначим в схеме красным кружком;

IV. Итог занятия.

Логопед.

  • О каких профессиях мы сегодня говорили?
  • Как вы думаете, легко ли овладеть этими профессиями?
  • Что для этого нужно?
  • Думаете ли вы, кем хотите стать в будущем?

Логопед. Пока вы юны, старайтесь больше узнать, многому научиться, и тогда в любой профессии вы станете мастерами.

Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Литература:

  1. Арефьева Л.Н Лексические темы по развитию речи 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2005г.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М., 1999г.
  3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Османова Г.А. “Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр”. СПб, КАРО, 2008г.
  5. Шалаева Г.П. Большая книга профессий для самых маленьких. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.