Преемственность учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп в МБДОУ Детский сад № 7 "Вишенка" г.Протвино Московской области

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Правильная речь – главнейший  показатель  готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников  возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях   вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели.

В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» существуют две логопедические группы  с заключениями – ОНР, ФФНР, с  дизартрическими компонентами.

Коллективы логопедических групп имеют богатый педагогический опыт. Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп для детей с речевыми нарушениями начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована

Совместная коррекционная работа в логопедических группах  предусматривает решение следующих задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели  закрепляют сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности учителей-логопедов и воспитателей в нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»  – это   совместное изучение содержания программы обучения и воспитания  и составление совместного плана работы на весь период обучения.

Воспитателям  необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводят учителя-логопеды, так как правильное планирование занятий воспитателей обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

Исходя из этого, разделяются задачи учителей-логопедов и воспитателей:

Задачи учителей-логопедов: 

Задачи воспитателей:

Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.

Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.

Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.

Работа по коррекции звукопроизношения.

Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.

Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.

Работа по коррекции слоговой структуры слова.

Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.

Формирование послогового чтения.

Формирование связной речи.

Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.

Закрепление навыков чтения и письма.

Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.

Закрепление у детей.

Предупреждение нарушений письма и чтения.

Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Развитие высших психических функций.

 

Важным вопросом  взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп – это  организация и проведение открытых  занятий. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка»  разработаны и используются воспитателями групп комплексы здоровьесберегающих  мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата, органов дыхания и голосообразования,  общей и мелкой моторики и развития высших психических функций детей.

В целях наиболее полной  жизни в наших группах планируем взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями Н.Е.Арбековой, Н.В.Нищевой,  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основной задачей наших логопедических групп  является подготовка детей к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.

Наша совместная работа  представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую:

Полноценное овладение фонетическим строем русского языка.

Интенсивное развитие фонематического восприятия.

Развитие лексико-грамматических категорий языка.

Развитие связной речи, формирование коммуникативных способностей.

Развитие речевого и общего психического развития.

Овладение чтением и письмом,  социализация.

Нами  подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально; отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков.

Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям  учителями-логопедами. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителей-логопедов.

Воспитатели после проведённых занятий фиксируют  результативность усвоения предложенного материала, что позволяет учителям-логопедам наметить дельнейший маршрут коррекции.

Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Из мониторинга, представленного за пять лет работы, видно состояния речевого развития детей с речевыми нарушениями, где  отмечены  стабильные положительные результаты.

Дети со сложной структурой дефекта показали положительную динамику развития, что позволило им повысить свой уровень с низкого до допустимого.

Таким образом, итоговый мониторинг контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявил положительную динамику в речевом развитии детей. В целом уровень развития речи более 80%. Это обусловлено правильно составленным планом коррекционно-развивающей работы с использованием современных методик и технологий развивающего обучения,  проводимой учителями-логопедами систематической работой с детьми, с привлечением родителей, воспитателей, узких специалистов, грамотно подобранными методами и приёмами, с использованием современных образовательных и развивающих технологий.

Список литературы

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  2. Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
  3. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
  4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
  5. http://50ds.ru/logoped/324-vzaimodeystvie-uchiteley-logopedov-i-vospitateley-korrektsionnykh-grupp.html