Использование технологии системного усвоения знаний на примере изучения темы "Основы молекулярно-кинетической теории". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


В настоящее время нам предлагается множество различных технологий, способствующих продуктивному усвоению знаний. Каждая технология – это авторская работа и реализовать ее в полном объеме достаточно проблематично. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов авторских технологий на основе какой-либо приоритетной идеи педагога.

Комбинированная технология обладает превосходящими качествами, так как она учитывает особенности самого педагога, преподаваемого предмета и учащихся конкретного класса. За годы работы я поняла, что нельзя просто копировать какую-либо технологию, а действительно брать из нее то, что тебе ближе, понятней, доступней для учеников. Поэтому я в своей работе стала использовать технологию системного подхода и элементы технологии поэтапного обучения физики, предусматривающей поблочную смысловую разбивку темы на несколько взаимносвязанных этапов обучения, выполняющих свои цели и задачи.

В педагогике идею системно-структурного подхода впервые предложила профессор МГПИ им. Ленина Т. А. Ильина. Теоретические основы и примеры реализации данного подхода применительно к физике рассмотрены в трудах проф. А.Н. Крутского и
О.С. Косихиной.

Данная технология дает возможность расположить все элементы изучаемого материала в логике структуры рассматриваемой научной теории, способствует достижению целостности восприятия учебного материала, углубленному и прочному усвоению знаний, развитию логического мышления учащихся, их навыков выделения главного и обобщения. Системный подход дает технологию реализации блочного метода обучения, при котором приоритетное время уделяется этапам закрепления и обработки материала.

В ходе рассмотрения вопросов, связанных со структурированием учебной информации по физике с учетом психофизиологических особенностей учащихся на всех типах уроков в общеобразовательной школе, разработаны занятия по теме «Основы МКТ», на изучение которой в классах индустриально-технологического профиля школьной программой отводится 20 часов. В результате вся тема разбивается на уроки следующих типов:

1. Первичное представление нового материала с использованием дискретного (запись материала в таблицы в виде вопроса и ответа), системно-структурного, системно-логического подхода (графическое представление информации в виде структурных и логических схем).
На данном уроке изучается материал всей темы на качественном, репродуктивном уровне.

2. Оперативный контроль усвоения.
На данном уроке воспроизводится полученная информация, анализируются схемы, учащиеся учатся оперировать знаниями в стандартных ситуациях.

3. Урок закрепления знаний.
На уроке производится разучивание материала и его глубокое усвоение, применение ее по образцу (решение самых простых типичных задач по алгоритму).

4. Комплексное применение знаний.
На уроке полученная информация применяется в измененных ситуациях. Кроме стандартных задач решаются и более сложные задачи, проводятся семинары.

5. Лабораторные работы и экспериментальные опыты
Выполняются лабораторные работы и экспериментальные задания с целью углубления и закрепления знаний.

6. Урок обобщения и систематизации.
Выбирается самое главное из всех конспектов, и устанавливаются причинно-следственные связи между основными понятиями

7. Урок контроля и коррекции знаний.
Контроль может проводиться как в форме зачетов, тестовых заданий, комбинированных самостоятельных работ, тренировочных задач с целью подготовки к контрольной работе.

8. Обязательный контроль. Контрольная работа.

Примерное распределение часов по теме <Приложение 1>

В начале изучения темы, для того чтобы у учащихся сложилась целостная картина предстоящей работы, раскрывается структура раздела «Молекулярная физика. Тепловые явления». Это возможно сделать при помощи предлагаемой мной структурно-логической схемы. <Приложение 2>

После того как ученик получил полное представление об изучаемой теме (5 мин.) переходим к основной части урока, используя различные виды логических схем. <Приложение 3>, <Приложение 4>

В течение 5 уроков представляется новый материал: вводятся новые понятия (давления идеального газа, температуры), рассматриваются научные теории, устанавливаются закономерности между величинами, проводятся демонстрационные эксперименты. В ходе этого заполняются логические схемы. На одних уроках («Основные положения МКТ», «Температура») ученики работают самостоятельно, анализируя текст учебника, выявляют основные элементы знаний. На других уроках («Основное уравнение МКТ идеального газа», «Уравнение состояния идеального газа», «Газовые законы») учащиеся совместно работают с учителем по составлению схем.

После изложения нового материала в конце каждого урока еще раз объясняются узловые моменты, материал повторяется сначала. Для обеспечения восприятия, осмысления и закрепления полученных знаний по изученной теме разработаны вопросы. Эти вопросы выводятся на экран.

В начале следующего урока по изучению нового материала проводится беседа по материалу прошлого урока (10 мин.). В ходе изучения темы постепенно учащимися заполняется структурная схема. <Приложение 5>

В течение последующих двух уроков проводится оперативный контроль знаний: учащиеся пишут текст рассказа, используя структурную схему, проводится индивидуальный опрос учащихся с последующим рецензированием ответов одноклассниками (отмечается, что было раскрыто хорошо, что освещено неверно).

После работы с теоретическим материалом переходим к закреплению знаний их более глубокому усвоению. На уроки такого типа отведено 4 часа. В течение 10 минут проводится контроль знаний тестовым методом, позволяющим проверить степень понимания материала. Далее объясняется методика решения стандартных задач, разрабатываются алгоритмы. Учащиеся решают задачи у доски, совместно с учителем проводят глубокий анализ решаемых задач. На каждом запланированном уроке по решению задач учащиеся выполняют письменные задания с последующей их проверкой и анализом. Далее происходит постепенный переход от более простой задачи к сложной с соблюдением логики при переходе от одного типа задачи к другому. То есть переходим к комплексному применению знаний.

А теперь необходимо систематизировать знания учащихся на основе структуры физической теории; повторить основные понятия и закономерности МКТ. Отработать навыки решения задач. Это урок обобщения и систематизации знаний.

Учащиеся работают совместно с учителем, выделяя структурные элементы теории. В результате получается схема. <Приложение 6>

Эта схема полезна учащимся при решении задач на закрепление изученного материала. Учащиеся сами устанавливают многие зависимости, выделяют главное в материале, а учитель активизирует их деятельность с помощью системы вопросов.

  1. В чем заключается основная задача молекулярной физики?
  2. Что такое молекулярно-кинетическая теория?
  3. Сформулируйте основные положения МКТ.
  4. Перечислите основные характеристики молекул.
  5. О чем свидетельствуют диффузия и броуновское движение?
  6. Что называют диффузией и броуновским движением?
  7. Какова природа межмолекулярных сил?
  8. Перечислите основные свойства газов, жидкостей и твердых тел.
  9. Что называют идеальным газом в МКТ?
  10. Запишите и объясните смысл основного уравнения МКТ.
  11. Что такое термодинамическая система?
  12. Что такое параметры состояния? Какие величины относятся к ним?
  13. Что называется уравнением состояния системы?
  14. Записать уравнение Менделеева-Клапейрона для произвольной массы газа.
  15. Записать уравнение состояния идеального газа Клапейрона. Как оно читается?
  16. Что называют изопроцессами?
  17. Какой процесс называется изотермическим? Каким законом описывается этот процесс? Как формулируется и записывается этот закон?
  18. Какой процесс называется изобарным? Каким законом описывается этот процесс? Как формулируется и записывается этот закон?
  19. Какой процесс называется изохорным? Каким законом описывается этот процесс? Как формулируется и записывается этот закон?

По мере заполнения схемы учащиеся выполняют практические задания (решают задачи различного уровня сложности).

Урок по поверке, оценке, и коррекции знаний является одним из центральных элементов данной методики. Выполняются тестовые задания, проводятся зачеты, диктанты, решаются тренировочные задачи с целью подготовки к контрольной работе.

В результате учащиеся по прохождении темы имеют не менее 7 отметок: за воспроизведение опорных конспектов в виде схем, за устный ответ, физический диктант, тестовое задание, зачет по практической и теоретической части, контрольную работу.

В своей работе ориентируюсь на достижение целостного восприятия учебного материала, прочное его усвоение. Уровень сформированности знаний отслеживается при выполнении самостоятельной работы. Уровень креативного мышления определяется по таким показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать, анализировать.

Результаты работы позволяют утверждать об эффективности применения технологии системного усвоения знаний. Создание структурно-логических схем позволило разгрузить содержание урока, дало возможность многократного повторения, позволило сформировать у учащихся умение объяснять физические явления, применять знания на практике.

Литература

  1. Программа по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни), рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации – Москва, «Просвещение», 2007, авторы – В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова
  2. Учебник «Физика-10», Б.Б. Буховцев, Г.Я. Мякишев, Н.Н. Сотский для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровень) – М.: Просвещение, 2011.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  4. Косихина О.С., Крутский А.Н. Психодидактика. Системно-струектурный подход к усвоению знаний. – Барнаул: БГПУ, 2003.