Х.К.Андерсен "Соловей". Внешняя и внутренняя красота

Разделы: Литература


Цели урока:

  • выявление художественной идеи сказки – утверждение величия подлинного     искусства, служащего людям;
  • формирование навыков выразительного чтения, чтения по ролям, лексической работы, исследовательской работы с текстом, работы с таблицей;
  • формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения подлинного искусства в жизни человека.

ХОД УРОКА

Вступление.

– Ребята, кто герои сказок Х.К. Андерсена?
– О чём говорится в сказках Андерсена?
– О чём мечтал Андерсен?

Работа над сказкой «Соловей».

В 1839г. Андерсен задумал включить в книгу коротких историй «Картинки-невидимки» сказку о короле, которому в предсмертный час предстало содеянное им в жизни зло. Смерть, сидя у него на груди, рассказывала ему «ужасные сказки из собственной жизни короля...и  на лбу короля выступили кровь и капли пота». Этот рассказ в книге напечатан не был, но из него родилась чудесная сказка. Подскажите, как она называется.
Назовите героев сказки.
Какими вы представляете себе героев сказки (китайского императора, живого и искусственного соловьёв)?
Как выглядел дворец китайского императора? Опишите его.
Давайте обратим внимание на выставку ваших иллюстраций. Какие особенности вы отразили в них?

Работа в группах.

Первая группа. Выразительное чтение отрывка от слов «В целом мире не нашлось...» до слов «Но соловей лучше всего! – стояло в книге».
Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?
Знал ли император о том, что происходит за стенами его фарфорового дворца?

Вторая группа. Откуда император узнал о прекрасном пении соловья? Найдите в тексте цитату, содержащую ответ на вопрос.

Третья группа.  Выразительное чтение по ролям сказки от слов «И он позвал к себе первого из приближённых...» до слов «...а при дворе ни одна душа не знает...».
Почему приближённые, пытаясь разыскать соловья, бегают вверх-вниз по лестницам дворца?

Четвёртая группа. Выразительное чтение по ролям от слов «Наконец на кухне нашли одну бедную девочку...» до слов «Пение моё гораздо лучше слушать в зелёном лесу...».
Почему о соловье во всём дворце знала только бедная девочка?
О чём свидетельствуют реплики придворных, принимавших за соловья то корову, то лягушку?

Пятая группа. Опишите живого соловья. Как объясняют придворные несоответствие между невзрачной внешностью и чудесным голосом птицы? А какое впечатление произвело пение соловья на императора?

Ребята, а почему соловей отказался от подарка?

Давайте составим сравнительную характеристику живого и искусственного соловья.

Живой соловей

Искусственный соловей

Самая простая наружность

 

Чудный, сладкий голос

 

 

Искусственный соловей звучал как заведённая шарманка

Его оставили при дворе, отвели ему особую комнату, разрешили гулять на свободе два раза в день и раз ночью и приставили к нему 12 слуг; каждый держал его за привязанную к его лапке шёлковую ленточку

 

 

Кругом неё были разложены все пожалованные ей драгоценности

Император нашёл, что надо заставить спеть и живого соловья. Но куда же он девался? Никто не заметил, как он вылетел в открытое окно и унёсся в свой зелёный сад

 

В чём смысл противопоставления живого и искусственного соловья?
Почему пение искусственного соловья понравилось больше, чем трели живого? А почему только бедные рыбаки говорили: «Недурно и даже похоже, но всё-таки не то! Чего-то недостаёт в его пении, а чего – мы и сами не знаем!»
Ребята, а помните, император принял несправедливое решение по отношению к соловью? Соловей мог обидеться? Но он прилетел! Спел свою песню, исцелил больного умирающего. Какую очень важную мысль доносит до нас писатель? Чему он нас учит?
Почему соловей просит императора не говорить никому, что есть маленькая птичка, которая рассказывает обо всём?

Игра (проверка внимательного прочтения сказки «Соловей»). Класс поделен на 4 группы.

  1. Какой строительный материал, если верить сказке, использовался в Китае?
  2. Вспомните единицы измерения длины, расстояний. Молодцы! А какая единица измерения расстояния названа в сказке?
  3. Рисование. Берём лист бумаги, цветные карандаши. Будем изображать маршрут нашей прогулки по саду императора: «Сад тянулся далеко-далеко... Из сада можно было попасть прямо в густой лес; в чаще его таились глубокие озёра, и доходил он до самого синего моря. Корабли проплывали и под нависшими над водой вершинами деревьев...»

Ответы: 1. Фарфор.
             2. Метр, километр, аршин, дюйм. «Далеко».
             3. Внимательные ученики нарисуют на деревьях соловья.

Релаксация.

Что вы узнали на уроке интересного? Что считаете для себя полезным? Чему вас научила сказка Андерсена «Соловей»? Какие вопросы вы хотели бы ещё поставить к сказке?

Домашнее задание. Подготовьте рассказ о произведениях М. Твена, прочитанных самостоятельно.