Урок-КВН по книге А.Дюма "Три мушкетера"

Разделы: Литература


  • Воспитательная. Формирование у обучающихся нравственных и эстетических чувств через категории и ценности бытия романа: добро и зло, истина, справедливость, совесть, дружба и любовь, свобода и ответственность.
  • Развивающая.Развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения и читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств; развитие устной и письменной речи учащихся.
  • Образовательная.Развитие навыков анализа художественного произведения с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведении конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, подготовка к написанию отзыва о произведении.

Методические приемы: игра, пересказ и анализ текста, беседа по вопросам, инсценировка эпизода романа Дюма «Три мушкетёра».

Оборудование: презентация к уроку, книга А. Дюма "Три мушкетёра"

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя. (Приложение 1, Слайд №1) Наверное, нет в мире человека, который не знал бы имя замечательного французского писателя А. Дюма. Самое известное его произведение – это "Три мушкетера". Романтика приключений, дворцовые интриги, коварство, тайны французского двора – все это в одной книге. Сегодня мы проводим игру такую же, как и по книгам "Остров сокровищ", "Затерянные в океане", "Квартеронка".

1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД

Две команды должны представиться, а жюри из наших гостей будет оценивать их выступление. (1-2 очка)

2. Короткая РАЗМИНКА. (Слайд №2) "ШИФРОВАННАЯ ЗАПИСКА"

За 30 секунд вы должны расшифровать тайные записки. Время пошло.

АДОКМАН АВАШ ИДОБТЕП (ваша команда победит) или ТВОРТБАС ШВЁРТУМОКЕ (братство мушкетёров)

3. ВОПРОСЫ КОМАНДАМ (Слайд №3) (поочерёдно) 1 очко команде, ответившей на каждый вопрос.

1. Назовите жанр произведения (авантюрно-исторический роман) Почему нельзя сказать "авантюрно-приключенческий" роман?
2. Если исторический роман, то где и когда происходит действие? (Во Франции в 17 веке)
3. Узнайте исторические личности. (Слайд №4) Ришелье, 1 министр короля (Арман Жан дю Плесси – дополнительное очко), (Слайд №5)Анна Австрийская, Людовик 13, французский король 1610-1643гг.
Итак, проследим за приключениями героев и пролистаем страницы романа "Три мушкетёра"

4. ЗАКЛАДКА В КНИГЕ

1. Отец д'Артаньяна, напутствуя сына, наказывает ему (ВАМ НУЖНО ЗАКОНЧИТЬ ФРАЗУ): При дворе поддерживайте честь вашего дворянского имени, которое в течение 500 лет с достоинством носили ваши предки. Только мужеством дворянин в наши дни может пробить себе путь. Не опасайтесь случайностей и ищите... (ПРИКЛЮЧЕНИЙ)

2. Молодой человек... Постараемся набросать его портрет: представьте себе... (с каким литературным героем сравнивается д'Артаньян?) ДОН КИХОТА в восемнадцать лет, без доспехов, без лат. Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак (ЧЕГО?) – ХИТРОСТИ. Рост слишком высокий для юноши и недостаточный для взрослого мужчины. (слайд № 6 "Портреты героев)
Наверно, поэтому он вызвал насмешку незнакомца из Менга (Рошфора)
– Каким представлен д'Артаньян на иллюстрации Кускова И.С.? (Вспыльчивым, не сносящим обиды.)

5. УЗНАЙ ГЕРОЯ. (слайд № 6 "Портреты героев)

– Кто еще изображен на иллюстрациях? РОШФОР, АТОС, МИЛЕДИ.

ЧЕЙ это ПОРТРЕТ?

1. "Благородная, изысканная внешность, вспышки величия, порой освещавшие тень, в которой он обычно держался, неизменно равное расположение духа, делавшее его общество приятнейшим в мире, его язвительная внешность, его храбрость, которую можно было назвать слепой, если бы она не являлась следствием редчайшего хладнокровия"? (Aтoca.)
2. "Он был прямой противоположностью Атоса: он не только много разговаривал, но разговаривал громко, и ему было безразлично, слушают его или нет. Он прилагал все усилия, чтобы превзойти Атоса хотя бы богатством своего одеяния" (Портоса)
3."Берриец лет 35-40, кроткий, спокойный, толстенький. Свободное время он посвящал чтению духовных книг и умел приготовить превосходный обед. Он был неизменно одет в черное. В остальном он был нем, слеп, глух, и верность его могла выдержать любое испытание". (Слуга Арамиса – Базен)
4. Была очаровательной женщиной лет 25-26, темноволосая с голубыми глазами. Мраморно-белая кожа её отливала розовым. подобно опалу. Руки были белые, но форма была грубовата. Улыбка ... (Госпожи Бонасье) была полна очарования.

(Описание внешности героев учащиеся выписывали ещё на стадии чтения книги)

– Как же сформировалась дружба мушкетеров? Какие черты их характера укрепили это чувство в дальнейшем?
Посмотрим сценку необычного знакомства д'Артаньяна с мушкетерами.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ команды №1 СЦЕНКА. (Слайд №7 "Дуэль") (5 БАЛЛОВ)

7. БЕСЕДА с классом. (Какая команда активней в ответах, той – 1 балл)

– Герои соревнуются в благородстве. Они были изначально как враги, а как обращаются друг к другу? (Называют друг друга СУДАРЬ.)
– Кому из мушкетёров д'Артаньян помог выйти из неловкого положения? (Он скрыл истинную причину дуэли с Арамисом)
– Что можно сказать о характерах Портоса, Арамиса, Атоса? (Портос грубоват, прямолинеен. Арамис – любимец дам, утонченный человек, Атос благороден, учтив, насмешлив).
– Кто вам больше понравился по роману и почему?

Слово учителя. В рассказе Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" говорится о Павлике, который был Атосом всех мальчишеских игр в мушкетеры. Его безупречность, благородство, порядочность, достоинство, принципиальность сделали его тем другом, о котором автор вспоминает с благодарностью даже много лет спустя. Как Пушкин вспоминал своего друга Пущина.
– Когда д'Артаньян сделал свой выбор встать на сторону мушкетеров? (Когда опасность угрожала всем троим мушкетерам. Герой проявляет смелость, решительность, умение слушать свое сердце)
– Почему в истории с подвесками д'Артаньян рассчитывает на помощь этих людей? (Друзья даже не спрашивают о цели их командировки, кстати, де Тревиль без лишних слов дал отпуск своим подопечным. Они считают необходимым быть вместе, потому что их другу нужна помощь)
– Что общего в характерах героев? (Готовность прийти на помощь)

8. О ДРУЖБЕ. (Слайд №8)

– Что такое настоящая дружба, сточки зрения Александра Дюма? (Это доверие, порядочность, надежность, понимание, взаимовыручка, верность)

(Каждая команда записывает на доске)

Вспомните начало главы 8: когда для друзей наступили тяжелые времена, каждый из них содержал других на свои средства. Когда же кого-нибудь из них приглашали вгости, то приглашенный брал ссобой всех друзей, которые порой уничтожали все запасы провизии. «Четверо людей... готовых друг для друга пожертвовать всем – от кошелька до жизни…». После приёма уде Тревиля друзья на руках вынесли раненого Атоса.
В конце романа д'Артаньян получил из рук кардинал письмо о своем назначении лейтенантом мушкетеров.
– Как он поступил с этим предложением? (Как верный друг, он предлагает право на пост благородному Атосу, храброму Портосу, ученому Арамису. И лишь после их отказа соглашается принять неожиданное повышение. В дальнейшем ему предстоит стать маршалом.)

ВЫВОД. На сегодняшнем уроке Дюма помог нам понять, какой бывает настоящая дружба. В отзыве о книге, который вы будете писать, обязательно выделите черты героев и порассуждайте о настоящей дружбе.

9. О КОДЕКСЕ ЧЕСТИ.

– Каков кодекс чести мушкетеров? (слайд №9 Кодекс чести)
Кодекс чести, который исповедуют мушкетёры, – это в первую очередь благородство. Мушкетёры защищают слабых, они карают подлость, благородны по отношению к женщине, верны слову. Предательство, обман, лицемерие, донос – все это исключается самим фактом существования кодекса чести и, конечно, неприемлемы для нас. Это вне времени, поэтому говорить, применимо ли это для нас, живущих в 21 веке, не приходится. Понятие чести вневременное.

10. ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ. (слайд №10)

Команды задают друг другу 2-3 вопроса. (1 балл за каждый ответ)

11. ПРОДОЛЖИТЕ СПИСОК (слайд №11) на листах дописать имена слуг мушкетеров.

12. Что в 17 веке называли мышеловкой? (слайд №12) Кого спас д'Артаньян?

13. (слайд №13) (Макет дома Бонасье сделали ребята 7А класса, тщательно подбирали они детали французского дома: стены, окна, изумительно получилась из бумаги лестница.)

14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ команды №2 СЦЕНКА"МИЛЕДИ И БОНАСЬЕ"

О МИЛЕДИ (слайд №14)

– Как вы относитесь к миледи?
– Какую страшную тайну миледи обнаружил д'Артаньян?
– Какие еще злодеяния совершила эта роковая женщина?
Миледи предстает перед читателем романтической злодейкой, в характере которой нет ни одной светлой черты. Хотя те качества, которые ей присущи, бывают у реальных людей, но сочетание их у миледи пугает концентрацией злобы и беспощадности, полным отсутствием добрых побуждений.
– Какие чувства испытывают участники казни (см иллюстрацию)?

Вывод. Во всяком случае зло было наказано.

15. (слайд №15) Итак, подводим итоги. В сегодняшней игре победила команда...
Победившей команде – 5. Дополнительные оценки за подбор материала получили:
За костюмы:

16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Несомненная польза авантюрно-исторического романа в том, что он не только знакомит с эпохой, но и увлекает ее сюжетом. События и герои, с которыми нас знакомит такой роман, обычно эмоционально воспринимаются читателями, и в этом их положительная роль бесспорна. Отдавая должное жизнерадостному таланту А. Дюма, отметим его неистощимую выдумку, юмор и блеск диалогов. ПОЧИТАЕМ ЕЩЁ? Думается, что этот вопрос не риторический.

Оценка жюри (это учащиеся другого класса или, если открытое мероприятие, учителя.)

Раздаются 3 листа с наименованиям конкурсов.

1 команда (название)                                  2 команда (название)

1. Представление 2-х команд (2 балла)
2. Разминка "Шифрованная записка" (Кто быстрее расшифрует записку) (1 балл)
3. Вопросы командам (1 балл за каждый правильный ответ)
4. Закладка в книге (закончить фразу) (1 балл за каждый правильный ответ)
5. Узнай героя (4 словесных портрета и на слайдах) (1 балл за каждый правильный ответ)
6. Сценка. "Мушкетёры и Д’Артаньян"
7. Беседа по роману (1 балл за каждый правильный ответ)
8. Что такое настоящая дружба? (Как поняли учащиеся) Запись на доске в виде существительных (3 Балла)
9. Ты – мне, я – тебе (команды задают друг другу 3 вопроса по содержанию романа, 1 балл за каждый правильный ответ)
10. Продолжить список слуг мушкетеров (Слайд) (1 балл)
11. "Мышеловка" Сжатый Пересказ (1 балл)
12. Сценка "Миледи и Бонасье" (можно сократить). Вопросы о героинях (2 балла)
Подведение итогов