Сценарий итогового урока геометрии по теме "Симметрия – путешествие в Зазеркалье"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Пробуждение интереса обучающихся к изучению геометрии; мобилизация внимания обучающихся, активизация их деятельности. Развитие воображения, представление зеркального отображения. Развитие математической речи, активизация использования необходимой терминологии на уроке.

Оформление: ширма для кукольного театра, кукла Петрушка, кот Матроскин

Предметы для показа: зеркало, бабочка, самолет, весы, яблоко, спица, заколка “Бантик”, игрушечные часы с движущимися стрелками, очки, лист с дерева, пароход.

Действующие лица: Петрушка, Кот Матроскин, королева “Зазеркалья”, ведущая.

Кот: Мяу, друг Петрушка, это ты ли? Про тебя мы не забыли.

Петрушка:

Здравствуй, Кот Матроскин!
Рад за себя и за ребят.
Ты пришел к нам на урок.
Если б ты еще помог...

Кот: Что случилось, друг Петрушка?

Петрушка:

Слушай, я скажу на ушко.
Как попасть нам в “Зазеркалье”?
Как его мы ни искали...

Кот:

Так, я понял, выручаю.
В сказку всех вас отправляю.
В “Зазеркалье” путь далек
Через запад на восток,
Отправляйтесь в “Зазеркалье”,
Там неведомы печали.
Но скажу вам наперед,
Там страна НАОБОРОТ (колдует)
Мяу, фыр, фыр, фыр мурянье -
Вот мое вам заклинанье.
Отправляйтесь в сказку смело без опаски.
Ну, Петрушка, не робей,
Поспеши туда скорей.
И ребят с собой возьми...
Очень смелые они.
В сказке много красоты
И чудес увидишь ты.
Разгадать их постарайся,
Ничему не удивляйся!

(Со сцены уходят оба, но затем появляется Петрушка)

Петрушка:

Приземлился, вот так да!
Тут и вправду красота...
Ну, а кто там слева?

(Звучит музыка, выходит королева “Зазеркалья”)

Королева:

“Зазеркалья” Королева
Я пришла вас повидать
И загадки разгадать.
Вот волшебная записка.
Ты прочтешь ее нам, киска?

Кот:

Киска?! Я ученый кот
Коммерсант Матроскин вот!
И записку я прочту,
Дайте-ка ее коту!

(Берет записку, крутит ее в лапах. На записке в одну строчку написано изречение “Ученье – свет, неученье – тьма”, “Учиться всегда пригодится”.

- Знаю, - шутит Королева

Читать записку надо справа налево!

Нельзя прочитать ее слева направо

Ей Зазеркальные штучки по нраву!

Петрушка: Ну, что, получилось? Ты смог прочитать?

Кот: Здесь не хватает чего-то опять...

Петрушка:

Давайте-ка спросим ребят,
Глаза у них так и горят,
Наверное знают ответ.(Королева забирает записку у кота)

Королева:

Что тут написано, знаете? Нет? (Откладывает записку в сторону)
Чтобы ответ на нее узнать,
Загадку другую спешим разгадать! (Читает загадку, показывая на стул с зеркалом, которое закрыто платком под углом 450 ,чтобы классу было видно отражение)
Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого...(Зеркало)

(Если дети затрудняются ответить, то можно загадать еще одну загадку)

Подойду - там мой портрет.
Отойду - портрета нет.(Зеркало)

(Дети отгадывают, Королева открывает зеркало, берет записку у кота и обращается к классу):

Королева:

Кто из вас тут храбрец?
Выходи, молодец!
Я тебя заколдую,
И прочтешь ты загадку чудную! (колдует)

(Берет за руку ребенка и подходит с запиской к зеркалу, ставит ребенка за зеркало, приставляет к зеркалу записку и предлагает ему прочесть в зеркальном отражении: “Учиться всегда пригодиться”

Королева:

Трудно было ее прочитать?
Нет! Ты научился чуть-чуть колдовать! (Ученик уходит со сцены, а Королева продолжает)

Королева:

Тебя как, девочка, зовут?
Скажи мне, не сочти за труд. (На листе печатными буквами девочка пишет свое имя, подходит к зеркалу)
Посмотрим, ты права иль нет.
В том зеркале ищи ответ...
Подносим к зеркалу и вот-
В нем имя, но наоборот,
И вверх ногами.
Смотрите сами.

Королева: (Читает имя наоборот)

Яна. Так тебя зовут в моем “Зазеркальном королевстве”. Видишь, ты, Яна, а совсем не Аня, как говорила только что нам! (После этого проводится игра. Для нее необходимо иметь яркий бантик. Большое зеркало должно быть установлено на низком стуле под углом 450,чтобы все, отражаемое в нем, могли видеть сидящие ребята.

Вначале приглашают мальчика и закрепляют у него на голове с правой стороны бантик, затем ребенок смотрит на себя в зеркало и определяет, на какой стороне головы находится бантик. Далее темной помадой на зеркале делают слева отметку Л, справа отметку П, чтобы им из зала было легче ориентироваться. Теперь Королева ставит мальчика за зеркало, объявляет ему, что он в стране “Зазеркалье” и предлагает выяснить, с какой стороны (правой или левой) оказался бантик в ее королевстве. Ребенок наклоняет голову и видит в зеркале отражение бантика под буквой Л, т. е. слева. Бантик справа убежал влево.

Королева: (Снимает бантик с мальчика):

Спасибо, возвращайся на место. Наверное бантик убегает потому, что был на мальчике. Давайте-ка пригласим девочку. От нее бантик не убежит. (Повторяется та же процедура)

Петрушка:

В царстве этом немало причуд.
Они нас с тобою в дорогу зовут!
В гости к зайчишке Пушишке и –
В другие книжки.

Королева: А вот что произошло с героями книг, которые впервые увидели свое зеркальное отражение. (Зачитывается отрывок из книг “Зайчишка-Пушишка” и “Бобик в гостях у Барбоса”. Один текст читает Петрушка, другой –Кот. Королева показывает ребятам эти книги).

Королева: (показывая книгу А. Губарева “Королевство кривых зеркал”)

Может быть кто-то уже прочитал
Книгу “Королевство кривых зеркал”?
Со злом там Оля спор ведет,
Как звали двойника ее? (Яло)

Петрушка:

Здесь не скучно в “Зазеркалье”
Фокус странный вы видали? (Перед Петрушкой ставится зеркало. Все, что Петрушка и кот будут говорить, они показывают перед зеркалом)
Правой шевельну слегка,
Глянь, то левая рука!

Кот:

У того, кто там стоит
Твой такой знакомый вид.

Петрушка:

Вот часы. За стрелку взялся,
Стрелка двинулась вперед.
Мой двойник как ни старался,
У него назад идет!

Кот: (задумчиво)

Сдвинул стрелку ты по кругу,
А двойник твой движет руку
Не вперед, а назад,
Ты тут вряд ли виноват! (Королева повторяет слова перед зеркалом все, что было сказано котом и Петрушкой, но в конце есть изменения)

Королева:

Двину стрелку я по кругу,
А двойник мой движет руку
Не вперед, а назад.
Вряд ли кто тут виноват.
Посмотрите в зеркала,
С вами там идет игра.
Шутит шутки отраженье,
Знать вам это всем пора!

Петрушка:

Ох, уморила Королева! (передразнивает)
Посмотрите направо,
Посмотрите налево (вскрикивает)
Вижу!!! Что-то там летит
Очень славное на вид!
На цветок похоже, а летать то может.
Давайте – отгадайте (Бабочка)

Королева откалывает рисунок большой бабочки, который был закреплен в центре ширмы и служил эмблемой. Складывает крылья бабочки и раскрывает, показывая тем самым, что бабочка симметрична относительно своего тельца.

Петрушка:

Вот уж чудо так уж чудо!
Что отсюда, что оттуда –
Одинаковые крылья,
Одинакового кроя,
Одинакового стиля.
Их убранство дорогое.
Крылья – бархатный ковер –
Одинаковый узор!

Кот:

Ее тельце посредине,
Как граница двух миров...

Петрушка:

Что это еще за граница такая?
Я про границу такую не знаю

Королева: (заговорщически)

Есть граница, точно спица (показывает спицу)
Что-то мысленно пронзит,
Посередке пробежит. (Прикладывает спицу к центру бабочки)
Если зеркальце добыть
И к границе прислонить –
Симметрично на отлично
Близнецов не отличить.

Кот:

Если есть меж ними сходство –
Все симметрией зовется.

Королева: Ты откуда знаешь, кот?

Кот:

Я – матроскин, так-то вот!
Чудеса такого рода есть у матушки-природы.

Королева:

Через лист и через спицу Проведем ее границу.
А зовут, как повелось, ту границу просто Ось.
Посмотрите, тут и там
Ось все делит пополам!

Королева:

А теперь, Петрушка, давай свою частушку личную “Симметрию отличную”.
Петрушка и кот (Поют)
Осевая, осевая есть симметрия такая.
Эх раз, еще раз, она делит все у нас!
Осевую, осевую на листочке я рисую!
Только части разнеси относительно оси!
Осевая, осевая есть симметрия такая.
Есть она и у лица, есть она и у дворца.
Симметричны все мосты, симметричен, друг мой, ты!

Королева:

И весы, и самолет, и плывущий пароход,
Равновесие в работе им симметрия дает.

Петрушка: Дети, хочу я сейчас загадать загадку для вас:

“Две половинки предмета Смотрят и ждут ответа,
По обе стороны оси.
Они хотели б вас спросить:
Симметрия это какая?
Конечно же ОСЕВАЯ!

Кот:

Хватит, Петрушка,
Бродить средь зеркал,
Я в “Зазеркалье” вас посылал,
А теперь обратно верну
В наш город, в нашу страну...
Мяу фыр, фыр, фыр мурянье –
Вот мое вам заклинанье.
Возвращайтесь не стесняйтесь.
Королева: Пора мне, пора на покой.
И вы отправляйтесь домой!

(Все вместе):

Зеркало мы закрываем
И сказку эту кончаем!!!

Ведущая: Понравилось? Всех ли отпустила домой Королева? Все ли Яло стали Олями, а Яны Анями, а Авов – Вовами? Все. А если вы поняли, что такое осевая симметрия, о которой рассказывала Королева, то кот и Петрушка будут только рады. Ведь спектакль не только развлекает, но и учит.