Урок по материальной технологии с применением интернет-технологий на тему "Рабочая одежда и требования к ней". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Вид урока: открытый урок по материальной технологии с применением Интернет-технологий.

Цели урока: теоретическая часть – сформулировать требования к рабочей одежде, практическая часть – выполнить раскладку выкройки фартука на ткани и раскрой изделия с учётом определённых требований и правил.

Задачи:

  • ознакомить  учащихся с историей появления фартука, как в женской, так и в мужской одежде;
  • развивать  образное и пространственное воображения, эстетический вкус;
  • отработать навыки и умения при работе с тканью, ножницами;
  • воспитывать трудолюбие, бережливость  и  аккуратность.

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

  • технические средства: экран, проектор;
  • инструменты и приспособления: (для учителя): Презентация «Рабочая одежда и требования к ней», фильм «Раскрой фартука с цельнокроеной грудкой» (Приложение 1), карточки-задания в конвертах  для проведения игры «Поле Чудес» (Приложение 2).  В случае, если кабинет не оборудован выше перечисленными техническими средствами,  учитель может продемонстрировать  раскладку выкройки фартука в натуральную величину, для этого учителю понадобится: выкройка фартука в масштабе 1:1, ткань хлопчатобумажная, булавки, портновский мел. 
  • инструменты и приспособления: (для учащихся): тетрадь, выкройка фартука, составленная на предыдущем уроке по своим индивидуальным меркам, ткань хлопчатобумажная или льняная (около 1 метра), портновский мел, булавки, ножницы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (учитель отмечает отсутствующих учащихся в классе), проверяет готовность к уроку.

2. Введение в тему занятия (теоретическая часть). Работа в тетради. Учитель с помощью презентации сообщает учащимся тему занятия, знакомит учащихся с требованиями  к рабочей одежде, а также знакомит их с разнообразием моделей изделий и т.п. (см. презентацию слайды 1, 2, 3, 4, 5).

3. Информационно-познавательное сообщение.

Далее учитель задаёт вопрос учащимся: «Что такое – одежда?», учащееся отвечают с места, затем определение слова «одежда» показывает на доске (слайд в презентации 5), учащиеся записывают определение в тетрадь.

4. Далее учитель переходит к исторической справке «Когда появился фартук?», данное объяснение проходит в форме рассказа с показом слайдов презентации (см. презентацию слайды 6-10).

Рассказ учителя.

Фартук (или передник) широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. История его начинается с Древнего Египта.
С течением времени передник становится повсеместно распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой, собранная в складки, прикладывалась к корпусу спереди, остальная обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался передник с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму.
Передник являлся также частью одежды других древневосточных народов. Так, например, он был широко распространен в Западной Азии.
С Востока передник «перекочевал» в Европу.
Начиная с эпохи средневековья передник, практически становится  постоянной принадлежностью рабочей одежды. Повседневное платье во время работы следовало чем-то прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники, повара… Цеховые мастера считали передник неотъемлемой частью своей профессиональной одежды.
Женский передник со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в. два передника составляли юбку. Он так же украшал жен именитых горожан. По примеру городской знати стали расшивать и всячески украшать свои передники крестьянские девушки. Хитрая на выдумку европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни.
Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. В некоторых областях Германии широкий передник надевался лишь по особо торжественным случаям. В Молдавии отличительной чертой народной одежды были два передника, охватывающие корпус спереди и сзади, не сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.
Традиционный русский передник изготовляли из домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и красными завязками. На Севере передник был вышитым и мог иметь рукава.
Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй, именно с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, а так же является производственной одеждой.

5. Затем учитель задаёт вопрос учащимся: «Как вы представляете себе современные модели фартуков? Какую ткань и отделку вы предпочли бы сами?». Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает обратить внимание на слайды презентации 11 и 12.

6. Затем проводится физкультминутка (см. презентацию слайд 13).

7. Прежде чем перейти к практической части урока учитель предлагает учащимся убрать со стола тетради, ручки и достать ткань, мел, выкройку и булавки.

8. Повторение пройденного материала

Для повторения пройденного учитель подготовил игру «Поле чудес» (см. презентацию слайд 14). Учащиеся разбиваются ни 3 группы и получают вопросы-задания на пройденную тему, а из букв, которые находятся в 3 конвертах, составляют ответ.

9. Практическая часть.  Раскладывание деталей выкройки изделия на ткани.

Учитель знакомит учащихся с последовательностью изготовления изделия (см. презентацию слайд 15).
Затем учащиеся под контролем учителя осуществляют раскладку, обмеловку и раскрой фартуков.
Перед тем, как приступить к раскрою изделия учитель демонстрирует учащимся  фильм (см. адрес сайта видео-урока в конце конспекта).

10. Итог урока:

Учитель контролирует и оценивает работу учащихся на теоретической и практической частях занятия.
Учащимися выполнены самостоятельно раскладка выкройки на ткани, обмеловка деталей по контуру и раскрой фартука по меловым  линиям припусков  по срезам. На этапах раскладки и раскроя возможна помощь учителя, т.к. ткань может иметь направленный рисунок или большую (малую) ширину ткани.

11. Домашнее задание:

На следующий урок принести крой изделия, нитки контрастного цвета, иголку, булавки, ножницы.