Интегрированная организованная образовательная деятельность для детей с ОВЗ "Волшебный лес"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: Создание  условий для  вариативного вхождения детей в различные социальные роли, преодоления трудностей  в общении со сверстниками, расширения кругозора,  познавательных интересов, укрепления здоровья и улучшения адаптивных возможностей ребенка, развития творческих способностей посредством интегрированной деятельности.

Виды детской деятельности: коммуникативная, речевая, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • стимулировать речевую деятельность посредством активизации познавательной активности, развивать коммуникативные навыки через работу в группе;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • формировать у детей экологическое сознание и ценностное отношение к природному миру;
  • учить использовать вежливые обороты речи в активной лексике;
  • развивать опорно-двигательные реакции с упором на руки, на четвереньках, сидя, на коленях, стоя;
  •  профилактика нарушений осанки и положений конечностей;
  • формирование стремления к двигательно-игровой активности;
  • развитие  изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения в процессе работы с соленым тестом;
  • организация  творческого общения, формирования навыков  умения работать в коллективе.

Оборудование и материалы: проектор, экран, игрушки Лесовичок и Ёжик из кукольного театра, ширма, иллюстрации по теме: «Лес в разное время года», презентация «Берегите лес!», детские зонтики, декорации осеннего леса, материал для лепки: солёное тесто, стеки, салфетки, досточки, материал для оформления работ: гуашь, стаканы, кисточки, ножницы.

Ход ООД:

Учитель-логопед:  Добрый день, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Тогда внимательно слушайте и думайте! Если вы правильно назовёте то, о чём говорится в загадке, то на нашем волшебном экране появится изображение (отгадка).
Загадка о лесе: Весной одевается, а осенью раздевается.

Учитель-логопед:  Правильно, ребята (на экране появляется изображение леса).
В загадке говорится, что весной лес одевается.  Как это, лес «одевается» весной? (Зимой деревья спали, а с приходом весны и тепла  начинается  сокодвижение, деревья пробуждаются и распускают молодую листву, «одеваются» в красивые зелёные наряды).
А  что означает: осенью лес «раздевается»?

Дети: лес сбрасывает листву, свою одежду.

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите на эти картинки (картинки леса в разные времена года вывешиваются на доске).
Это весенний лес, покрытый молодой зеленью, это лес летом,  так выглядит лес – снежной зимой, а на этой картинке изображён …. (ответы детей)

Дети: Осенний лес

Учитель-логопед: Не правда ли, дети, в любое время года лес по-своему красив.  Но мне кажется, что осенью лес особенно прекрасен. И бывает такой разный!

Учитель-логопед: Давайте полюбуемся пейзажами осеннего леса под музыку знаменитого русского композитора Петра Ильича Чайковского, которая называется «Октябрь». Во время просмотра слайдов дети называют,  какой период осени они видят (ранняя, золотая, поздняя).
Учитель-логопед обращает внимание детей на качественные прилагательные, которые можно подобрать к изображению  (смешанный, лиственный, дремучий, дубовый, редкий, берёзовый, непроходимый,  багряный, густой  лес).

Учитель-логопед: Правильно, ребята! Вот сколько слов мы можем сказать о лесе! Ой, подул сильный ветер в осеннем лесу, с деревьев посыпались листья, и начался листопад! Давайте собирать букет из осенних листьев!

Пальчиковая гимнастика  «ОСЕННИЙ БУКЕТ»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
(загибать пальцы, начиная с большого пальца)
Маме осенний букет отнесем.
("шагать" средним и указательными пальцами по столу)

Учитель-логопед: Дети, а вы хотели бы попасть в осенний лес? Давайте отправимся туда!

Появляется Старичок-лесовичок (игрушка на руке педагога)

– Ишь, ты, в лес они собрались! Я не ослышался? Сейчас придут, намусорят, шуметь  будут, ветки на деревьях ломать, костры жечь, а лесные жители  не любят и боятся, тех, кто безобразничает в их доме. Это говорю вам я, Старичок-лесовичок, я  то знаю!
Уважаемый Старичок-лесовичок, ты ошибаешься! Ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу и расскажем Лесовичку с помощью запрещающих знаков,  чего нельзя делать людям, которые пришли в лес.
Я раздам вам знаки, на волшебном экране будут появляться ситуации: как нельзя вести себя в лесу. Тот, у кого знак подходит к данной ситуации,  рассказывает Лесовичку,  почему запрещается это делать.
Познакомить с пословицей: Люби природу – она добром ответит!
Ну, как справились наши дети с заданием, уважаемый Старичок-лесовичок?

Старичок-лесовичок:  УХ! Молодцы! Теперь я уверен, что вы воспитанные дети и не будете безобразничать в лесу. Поэтому Я приглашаю вас в волшебный лес, где происходят чудеса.

Учитель-логопед: Как же мы туда попадём?

Инструктор по физической культуре: Давайте я вам помогу!

Старичок-лесовичок:  А чтобы вы не заблудились, я дам волшебный клубок. Он покажет вам дорогу.

П: Давайте поблагодарим Старичка-лесовичка за приглашение и помощь.

Дети: Спасибо, благодарим вас!

Инструктор по физической культуре: Я вижу, что вы  готовы идти в волшебный лес. Тогда идем за мной след в след, чтобы не потеряться и не сбиться с пути. А дорогу нам будет показывать клубочек.

Заходят в музыкальный зал.

Инструктор по физической культуре: Ребята, посмотрите, куда привел нас волшебный клубочек, вот мы и попали в волшебный лес. Здесь  живет волшебница-осень. Посмотрите, как красиво раскрасила она лес в разные краски. Давайте присядем и осмотримся вокруг, может мы и саму волшебницу – осень сможем увидеть. (Дети садятся в круг).

Инструктор по физической культуре: Посмотрите, ребята, клубок привел нас в гости к грибной семье. Они живут под деревьями: папа-гриб, мама-гриб и маленькие дети-грибочки.

Упр.1 «Грибная семья»

И.п. сидя на полу по-турецки, изображать
Мама-гриб – руки вверху, соединенные над головой, как шляпка гриба;
мама-гриб медленно поворачивается вправо и влево, смотрят, все ли дети рядом.
Папа-гриб – руки вперед, изображая большой живот; папа-гриб пыхтит и волнуется;
Дети-грибы – наклоняясь вперед-вниз слева на право показать много маленьких грибов.
Вот какая большая грибная семья!  Дети берутся за руки и растягивают внешний круг.

Инструктор по физической культуре: Совсем недавно в волшебном лесу прошел дождь, и на дорожках появились маленькие и большие лужицы-зеркала.

Упр. 2 «Лужица-зеркало»

И.п. сидя на полу, ноги вперед, руки сзади в упоре –
– поочередно одной и другой ногой рисовать на полу овал лужи-зеркала;
– одновременно двумя ногами рисовать лужу-зеркало.

Инструктор по физической культуре: А вот невысокие кусты лесной смородины у тропинки совсем заскучали, видно давно не было гостей в волшебном лесу. Кусты машут своими веточками и, кажется, радуются и приветствуют нас.

Упр.3 «Кусты смородины»

И.п. стоя на коленях, руки вверх – медленно покачиваться вправо-влево.

Инструктор по физической культуре: Подул осенний холодный ветер. Он срывает с деревьев желтые листья и несет их вдаль, словно напоминает птицам, что и им пора улетать в теплые края.

Упр.4 «Осенние листья»

И.п. стоя - медленно поворачиваться вокруг вертикальной оси, слегка приседая и делая взмахи руками, имитируя кружение падающих листьев.

Инструктор по физической культуре:Посмотрите, холодный осенний ветер поднял вверх стаю птиц, которые отправляются на юг. Они летят, выстроившись высоко в небе стройной цепочкой. Им далеко лететь, поэтому птицы помогают друг другу.

Упр.5 «Птицы улетают»

И.п. стоя – принять позу ласточки, наклонив туловище вперед и держать  друг друга за руки. Упр. выполняется на одну и другую ногу.

Инструктор по физической культуре: Посмотрите, как высоко летят птицы, а им кажется, что мы где-то далеко-далеко  внизу от них.

Упр.6 «Высоко-низко»

И.п. стоя – медленно поднять голову вверх, медленно опустить ее вниз.

Инструктор по физической культуре: Волшебный клубок привел нас к ручейку. После дождя в волшебном лесу то здесь, то там появились дождевые ручейки. Они прокладывают себе дорогу между камнями и пригорками.

Упр.7 «Дождевые ручейки»

И.п. стоя в колонну по одному, дети кладут руки другу на плечи – зигзагообразное передвижение в колонне, не отпуская рук. Передвигаться следует, меняя направление и скорость.

Инструктор по физической культуре: Когда идешь по лесу, то приходится перепрыгивать через лужи и ручейки. Нужно помогать друг другу, чтобы не упасть.

Упр. 8. «По лужам»

И.п. стоя, дети становятся парами, взявшись за руки – ходьба по залу, по команде  «ЛУЖА», перепрыгивают  через «лужу».

Инструктор по физической культуре:  Ну вот, опять пошел осенний дождь… посмотрите, волшебница – осень оставила нам свой привет – веселые зонтики, похожие на осенние листья. Давайте их возьмем и спрячемся от дождя. Под зонтиком нам не страшен дождь, и мы можем кружиться,  как осенние листья.

Упр. 8 «Осенние зонтики»

Дети берут зонтики в руку и под музыку произвольно медленно кружатся, как осенние листья.

Инструктор по физической культуре: Вот и закончился дождь. Давайте уберем на место осенние зонтики. Как хорошо в волшебном осеннем лесу! Ой, посмотрите, куда опять покатился клубочек…. Он привел нас к самой  волшебнице  Осени!

Входит Осень (воспитатель)

Осень: Я вижу гости у меня  в лесу. Здравствуйте ребята. Я волшебница  Осень.

«Нельзя на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Осенний, волшебный и сказочный лес
Вас в гости к себе приглашает».

– Ребята, а вы знаете, что  мой лес умеет разговаривать?
– Хотите узнать, о чем он  говорит?
– Давайте  закроем глазки и послушаем, что он нам хочет сказать.

Звучит фонограмма «Звуки леса». Дети угадывают звуки. Раздаётся чей-то плач.

Осень: Вы слышите, кто-то  плачет? Наверное,  кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь?

Осень вместе с детьми находят под кустиком плачущего  ёжика (педагог с игрушкой на руке за ширмой).

Осень: Ежик, почему ты плачешь?

Ежик: Вон вас сколько! В нашем лесу живет много разных зверей, а ёжик – я один. Мне так одиноко одному.

Осень:  Ребята, ведь так плохо, когда у тебя нет друзей. Не переживай ежик, мы с ребятами тебе поможем, правда ребята? Что мы можем сделать, чтобы помочь нашему другу? (Дети думают и предлагают свои варианты)
Я, кажется, знаю,  как мы можем помочь  Ёжику! Давайте сделаем для него друзей-ежат. Я  приглашаю вас  в свою волшебную мастерскую, где вы найдете все необходимое для творчества.

Практическая работа детей (лепка из слоеного теста).

На столе у каждого ребёнка лежат два кусочка теста: большое для туловища и маленькое для лап и ушей. Берем тесто для туловища и придаем ему форму овала, затем с одной стороны вытягиваем острую мордочку ёжику. При помощи черного перца горошком, оформляем ежу мордочку – прикрепляем носик и два глаза. Делаем лапы и уши, прикрепляем к туловищу при помощи воды и кисточки. В заключении оформляем колючую шубку ёжика с помощью ножниц.

Осень: Вот и готовы наши добрые, веселые, колючие друзья. Ребята я предлагаю вернуться на полянку  и познакомить Ёжика  с его новыми друзьями.

Дети вместе с Осенью возвращаются на полянку.

Ёжик: Большое спасибо, ребята! У меня появилось очень много замечательных друзей, теперь мне есть с кем играть!

Осень: Какие вы молодцы.  Вы сделали доброе дело, вы помогли ежику приобрести друзей!   Теперь ему  не будет одиноко в лесу.

Дети прощаются с Осенью, ежиком, волшебным лесом. Уходят.