Приёмы работы с таблицей умножения числа на 9 для детей с нарушением интеллекта

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Добиться овладения учащимися с лёгкой степенью умственной отсталостью системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь, — главная общеобразовательная задача обучения математике.

Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется абстрактностью математических понятий, с другой стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися. Ведь основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития и эпизодическая "забывчивость" - явление нередкое.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета потенциальных возможностей учащихся

Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает Положительные эмоции, возникающие во время деятельности, активизируют её, развивают его произвольное внимание, память.

Зная, что умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием, что они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным можно использовать эту особенность в изучении таблицы умножения

Если ребенок не может запомнить таблицу умножения, а иногда он её знает, но в нужный момент не может воспроизвести (что обусловливается эпизодической забывчивостью), то ему может помочь механический прием получения ответа. Важно, преподнося его, создать интригу, сказать, что сейчас ребенок узнает секрет и т.д., то есть заинтересовать ученика.

Предлагаем ребенку на черновике воспроизвести в столбик таблицу умножения на 9, не записывая при этом ответы (Презентация)

  • 9Х1=
  • 9Х2=
  • 9Х3=
  • 9Х4=
  • 9Х5=
  • 9Х6=
  • 9Х7=
  • 9Х8=
  • 9Х9=
  • 9Х10=

Затем просим в столбик прописать числа по порядку:

  • 9Х1=0
  • 9Х2=1
  • 9Х3=2
  • 9Х4=3
  • 9Х5=4
  • 9Х6=5
  • 9Х7=6
  • 9Х8=7
  • 9Х9=8
  • 9Х10=9

Просим записать также по порядку числа, только снизу-вверх:

  • 9Х1=09
  • 9Х2=18
  • 9Х3=27
  • 9Х4=36
  • 9Х5=45
  • 9Х6=54
  • 9Х7=63
  • 9Х8=72
  • 9Х9=81
  • 9х10=90

Таким образом, если у ребенка не оказалось таблицы умножения под рукой, зная этот прием, ребенок сможет получить правильный ответ.

Некоторые дети научились достаточно быстро вычитать без перехода через разряд. И успешно используют такой прием по принципу вычитания:

Увеличиваем второй множитель в 10 раз, то есть приписываем ему ноль и вычитаем из полученного числа также второй множитель, то есть то число, которое умножаем на 9. Например: если мы число 9 умножаем на 2 то записываем в ответе 20 (увеличиваем второй множитель в 10 раз) и вычитаем (второй множитель) 2 получаем 18, таким образом, умножая 9 на 3 мы должны из 30 отнять 3, получаем 27, умножая 9 на 4 мы от 40 отнимаем 4, получаем 36.

Ребята, которых условно можно отнести ко 2 или 3 группе по Воронковой, достаточно хорошо пользуются приёмом по принципу сложения

Если внимательно посмотреть на ответы, которые получаются при умножении числа на 9, то можно заметить, что если сложить между собой числа в ответе - то получится всегда 9, а первая цифра в ответе обозначает число, которое на 1 меньше второго множителя. То есть ребенок, умножая 9 на 2 - в ответе записывает цифру 1, а затем считает, сколько ещё не хватает до 9, выясняет, что восемь, таким образом- 8-это вторая цифра в числе, которое получается при решении, то есть 18

  • 9Х1=9
  • 9Х2=1+8
  • 9Х3=2+7
  • 9Х4=3+6
  • 9Х5=4+5
  • 9Х6=5+4
  • 9Х7=6+3
  • 9Х8=7+2
  • 9Х9=8+1
  • 9х10=9+0

Интересным и самым любимым для детей - является прием умножения на пальцах.

Раскладываем руки перед собой. Запоминаем номера пальцев: слева палец №1, справа - №10. Чтобы умножить число на 9, нужно найти палец с таким же номером и посчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Количество пальцев слева показывает первую цифру произведения (десятки), а справа - вторую цифру (единицы). (рисунок 1)

Рис. 1

Используемая литература.

  1. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб, для студ. дефект, фак. педвузов. — 4-е изд., перераб. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 408 с.: ил. — (Коррекционная 1 педагогика).
  2. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.- метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. – Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. – 110 с.
  3. http://uti-puti.com.ua/view_articles.php?id=802/