Урок русского языка как средство формирования информационной культуры младших школьников

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: познакомить с правописанием мягкого знака в именах существительных женского рода после шипящих на конце слова, расширить представления о роли мягкого знака в словах ,формировать и совершенствовать информационную культуру младших школьников.

Задачи:

  • Предметные:
    • расширить представления детей о роли мягкого знака
    • формировать орфографическую зоркость
    • способствовать усвоению детьми новой орфограммы
  • Метапредметные:
    • создать у учащихся мотивацию к уроку
    • формировать умение формулировать тему урока
    • обучать поиску и выделению необходимой информации из разных источников (словари, Интернет)
    • структурировать информацию
    • формировать умение принимать учебную задачу
    • развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы
    • обучать графическим способам кодирования  информации
    • обучать рациональным способам хранения информации в письменном виде (правило в стихах) и в графическом изображении (алгоритм)
    • развивать речь и обогащать её словарный запас
    • мотивировать детей к развитию устной речи
    • совершенствовать познавательное общение посредством парной работы, решения проблемных ситуаций
    • формировать умение слушать и вступать в диалог
  • Личностные:
    • формировать мотивацию информационно-поисковой деятельности обучающихся
    • повышение уровня познавательной самостоятельности школьников
    • формировать способность детей к саморазвитию

Оборудование к уроку:  карточки с заданием для самостоятельной работы, учебник, карточки самооценки, карточки с разноуровневыми заданиями и тестами

Приложение №1

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

– Наш урок я хотела бы начать с пословицы: «Каждый день прибавляет частицу мудрости»
– Как вы понимаете её?  (Каждый день мы изучаем что-то новое.)
– Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем.
– Сегодня нам пригодятся знания об имени существительном.
– С каким настроением вы приметесь за работу?  (С хорошим, …)
– Улыбнитесь друг – другу! В путь!

2. Актуализация знаний

– С чего начнём работу?  (С минутки чистописания.)
– Какие буквы здесь спрятаны?
ж ш  ч  к  щ ф я ь т о
– Найдите среди них буквы, обозначающие шипящие звуки.
ж ш ч щ
– Запишите эти буквы. Составьте слова, которые начинались бы с этих букв.
Жизнь, чулок, щука, шар.
– Назовите орфограммы в данных словах. К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное.)
– Что мы знаем об имени существительном?
(Имя существительное – часть речи, которое обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?)
(Имя существительное изменяется по числам)

1. Стадия вызова:

Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.
На доске: беречь, туч, ключ, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, лещ, мышь, карандаш, молодёжь, багаж, испечь, стеречь
Возможные вопросы учащихся:

  • Это часть речи глагол?  (нет)
  • Это имя существительное? (да)
  • Это имя существительное женского рода? (нет)
  • Это имя существительное стоит в единственном числе? (да)
  • На конце слова пишется мягкий знак? (нет)

Загаданное слово – новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова ( багажный, багажник).
Что можно сказать о словарном слове? (существительное, м.р. с шипящей на конце – без Ь).
Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)

ЗАФИКСИРУЕМ ПРОБЛЕМУ: 

2. Стадия осмысления:

Какие характеристики имени существительного мы знаем? (род, число)
Назовите существительные, на конце которых пишется Ь. Что о них можно сказать? (ед.ч., ж.р.)
Назовите существительные, на конце которых не пишется Ь. Что о них можно сказать? (мн.ч., ед.ч. м.р.)
Следовательно, когда пишется Ь? (У существительных в единственном числе ж.р.)

Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!

– А теперь откроем учебник на стр. 90 и проверим, какова тема нашего урока и верно ли мы вывели правило правописания Ь после шипящих.

3. Оперативная проверка. Игра  «Выбраковка»

На доске:

камыш       доч    
сыч            рож
мяч            печ

– Прочитайте слова. Определите, в каком столбике слова женского рода, а в каком – мужского. Как  определили род имён существительных?  (Подставив слова: он, мой, она, моя.)
– Какие ошибки допущены в написании слов? (У имен существительных женского рода на конце после шипящих пишется мягкий знак.)
– Итак, чем мы с вами будем заниматься на уроке? (Будем определять, в каком случае пишется мягкий знак, а когда писать его не следует.
 (Имена существительные женского рода с мягким знаком на конце после шипящих.)
– Исправьте ошибки в словах.
Поиграем в игру «Будь внимателен»
– Запишите одним словом данные определения.

1) Близкий приятель, друг.  (Товарищ.)
2) Суп со свёклой и другими овощами.  (Борщ.)
3) Человек, который играет на скрипке.  (Скрипач.)
4) Двенадцать часов ночи.  (Полночь.)
5) Мягкая часть печёного хлеба.  (Мякиш.)
6) Женское украшение, прикалываемое на груди.  (Брошь.)

– Какие затруднения испытывали в написании слов?  (Где писать ь, а где – нет.) 

4. Составление алгоритма написания мягкого знака

– Запишем слово ночь и попробуем составить алгоритм написания мягкого знака в этом слове.

  1. Определим часть речи.
  2. Выясним род.
  3. Если существительное женского рода, будем писать ь.
  4. Если существительное мужского рода, не будем писать ь.

Попробуйте графически закодировать алгоритм. Выберем  самый удачный вариант.

ЧЕМ ПОМОЖЕТ СОСТАВЛЕННЫЙ АЛГОРИТМ?   
БЫСТРО ВСПОМНИТЬ ПРАВИЛО И СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ.

Приложение №2

Придумаем символ орфограммы. (Ь)
Работа с интерактивной доской.
Указать символ орфограммы в написанном тексте.
Полночь. Какая тишь! Чуть качается на болоте стройный камыш. Чуткая мышь не спит в своей  норе. Наш шалаш осветил серебристый луч.

5. Реализация составленного алгоритма

Работа по учебнику «Русский язык»  (с.90, упражнение 2.)
– Пользуясь составленным алгоритмом, выполним упражнение по учебнику.
– Что нужно сделать в данном упражнении?   (Распределить слова в столбики по родам, записать слова, раскрывая скобки, употребляя, где нужно, мягкий знак.)
– У существительных какого рода будете писать мягкий знак? (У существительных женского рода после шипящих на конце будем писать мягкий знак.)
(У доски работают два ученика: один записывает слова мужского рода, другой – женского рода.)

6. Физминутка

– Я буду называть имена существительные с шипящими звуками на конце. Если называю слово, в котором пишется мягкий знак на конце слова – вы хлопаете в ладоши. Если мягкий знак не пишется – приседаете.
  Ключ, лещ, молодёжь, малыш, мышь, этаж, вещь, ёж, багаж, мелочь, тишь, глушь, речь, меч, карандаш, уж, ночь.

7. Самостоятельная работа по карточкам

– Как определить, поняли вы тему урока или нет?  (Нужно поработать самостоятельно.)
– Возьмите карточку с самостоятельной работой.
– Вам нужно вставить в словах изученную орфограмму мягкий знак и доказать, почему вы её вставили.  (Указать род существительных над словом.)

Приложение №3

– Спрогнозируйте оценку предстоящей работы. (насколько успешно вы можете с ней справится).
– Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища по парте.
– У кого оценки совпали? Не совпали? Почему?
– Поменялись карточками.
– Проверяем . Приготовили веера.
– Ставим оценки: без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3», больше трёх ошибок – «2».

8. Включение в систему знаний и повторение

– Сегодня мы составили алгоритм употребления мягкого знака на конце существительных женского рода. А для чего? Когда вы будете пользоваться этим алгоритмом?  (Когда будем писать диктант, выполнять задания, грамотно писать.)

1) Работа по вариантам.

– А сейчас выполним работу по вариантам .
– Я буду читать предложения, а 1 вариант выпишет из предложений слова с мягким знаком на конце после шипящих, 2 вариант – слова без мягкого знака на конце после шипящих.
Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз.  В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.  
ПИСЬМО ПОД ДИКТОВКУ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ.
Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.
– Проверим, какие слова вы выписали. Докажите, что вы правильно выполнили это задание. Обмен информацией.
– Поднимите руку, кому пришлось  вспомнить алгоритм написания мягкого знака? Как вы это сделали?
РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ.  БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ.
– Что такое рожь?
– На картинах каких художников мы видели ржаное поле?
– Как называются эти картины? Где их можно увидеть?
– Вчера  на занятии неурочной деятельностью  «Музей в твоём классе» мы начали описывать  картину   Васнецова «___Рожь____________________»
– Откройте репродукции и вместе ещё раз полюбуемся  живописным полотном художника.
Погрузитесь в мир живописи ещё раз и послушаем, какие сочинения у вас получились.
(Дети зачитывают мини-сочинения)
Ржаные и пшеничные поля – гордость нашей Родины . Мне понравилось , с каким теплом вы говорили о том, что увидели на картине. И теперь вы знаете не только как пишется слово « рожь» но и что значит для русского человека.
А как называют изображение природы в изобразительном искусстве? (ПЕЙЗАЖ).
Какие помощники придут на помощь при знакомстве с этим словом? (ЭТИМОЛОГИЧЕСИЙ, ТОЛКОВЫЙ, ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРИ, СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ , СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

Приложение №4

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Урок подходит к концу. Над какой темой работали на уроке?  Какую цель вы ставили?  (Узнать, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после шипящих на конце слова.)
– Достигли вы поставленной цели? Докажите.
Мы составили алгоритм употребления мягкого знака у имён существительных на конце после шипящих. (Мягкий знак пишется на конце слова  после шипящих   у существительных женского рода.)
Научились с помощью алгоритма писать существительные м.р. и ж.р.
ПРОВЕРИМ ВАШИ УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МИНИ-ТЕСТА

Приложение №5

– Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий цвет:

Приложение №6

  • Оранжевый – Я всё понял, могу объяснить другу.
  • Розовый – Я понял, но мне ещё нужно тренироваться.
  • Зелёный – У меня ещё не всё получается, но я постараюсь.

 Домашнее задание: Задания по выбору.

Приложение №7