Грибы. Грибы съедобные и ядовитые. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (79 МБ)


Цель:

  • сформировать представление о грибах как об особом царстве живой природы;
  • выяснить, из чего состоит гриб, что называем грибом;
  • познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов;
  • научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;
  • формировать представление о роли грибов в жизни растений, человека.
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать о наличии царства грибов;

- находить и перечислять части гриба;

- знать разновидности грибов;

- знать съедобные и несъедобные грибы;

Метапредметные:

- сравнивать свои выводы с текстом и рисунками учебника;

- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;

- строить монологические высказывания, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема, фильм).

Личностные:

- осознать значение грибов для леса, человека;

- осознавать значение бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • MacBook, проектор, интерактивная доска.
  • Кусочки плесневого хлеба, части грибов (древесного, шампиньона), емкости для проведения опытов, дрожжи, выпечка.
  • Учебник для 2 класса “Окружающий мир” Н.Я.Дмитриева А.Н.Казаков ФГОС НОО, рабочая тетрадь к учебнику, карточки с текстами и таблицей для работы в парах, презентация к уроку.

Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, открытый, урок праздник. К нам на праздник пришли гости, очень много гостей. Давайте повернёмся, поприветствуем их.

- Молодцы, садитесь. Давайте покажем, как мы умеем работать, будем активными, внимательными.

Подводим учащихся к осознанию темы:

СЛАЙД 2

- Ребята, нам известно с предыдущих уроков, что живую природу ученые делят на царства. Посмотрите на доску и скажите, какого царства нет. (Царства грибов.)

Сообщение темы:

- Сегодня мы отправимся в царство грибов и познакомимся с его жителями.

Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя):

СЛАЙД 3 с встроенными детскими презентациями.

- Прежде чем отправится в царство грибов, давайте скажем до свидания жителям царства растений, проверим домашнее задание.

- Последними, у кого мы были в гостях, это растения путешественники. Поделимся информацией с гостями и одноклассниками.

Сообщения (презентации): “Растения – путешественники”, “Картофель”, “Пять интересных фактов о рисе”, “Тыква”, “Помидоры”

- И нашу классную комнату украшают растения.

Сообщение (презентация): “Папоротники”.

- Наш класс украшает папоротник Нефролепис. Очень давно, когда жили динозавры, папоротники достигали в высоту 45 метров (высота 15 этажного дома). Потом они погибали, из их залежей через многие миллионы лет образовался каменный уголь, который используем как топливо!

- Также, побывав в “Царстве растений”, мы узнали, что хищниками бывают не только животные, но и растения.

Сообщение (презентация): “Растения-хищники”.

Воспитание бережного отношения к природе:

- Ребята, а почему так важно беречь и сохранять растения?

- Правильно, растения являются основным поставщиком кислорода на Земле. Без них жизнь на земле невозможна!

Сообщение (презентация): “Красная книга”.

Практическая индивидуальная деятельность учащихся дома (консультации учителя), подготовить выставку фотографий и рисунков “Редкие и охраняемые растения нашей местности”:

- У нас в классе есть выставка рисунков и фотографий, которую мы назвали “Редкие и охраняемые растения нашей местности”. На переменке вы можете рассказать о своём рисунке одноклассникам.

Оценка деятельности учащимися:

  • детям заранее сообщается, что это классный конкурс, после обсуждения они сами оценивают работы, выбирают победителей.

Изучение нового материала:

- Все царства живой природы теснейшим образом связаны друг с другом. Сегодня из царства растений мы отправляемся в царство грибов. А вот какая существует связь между этими царствами, вы мне скажете сами в конце урока.

СЛАЙД 4

Достижение цели: Выяснить из чего состоит гриб, что называем грибом (формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания).

- Откройте маленькую рабочую тетрадь, нарисуйте гриб.

- Оставим рисунок таким, а позже, если наше мнение изменится, нарисуем новый или дополним этот рисунок.

- Пойти к доске и нарисовать гриб. Можно записать название (по желанию).

Работа с текстом, самостоятельный поиск нужной информации, расширение границ знаний для достижения цели:

СЛАЙД 5

- Откройте страницу 70 учебника.

- Запишем тему урока: Грибы.

- Прочитайте первый абзац.

- Что же такое грибы. Растения?

(- Нет! )

- Животные?

(- Нет! Это живые организмы, очень интересные и разные!).

- То, что мы называем грибом, и то, что вы в основном все нарисовали, что это на самом деле?

(- Только его часть, на поверхности земли, плодовое тело.)

- К нашему счастью, сегодня на уроке мы можем видеть и даже подержать в руках плодовое тело грибочка. ШАМПИНЬОН! Передавайте целый плод и в разрезе, позже мы узнаем об этом грибочке что-то интересное! (Рассматривают гриб, берут в руки).

- Прочитаем второй абзац на странице 70.

- Грибница, что же это?

(- Основная и самая важная часть гриба, без неё плодовые тела гибнут).

- Опишите её.

(Тонкие белые нити.)

- Где находится?

(в почве)

- Споры, что узнали о них?

(- Рассеиваются, дают развитие новым грибницам, образуются в нижней части шляпки).

- Нужно ли изменить наш первоначальный рисунок?

(- Да.)

- А почему?

(- Мы узнали, что шляпка и ножка – это только часть гриба, его плодовое тело, у него самая главная часть – грибница)

- Перечислите все части гриба.

СЛАЙД 6

- Дополните, дорисуйте недостающие части, дома подпишите название частей гриба! Этот рисунок на доске вам поможет. Похожий у вас есть в учебнике на странице 70.

Вывод:

- Так что мы называем грибом? Перечислите все его части.

- А то, что мы привыкли называть грибом, как называется эта часть? (Плодовое тело).

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД 7

- Ребята, грибочкам нравится, когда идёт дождик. Они тогда быстрее растут. Сделаем им подарок. Пусть начнётся грибной дождь. Встали, вышли из-за парт. СЛАЙД 8

Сообщение (презентация, фотоальбом): Роль грибов в жизни растений, связь между этими царствами живой природы (расширение границ знаний учащихся).

СЛАЙД 9-13.

Исследовательская деятельность: опыт с древесным грибом.

Цель: наблюдение за изменением формы древесного гриба в водной среде. Просмотр фильма “Древесный гриб”. СЛАЙД 14

Подведение к выводу: Связь дерева и гриба. Полезный взаимообмен. Гриб - кладезь полезных веществ.

СЛАЙД 15

Подведение к цели: Роль грибов в жизни человека.

- Грибы вкусны и питательны. Они очень полезные! Очищают организм от вредных веществ! Человек много лет употребляет их в пищу. В наше время некоторые из них человек научился выращивать в искусственно - созданных условиях. Посмотрите фильм о грибочках, плодовое тело которых мы сегодня держали в руках.

Просмотр фильма “Шампиньоны”. СЛАЙД 16

Подведение к цели: Познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов. Научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения.

Подведение к цели:

- формировать представление о роли грибов в жизни человека;

- познакомить с особенностями строения ядовитых и съедобных грибов;

- научить различать съедобные и ядовитые грибы способом сравнения;

СЛАЙД 17

- Но далеко не все грибы съедобны! Есть ядовитые. Откройте страницу 72. Посмотрите как они похожи на съедобные!

Практическая деятельность: работа в парах (консультации учителя):

- На партах у вас есть таблички. Найдите признаки сходства и различия между ядовитым и съедобным грибами по их внешнему виду. Названия грибов написаны вверху. Первый вариант запишет признаки сходства, второй различия. Каждый заполнит свою табличку. Выступите в паре. Заранее проверьте друг друга, нет ли совпадений (нацеливаем детей на самостоятельную коррекцию). Помогут вам рисунки на странице 72 учебника.

- Прежде чем приступить к работе, предупреждение от авторов учебника “БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!” страница 71. Прочитаем. СЛАЙД 18

СЛАЙД 16. Самый ядовитый гриб - бледная поганка, смертелен даже маленький съеденный кусочек!

- Приступаем к работе!

Фон: ФИЛЬМ ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ + ФИЛЬМ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ, звук “Пение птиц в лесу”. СЛАЙД 20-21

Выступления ребят в парах.

Вывод:

- Для чего нам нужно знать признаки грибов? ( Сохранить свою жизнь! (Пусть грибы будут нашими помощниками, приносят пользу, а не вред!)

СЛАЙД 22

Подведение к цели:

- формировать представление о роли грибов в жизни человека.

- воспитывать бережное отношение к природе.

ПЛЕСЕНЬ – ТОЖЕ ГРИБ!

- Прочитайте последний абзац на странице 72.

Домашнее задание - практическая деятельность по намеченному плану (рабочая тетрадь ФГОС):

- Плесень - это тоже гриб! Дома вы сами вырастите такой гриб. Это домашнее задание, тетрадь № 90 странице 39. Свои наблюдения будете записывать в таблицу.

Подготовка наглядности учителем: “Плесневый гриб”.

Цель: заранее вырастить плесневый гриб на разных сортах хлеба, в разный промежуток времени, сравнить результат с участием учеников, заинтересовать, показать грибы наглядно.

- Я вырастила плесень на разных сортах хлеба. Именно поэтому количество плесневых грибов разное.

Есть кусочек, который я положила в пакет раньше остальных. За более продолжительный срок грибов выросло намного больше! Рисунок - строение плесневого гриба у вас есть на странице 70 учебника. Но мы с вами отнесёмся с уважением к этим маленьким грибочкам. Из особого плесневого гриба получают ценное лекарство – пенициллин, которое многим спасло жизнь.

Просмотр фильма “Полезная плесень”. СЛАЙД 23

Сообщение (презентация): Дрожжи – грибы!

(расширение границ знаний учащихся).

СЛАЙД 24-25.

Исследовательская деятельность: опыт с дрожжевыми грибами.

Цель: наблюдение за изменением объёма дрожжевых грибов в водной среде. Просмотр фильма.

Подведение к выводу: Дрожжи – очень маленькие, но грибы. Роль в жизни человека.

- Дрожжи, которыми пользуются мама или бабушка, сухие грибы. И если мы их положили в воду, они, как и все грибочки начинают расти! Тесто дышит и поднимается, а мы потом едим пышный хлеб!

- Сейчас в стаканчике с водой, куда мы насыпали дрожжи, происходит то, что вы видите на экране, просто здесь увеличено во много раз. Наши грибочки дрожжи живут и трудятся. Если бы не они, мы бы не попробовали никогда вкусной пышной выпечки. Давайте угостим ею наших гостей.

Итог урока, рефлексия +домашнее задание, которое выполняется по желанию, с учётом индивидуальных способностей. СЛАЙД 26

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое значение для человека имеют знания о грибах?

- Назовите деревья около которых растут грибы.(берёза, дуб, осина, ель и т.д.)

- Это подтверждает ещё раз тесную связь жителей царства растений и царства грибов. Чем они полезны друг другу?

- Грибы – живые организмы. Почему мы с уважением относимся ко всему живому на Земле?

- Это значит, какое отношение у нас к окружающему миру, так мы относимся к самим себе. Всё в природе взаимосвязано. Мы тоже являемся её составной.

- Ребята, дома самостоятельно приготовите сообщение о взаимосвязи грибов и животных. Этот и другие вопросы и задания на странице 73 учебника. Пересказ - страница 70-73 учебника. Работа в тетрадях.

- Ребята, поднимите руку те, кто узнал что-то новое о царстве грибов и его жителях.

- Ребята, поднимите руку высоко те, кому интересно это было узнавать.

- Ребята, поднимите две руки те, кому хочется узнать самостоятельно другие тайны царства грибов.

- Я вижу, что вам сегодня на уроке было интересно. Вы можете, по желанию, приготовить сообщение, презентацию, используя материал, информацию, которую вы добудете сами по заданной теме.

СЛАЙД 27

- Урок закончен. Спасибо. Вы молодцы и умницы! Я приготовила для вас угощение, на переменке пробуйте.

Встали, вышли из-за парт. Повернёмся, попрощаемся с гостями.

1 ВАРИАНТ (первый ряд)

БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ

Признаки сходства:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

2 ВАРИАНТ (первый ряд)

БЕЛЫЙ ГРИБ | ЖЁЛЧНЫЙ ГРИБ

Признаки различия:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

1 ВАРИАНТ (второй ряд)

ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

Признаки сходства:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

2 ВАРИАНТ (второй ряд)

ШАМПИНЬОН | БЛЕДНАЯ ПОГАНКА

Признаки различия:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

1 ВАРИАНТ (третий ряд)

ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Признаки сходства:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

2 ВАРИАНТ (третий ряд)

ОПЯТА | ЛОЖНЫЕ ОПЯТА

Признаки различия:

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________

______________________|__________________________