Повышение эмоциональной компетентности педагога как фактор развития коммуникативной культуры

Разделы: Школьная психологическая служба


“Развитие эмоциональной компетентности делает человека более профессиональным, а профессионала более человечным”.

Маршу Рейнольдс

Цель: развитие уровня коммуникативной культуры педагога при взаимодействии с участниками воспитательно-образовательного процесса через развитие эмоционального интеллекта.

Задачи:

  • актуализировать проблему эмоциональной компетентности;
  • содействовать развитию коммуникативной компетентности педагогов;
  • создать условия для формирования навыков эмпатии, рефлексии, самоанализа;
  • содействовать в приобретении новых умений и навыков эффективного общения.

Продолжительность семинара: 2–2,5 часа.

Необходимые условия: для проведения занятий необходимо просторное помещение, чтобы участники имели возможность располагаться по кругу, свободно передвигаться в аудитории, размещаться микрогруппами по 3-5 человек. Желательно наличие столов и стульев, с возможностью их перестановки. Для релаксационных упражнений необходимо наличие аудио- или видео- техники.

Участники работают “в кругу”, так как данная атмосфера располагает к неформальному общению и самораскрытию.

План проведения семинара с элементами тренинга:

Название упражнения Цель упражнения Время проведения
  Приветствие.

Упражнение “Знакомство”, “Собери рукопожатие”, “Необычные приветствия”

Создание доброжелательной атмосферы, создание настроя на работу. 3-5 мин.
  Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?” знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы 7-10 мин.
  Мозговой штурм “Эмоции” Актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности 5 мин.
  Деление участников на команды. Упражнение “Атомы” Настрой на работу, повышение уровня работоспособности участников. 3-5 мин.
  Упражнение “Рисуем эмоции” Развитие коммуникативной компетентности участников 3-5 мин.
  Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся” Осознание педагогом эмоционального состояния учащегося на уроке. 10+5 мин.
  Упражнение “Создание эмоционального фона урока” Обучение педагогов использованию эмоционально-положительно окрашенным выражениям при взаимодействии с учащимися. 10 мин.
  Упражнение “Давление” Осознание привычного способа взаимодействия, поиск более комфортных и компромиссных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций. 7-10 мин.
  Упражнение “Непонятная ситуация” Показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся. 10 мин.
  Упражнение “Стиральная машинка” Снятие эмоционального напряжения 3-5 мин.
  Рефлексия “Сейчас я чувствую…” Получение обратной связи ведущими. Осознание своего эмоционального состояния 1 мин. на участника

Сценарный план проведения семинара

1. Вводная часть

После приветствия проводится представление ведущих и целей цикла семинаров и данного занятия.

Упражнение “Знакомство”

Представление ведущего. Знакомство участников семинара с целями и задачами семинара. Знакомство с участниками семинара и их пожеланиями и ожиданиями.

2. Разминка

Цель: установление контакта с партнерами, сплочение группы, создание положительного эмоционального настроя на совместную работу.

Упражнение “Собери рукопожатия”:

- ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, молча собрать рукопожатия других участников;

- ведущий предлагает участникам в течение 1-2 мин., передвигаясь по помещению, обменяться рукопожатиями с другими участниками, называя при этом свое имя (имя-отчество).

Продолжительность каждого этапа упражнения зависит от количества участников.

Упражнение “Необычные приветствия”

Ведущий предлагает каждому участнику придумать способ необычного приветствия. Участники по очереди представляют свой способ, а партнеры его повторяют.

3. Основная часть

Мини-лекция “Что такое эмоциональный интеллект?”. (Приложение 1)

Цель: знакомство с понятием “эмоциональны интеллект”, осознание значимости заявленной проблемы.

Для эффективности последующей работы, участникам предлагается разделиться на группы. В группе может быть от 4 до 8 человек. Для разбивки на группы можно использовать любые упражнения: “Молекулы и атомы”, “Овощи и фрукты” и др.

Упражнение “Атомы”

Инструкция: все участники двигаются в беспорядочном движении, ведущий в любой момент говорит: “Объединитесь в молекулу по 2 атома”, “по 3 атома”, “по 4 атома”, “по - 5 атомов”…

Упражнение заканчивается, когда участники разобьются на необходимое для работы количество команд. Для эффективной работы в группе количественный состав должен быть 4-8 человек (чтобы при выполнении заданий были задействованы все участники семинара).

Мозговой штурм “Эмоции”

Цель: актуализация имеющихся знаний, активизация деятельности.

Ведущий предлагает участникам вспомнить и называть по очереди названия эмоций. Повторы запрещены.

Упражнение “Рисуем эмоции”

Цель: развитие коммуникативной компетентности участников.

Участники групп “вслепую” выбирают карточки с названием эмоций. В течение 2-3 мин. На листах формата А-4 им нужно изобразить мимику и позу человека испытывающего, данное эмоциональное состояние. По окончании отведенного времени работы вывешиваются на стену и участники остальных других групп угадывают, какая эмоция изображена.

Упражнение “Определение эмоционального состояния учащихся”.

Цель: осознание педагогом эмоционального состояния учащихся на уроке.

Инструкция: по словесному описанию поз и жестов, представленному в раздаточном материале, определите эмоциональное состояние учащегося.

Каждая подгруппа работает с заданием, которое ей выпадает по жеребьевке.

Затем каждая подгруппа зачитывает свои варианты, а остальные могут их дополнить.

Задания № 1:

1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука)

2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, возможны подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита)

6. Ученик стоит, плечи немного направлены вперед, напряженная “деревянная” спина, шея, голос подрагивает, прерывается, облизывает губы, сжимает руки в кулаки (тревога, страх).

Упражнение “Создание эмоционального фона урока”

Цель: обучение педагогов использованию положительно-окрашенным эмоциональным выражениям при взаимодействии с учащимися.

Упражнение проводится в несколько этапов.

Ведущий: Для создания благоприятного настроя на работу педагоги используют различные приемы. Какие фразы и действия, по Вашему мнению, наиболее эффективны в начале урока? (Мозговой штурм, обсуждение в кругу).

Ведущий: Коллеги, не секрет, что слова учителя могут оказывать разное влияние на учеников. Предлагаем Вам, попробовать составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут учащимся на разных видах или этапах урока: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, изучение нового материала и т.п.).

Группам раздаются карточки, на которых педагоги должны составить фразы (речевые парадигмы), которые помогут достигнуть поставленной цели на определенном этапе урока. (Приложение 2)

Действие учителя Цель Речевая парадигма

Вопрос участникам: С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении задания №2?

Если педагоги при составлении парадигм использовали фразы с частицей “не” или слова, несущие эмоционально негативную окраску, то участникам предлагается попробовать переформулировать такие выражения. Работа может проводиться как по группам, так и в общем кругу.

По окончании работы целесообразно обсудить – легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

Упражнение “Давление - сопротивление”

Цель: осознание привычного способа взаимодействия, поиск конструктивных путей для осуществления общения, а также при разрешении сложных ситуаций.

Инструкция: ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Обсуждение:

- Что происходит с левой рукой?

- Было ли указание сопротивляться левой рукой?

- Почему не получилось выполнить задание?

- Сравните полученный опыт с ситуациями общения, взаимодействия с учениками. Как ведут себя люди, если начинают ощущать давление, агрессию в свой адрес?

Итог обсуждения.

  • В ответ на негативные эмоции мы подсознательно начинаем сопротивляться, например, агрессия рождает агрессию, желание защититься, избежать общения.
  • Если педагог настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты и конструктивного взаимодействия не получится.

Упражнение “Непонятная ситуация”

Цель: показать значимость безоговорочно положительного отношения к учащемуся

Инструкция: двое желающих выходят за дверь.

Оставшимся в кабинете дается задание:

1. Загадать предмет из имеющихся в помещении и место, на которое добровольцу необходимо будет его перенести.

2. Ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнениями на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер.

3. Первому игроку давать отрицательное подкрепление всех его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму — положительное (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершенных неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

Приглашается первый участник и ему дается задание: определить задуманный группой предмет и перенести его на другое место. Процедура совершается по очереди с каждым игроком, отличаясь только в характере эмоционального подкрепления.

Обсуждение:

Первыми высказываются (“выпустить пар”) добровольцы упражнения.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы чувствовали себя в своей роли?

- Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

- Как вы чувствуете себя сейчас?

- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Комментарии ведущего.

  • Безусловное, положительное приятие подростка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих.
  • Отрицательное внимание, пережитое первым игроком, было самортизировано пониманием игровой ситуации. В обыденной жизни многие люди не знают источника негативных эмоций партнера по общению, что вызывает тревогу, стремление уйти от общения или ответную агрессию.
  • В школе количество негативных оценок выдается ребенку порциями и растягивается на весь период учебы (на несколько лет). Он не имеет другой информации о себе, не обладает другими ресурсами, которые помогли бы ему справиться с переживаниями. Таким образом, у ученика может сформироваться устойчивое отношение к себе как к неудачнику или закрепится протестное (негативирующее) поведение.
  • Но и положительная оценка должна быть уместной. Мастерство педагога проявится не в том, чтобы всегда только хвалить воспитанника, а в том, чтобы почувствовать, когда одобрение или поддержка необходимы учащемуся.

Упражнение “Стиральная машинка”

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: участники семинара выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу – это барабан стиральной машины.

Один из участников выбирает себе роль предмета нуждающегося в стирке “шелковый шарфик, майка для фитнеса, джинсы, вечернее платье и т.п.” и обращаясь к остальным участникам заказывает необходимый для него режим стирки: “деликатная стирка”, “интенсивная стирка”, “сильное загрязнение”, “полоскание” и др.

“Нуждающийся в стирке” проходит между двумя шеренгами участников, которые с помощью прикосновений к нему выполняют озвученный режим стирки.

В роли нуждающегося в стирке, выступают все желающие.

Рефлексия.