Развитие сенсорики и психомоторики будущих первоклассников и младших школьников с целью профилактики возможных трудностей в обучении

Разделы: Школьная психологическая служба


В последнее время отмечается значительный рост числа детей, у которых возникают трудности в учебе и проявляются признаки школьной дезадаптации. Среди причин, определяющих актуальность данной проблемы, следует выделить следующее: неблагоприятная экологическая ситуация, снижение культуры семейного воспитания (зачастую гипоопека и попустительство), низкий уровень медицинского обслуживания, не позволяющий своевременно диагностировать предпосылки искаженного развития детей.

Признание данного факта влечет за собой необходимость организации в школе психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции трудностей на начальном этапе обучения детей.

По данному вопросу имеется достаточное количество разработок, однако, на наш взгляд, большинство из них не учитывают самого главного – природы ребенка.

Ребенок – это неиссякаемый источник энергии, он существует в движении. В движении он развивается. Именно этот посыл предопределил наш интерес к возможности использования в коррекционно-развивающей работе исследований в области сенсорики и психомоторики.

Что же такое сенсорика и психомоторика?

Сенсорика (от лат. sensus, “восприятие”) — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.

Сенсорное развитие ребенка заключается в формировании представлений ребенка о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Именно от того насколько сенсорное развитие ребенка соответствует его возрасту зависит его интеллектуальное развитие, а следовательно и успешное обучение в школе.

По словам И.М.Сеченова, каждый рефлекторный и психический акт заканчивается движением или идеомоторным актом. Так, ученый писал: “Жизненные потребности родят хотения, и уже это ведет за собой действие, хотение будет тогда мотивом или целью, а движение — действием или средством достижения цели. Когда человек производит так называемое произвольное движение, оно появляется вслед за хотением в сознании этого самого движения. Без хотения как мотива или импульса движение вообще было бы бессмысленно. Соответственно такому взгляду на явления двигательные центры на поверхности головного мозга называют психомоторными”. Проще говоря, психомоторика - это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Именно сенсорное и психомоторное развитие составляют фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного и психомоторного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

Значение сенсорного и психомоторного развития состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Возрастной период от пяти до восьми лет является важным этапом психомоторного развития ребенка, основной характеристикой которого является серьезные изменения в структуре ее регуляции. Именно, старший дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. В вопросе развития сенсорики воспитатели и учителя тесно сотрудничают с психологом, логопедом и родителями. Используя одни и те же игры, упражнения и методы, специалисты, воспитатели и учителя достигают успехов в развитии своей сферы: психолог – развитие внимания, памяти, воображения, интеллектуальное развитие; воспитатели, учителя – освоение навыков учебной деятельности, позитивное влияние на эстетическое чувство, развитие наблюдательности и усидчивости; логопед – расширение словарного запаса ребенка, различение речевых звуков. Но вся работа педагогов направлена на целостное развитие ребенка, на достижение высокого уровня готовности воспитанника к школьному обучению и успешную адаптацию к новым условиям.

Профилактическая и коррекционно-развивающая работа, построенная с учетом возрастных особенностей психомоторики, - один из эффективных способов преодоления трудностей начального обучения младших школьников.

В результате теоретического и диагностического исследования нами были сформулированы основные направления работы в период учебной, внеурочной деятельности, а также на занятиях дополнительного образования

1 направление.

Основная цель: развитие кинестетической регуляции психомоторики.

Упражнения и задания данного направления распределены по следующим категориям:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Массаж и самомассаж.
  3. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
  4. Гимнастика для глаз.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Упражнения с мелкими предметами для развития тонкой моторики рук. Особое внимание уделяется развитию навыка письма.
  7. Упражнения на развития образных представлений.
  8. Этюды на выразительность жестов и эмоций.
  9. Работа в парах, направленная на развитие телесных ощущений.

2 направление.

Основная цель: развитие зрительной регуляции психомоторики.

Оно включает в себя:

  1. Игры с предметами (мячом, игрушками и т.д.).
  2. Упражнения на ловкость движений и точность попадания.
  3. Упражнения перед зеркалом.
  4. Срисовывание графических образцов, обведение по контуру фигур.
  5. Рисование, раскрашивание и штриховка.
  6. Вырезание по контуру фигур из бумаги.
  7. Конструирование, работа с мозаикой, бисером.
  8. Групповые упражнения и выполнение заданий в парах, направленных на освоение окружающего пространства и невербального взаимодействия с партнерами.

3 направление.

Основная цель: развитие речевой регуляции психомоторики.

Оно включает в себя;

  1. Игры и упражнения, требующие четкого выполнения команды взрослого.
  2. Упражнения на релаксацию и элементы аутогенной тренировки.
  3. Этюды и игры на развитие образных представлений, ролевые игры, сценические импровизации на заданную тему.
  4. Упражнения на развитие речедвигательных и вокально-двигательных координации.
  5. Упражнения, требующие выполнения движений или их последовательности в ситуации с конфликтной инструкцией.

Программа предполагает использование различных форм работы (индивидуальная, групповая), виды активности (игра, рисование, графика, пение, танцы), материалы (карандаши, краски, мячики, монетки, счетные палочки).

Важным мотивационным фактором реализации этой программы является эмоциональная насыщенность занятий, их положительный эмоциональный фон, эмоциональная вовлеченность детей, что благоприятно влияет на повышении уровня эффективности в преодолении трудностей начального обучения и развития школьно-значимых функций.