Урок на тему «Письмо букв "Ц ц"»

Разделы: Начальная школа


Оборудование: презентация, прописи «Хочу хорошо писать» часть №4.

Тип урока: урок введения новых знаний.

Цель: научить детей писать строчную и прописную буквы ц Ц.

Формируемые предметные умения: Писать буквы ц Ц, слоги с новыми буквами, слова, предложения, стараясь соблюдать каллиграфические требования; оценивать свои записи с точки зрения  каллиграфии. Применять при письме правила графики и орфографии (без терминов). Писать под диктовку, выполняя необходимую последовательность действий.

Личностные: способствовать формированию положительного отношения к учению, удовлетворение от результатов учебного труда;  познавательный  интерес, осознание ответственности за свои действия.
Регулятивные: обеспечить формирование умения определять тему урока, ставить  учебную задачу, выполнять действия для её решения, совместно планировать порядок операций. Владеть освоенными способами действия. Оценивать результат труда,  сравнивать свою оценку с оценкой  одноклассников.
Познавательные:  обеспечить осознание познавательной задачи, учить  выполнять действия анализа, сопоставления, аналогии, группировки, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, учить выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения, слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения, соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению в групповой и парной работе.

Ход урока:

I. Мобилизирующее начало урока. (Цель данного этапа: психологический настрой учащихся; вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.) – Повторяйте за мной
– Мы умные!
– Мы дружные!
– Мы внимательные!
– Мы старательные!
– Мы отлично учимся!
– У нас все получится!
– Улыбнитесь друг другу.
Повторяют слова за учителем
II. Актуализация опорных знаний. (Цель данного этапа: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала, выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся) – Ребята, начну я урок с загадки:

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.

– Кто это? (слайд №1)
– Поиграем в нашу любимую игру «А знаете ли Вы…»
– Откройте прописи на странице №12. Кто изображен в верхнем левом углу?
– Выделим и охарактеризуем первый звук. Покажите карточку.
– Какой буквой обозначим звук ц?

Слушают, дают ответ(цапля)

 

 

 

Дети говорят интересные и занимательные сведения из жизни цапли
– Согласный, твердый, глухой, непарный
– Буквой ц

III. Постановка учебной задачи. (Цель: сформулировать тему и задачи урока) – С какой столкнулись проблемой?
– Кто догадался какой будет тема нашего урока? (слайд №2)
– Какие ставим задачи на уроке? (Вывешивает на доску вопросительные знаки)
– Не умеем писать букву ц. – Письмо букв Ц ц
Формулируют учебные задачи (1– научиться писать буквы ц, Ц; 2– соединять их с последующими буквами; 3– писать слова и предложения с новой буквой)
IV. Освоение строчной буквы. (Цель: научить писать строчную букву ц) 1. Анализ буквы
– Вот какая буква ц – с коготками на конце.
– Коготок – царапка, как кошачья лапка.
– На что похожа строчная буква ц?
– Какие буквы спрятались в строчной букве ц?
– А для кого в нашем классе особенно важна буква ц? У кого она есть в фамилии? (Волоцкова, Щуцкая)
– А как называется наш город? И в названии города тоже есть буква ц.
– Постараемся для наших девочек? Подарим им красивые буквы?
– Из каких элементов состоит ц?
– Посмотрите, как соединив элементы, мы получим букву ц.
– Наш друг – огонек тоже пришел к вам на помощь. (слайд №3)
2. Тренировочные упражнения.
– Напишем на ладошке.
– Обведем вокруг картинки. Сколько ц?
3. Самостоятельная работа в прописи.
– Напишите до конца строки, подчеркните 1 самую красивую, обменяйтесь с соседом.
– Чем занимались ? Зачем нам это нужно?
4.Рассматривание соединений новой буквы с последующими.
– Чем будем заниматься дальше?
– Соединим с буквами гласных звуков. Прочитаем слоги слияния.
– Цо-цо-цо, снесла курица яйцо
– Ца-ца-ца, прибежала к нам овца
– Цу-цу-цу, я веду домой овцу
– Цы-цы-цы, мы ребята молодцы
– Це-це-це, изменились мы в лице
Вторую строку дети выполняют в парах. (проверка через документ-камеру)
– Чем занимались ? Зачем нам это нужно?
Слушают учителя.

 

Отвечают.

 

 

Называют элементы (короткая прямая линия с закруглением внизу вправо, прямая линия с петлей внизу)
Выполняют вместе с учителем

 

 

Работают в прописи.

 

 

Предлагают план следующей работы
Работают в прописи

V. Физминутка. (Цель: снять умственное и мышечное напряжение) – Встаньте и покажите, как стоит цапля (важная птица  одна рука на поясе, другая вперед клюв, на одной ноге)
– Очень трудно так стоять
– Ножку на пол не спускать
– И не падать, не качаться
– За соседа не держаться.
– А теперь на другой ноге.
– А теперь как птицы полетели и тихонько на место сели.
Выполняют движения за учителем.
VI. Первичное закрепление. (Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; корректное исправление неверных представлений о новом знании.) – Строчную букву писать научились, чем займемся далее?
– А каким будет слово, вы узнаете, отгадав загадку.
– Спиною зеленовата
– Животиком желтовата
– Черненькая шапочка
– И полоска шарфика. (Слайд №4)
– А где можно узнать о значении слова синица и осамих синицах. Прочитайте, на уроках окружающего мира расскажите.
– Запишем слово синица в прописи со схемой. (у доски 3 человека: 1– схема, 2– буквами, 3– показывает опасные места. Каждого дети оценивают с помощью светофора).
– А как одним словом назвать и цаплю и синицу?
– Напишем это слово. (Выполняют аналогичную работу)
Физминутка для глаз. (слайд №5)
– Как вы думаете, как живется тем птицам, которые остаются у нас на зиму? Посмотрите на рисунок, составьте предложения. У кого из вас есть кормушки? Чем кормите птиц?
–И растения и животные наши меньшие друзья. Они беззащитные и нуждаются в нашей помощи.
– Послушайте стихотворение.

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

1964
Александр Яшин.

Определяют план работы

 

Слушают загадку

 

– Синица

– В толковом словаре
Работают в прописи, 1 человек у доски, оценивают

– Птицы

 

 

Составляют предложения.

VII. Освоение прописной буквы. (Цель: научить писать прописную букву Ц) – Ценнее всего в людях – доброта.
– Что я сказала? Какое было первое слово в предложении? Как пишется первое слово в любом предложении? Чем будем заниматься дальше?
– Когда пишется прописная буква?
– А для кого в нашем классе прописная буква Ц особенно дорога?
1. Анализ буквы
– Чем похожи со строчной? Чем отличаются? Какие буквы спрятались? Из каких состоит элементов? Обведем их.
– Посмотрите, как соединив элементы, мы получим букву ц.
– Наш друг– огонек тоже пришел к вам на помощь. (слайд №6)
2. Тренировочные упражнения
– Напишем на ладошке.
– Обведем вокруг картинки. Сколько Ц? Каких больше?
3. Самостоятельная работа в прописи
– Напишите до конца строки, подчеркните 1 самую красивую.
4. Рассматривание соединений новой буквы с последующими.
– Кто догадался, чем будем заниматься дальше?
– Соединим с буквами гласных звуков.(1 строка с комментированием, 2 самостоятельно)
 

Слушают, отвечают на вопросы учителя

 

 

– Длинная прямая линия с закруглением вверху и внизу

 

 

Выполняют вместе с учителем

VIII. Пальчиковая гимнастика Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

 

IX. Закрепление. (Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; корректное исправление неверных представлений о новом знании.) Работа в группах.
Синичка к вам летела и несла в клюве чистоговорку, но снежком стерлись некоторые буквы. Сможем их вернуть на место?
– Прочитайте, что получилось? (слайд №7) (При наличии времени чистоговорка записывается в пропись, отмечаются все «опасные места»)
– Вы у меня тоже молодцы!!! (слайд №8)
Выполняют задание в группах. (…ыплёнок у …апли – умни…а.)
X. Итог урока. Рефлексия. (Цель: соотнести поставленные задачи с конечным результатом урока; провести самооценку своей работы.) – Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли ли их решить?
– Оцените свою работу на уроке.
– Дополните одну из фраз (слайд №9)
Озвучивают задачи, поставленные в начале урока.
Оценивают свою работу.