Индивидуальное занятие в сенсорной комнате с проективным изображением «Бабочки»

Разделы: Школьная психологическая служба


Сенсорная или релаксационная комната – необходимый элемент в работе педагога-психолога с детьми, имеющими особенности развития. Специальное оборудование позволяет использовать все основные каналы восприятия человека: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильно-кинестетический анализаторы. В контексте данного занятия используется проектор «Солнечный-100» и прилагаемый к нему диск «Бабочки», который используется при проведении релаксационной части занятия. Кроме этого, психолог использует на занятии дополнительные стимульные материалы развивающие внимание, речь, мышление, навыки чтения и т.д.  Таким образом, настрой на совместную работу, доверительные отношения, подготовленные материалы и поэтапное включение ребенка в работу с ними помогают достичь основной цели занятия – развитие и гармонизация познавательной и эмоционально-личностной сферы.

Цель: развитие и гармонизация познавательной и эмоционально-личностной сферы детей.

Задачи:

  • развитие коммуникативной сферы;
  • развитие внимания;
  • развитие мышления;
  • развитие навыков чтения;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • стабилизация положительного эмоционального состояния;
  • релаксация.

Материалы и оборудование: проектор «Солнечный-100» с диском «Бабочки», ящик с крупой и мелкими игрушками, цветные картинки с изображением бабочек, яркие шелковые платочки, набор картинок «дорисуй по точкам», напечатанное по слогам и целиком слово бабочка, краски, вода, бумажные полотенца, диск с медленной и приятной музыкой.

Целевая группа: младшие школьники с легкой интеллектуальной недостаточностью, дети старшего дошкольного возраста с нормой развития.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуй, (имя ребенка). Посмотри на улицу. Уже наступила весна, на календаре Март – это первый весенний месяц. Скоро начнет таять снег. Потекут ручьи. Сначала появиться зеленая травка, потом зацветут цветы. И к цветам прилетят бабочки. Ты любишь бабочек? Правда, они очень красивые. Сегодня мы с тобой будем общаться с бабочками, наблюдать за ними, любоваться их красотой.
В моем кабинете тоже живет бабочка. Посмотри внимательно глазками и найди ее (ребенок ищет изображение бабочки). Умница (молодец), ты быстро справилась(лся). Давай мы ее снимем со стены и рассмотрим. Какие у нее крылышки по сравнению с телом (большие или маленькие), на какие фигуры похожи узоры на крыльях (круг, треугольник, квадрат, овал), в какие цвета раскрашены узоры (называем цвета). Ты очень внимательна(лен) и бабочке понравилось, что мы так хорошо рассмотрели ее красивый наряд.
– Бабочка здесь живет не одна. У нее есть друзья. Только я думаю, они застеснялись и снова спрятались в своей коробке. Посмотри, вот она. Давай узнаем, с кем дружит бабочка. Попробуй найти их всех в этой коробке (ребенок ищет маленькие фигурки животных). Как быстро и ловко ты их всех нашла(шел). Никто не остался там? Проверь, пожалуйста, хорошо. Отлично. Давай посмотрим, с кем же дружит бабочка (называем животных по очереди).
– Наша бабочка всегда хотела иметь свой портрет. Один художник начал его рисовать, но  не смог закончить. А давай мы с тобой его дорисуем. Художник оставил нам подсказки – точки. Их нужно обвести (ребенок дорисовывает бабочку). А теперь давай сделаем ее яркой и разноцветной. Смотри, какие краски у меня есть. И водичка. А кисточек нет. Придется рисовать пальчиками. Это интересно (ребенок раскрашивает рисунок пальцами вместе с психологом). У тебя получился очень яркий и красивый портрет. Наша бабочка очень рада.
– Она так рада. Что ей хочется танцевать. А мы можем потанцевать вместе с ней. У нас даже крылышки есть (психолог достает яркие платочки и включает музыку). Сначала разомнем свои крылья (несколько раз поднимают руки вверх и опускают вниз под музыку). Теперь полетаем и помашем крылышками, покружимся над цветами, присядем отдохнем и снова полетаем и помашем крылышками. А теперь попробуй сам(а) полетать как бабочка, а я полюбуюсь твоим танцем (ребенок несколько минут кружиться с платочками). Наша бабочка устала танцевать. Давай вместе с ней присядем на лужок и отдохнем. Аккуратно расправим крылышки, погладим их, дадим им отдохнуть и себе.
– Чтобы ты не забыл(а) нашу бабочку. На этой полянке она оставила тебе подсказку. Она написала свое имя на бумаге. Давай прочтем (водя пальцем, психолог читает слово «бабочка» по слогам, предлагает прочитать хором несколько раз). Наша бабочка очень довольная, что мы так хорошо произнесли ее имя. Когда наступит лето, ты сможешь сам(а) ее позвать по имени, и бабочка обязательно прилетит.
– А теперь удобно располагайся на полянке. Бабочка позвала своих подруг. Давай еще немного за ними понаблюдаем (психолог включает проективное изображение «Бабочки» и медленную приятную музыку). Сделаем глубокий вдох и выдох. Вытянем ножки, вытянем ручки. Улыбнемся бабочкам. И послушаем музыку.
– Ну вот, свободное время у бабочки закончилось. Ей пора лететь и готовиться к весне. Давай с ней попрощаемся. Скажем громко «До свидания!»