Цели: учить проводить анализ текста загадки, составлять свои загадки, словосочетания по данной схеме, наблюдать над словами образами, использованными в загадке.
Планируемые результаты:
- личностные: расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно;
- метапредметные:
- регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место, понимать цель выполняемых дествий;
- познавательные – научатся выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
- коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
- предметные: научатся применять правила правописания.
Оборудование:
– компьютер, медиа-проектор,
интерактивная доска,
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Доброе утро! Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу!
Учитель: Руки?
Дети: На месте!
Учитель: Ноги?
Дети: На месте!
Учитель: Локти?
Дети: У края!
Учитель: Спина?
Дети: Прямая!
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Сегодня на уроке, мы повторим ранее изученный материал, вспомним, что такое имя существительное, познакомимся с новой частью речи.
3. Наблюдение над именами прилагательными
Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте и отгадайте загадку(слайд1)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Что это?
Дети: Это берёзка
Учитель: Правильно. А сегодня мы узнаем о необычной березке. Прочитаем текст и попробуем его озаглавить.
Вот карликовая берёзка. А почему она такая маленькая? Да потому, что в тундре зима суровая. Там стужа, что обычные высокие деревья сразу помёрзли бы. А карликовые берёзки спрячутся под снежным сугробом и спокойно зимуют, спят под тёплым одеялом до весеннего солнышка. (по Ю.Дмитриеву)
Учитель: вспомните на какие вопросы отвечают имена прилагательные?
Дети: на вопросы какой? какая? какие? какое?
Учитель: что они обозначают?
Дети: признак предмета
Учитель: найдите в тексте имена прилагательные
Дети: карликовая, маленькая, суровая, обычные, толстым, снежным, тёплым, снежным.
Учитель: Молодцы! Найдите предложение о том как зимуют карликовые берёзки. Спишите его. Проверьте. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.(проверка по слайду)
4. Работа в рабочих тетрадях
Учитель: открываем страницу 26, находим упражнение 4. Назовите имена существительные, глаголы, имена прилагательные.
Учитель: какое правило нужно знать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
Дети: правило проверки безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова
Учитель: что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?
Дети: поставить гласный под ударение
5. Физкультурная минутка
Учитель: Ребята, вы, должно быть, немного устали. Давайте проведем веселую физкультминутку. (Учитель задает вопрос, дети показывают и отвечают)
Как живешь? – Вот так!
Как идешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
Как берешь? – Вот так!
Как даешь? – Вот так!
Как грозишь? – Вот так!
Как молчишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
6. Работа по учебнику
Учитель: Открываем учебник на странице 74. Читаем упражнение 7.
Дети: читают стихотворение в упражнении 7.
Учитель: Какие слова употреблены в переносном значении?
Дети: поклонился, очень вежливы
Учитель: спишите упражнение, обозначь над словами знакомые тебе части речи
(Проверка по образцу на слайде)
Учитель: Прочитайте загадку в упражнении 8. Как вы представили себе барыню?
Дети: очень красивая, в зелёной шёлковой одежде.
Учитель: А какая отгадка?
Дети: Капуста.
Учитель: Как вы догадались:
Дети: Она росла на грядке, на ней много одёжек, её готовятся солить в кадки
Учитель: Какие глаголы употреблены в загадке? Как вы определите глагол?
Дети: глаголы отвечают на вопрос что сделала? И обозначают действия предмета (барыни)
Учитель: какие слова антонимы подберёте к слову оделась?
Дети: разделась
Учитель: Можно ли проверить написание безударной гласной в слове капуста?
Дети: нет – это словарное слово, его написание нужно запомнить.
Дети выполняют задание на интерактивной доске, а остальные проверяют
Учитель:Отгадайте ещё одну загадку:
Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт
Да орешки грызёт.
Дети: белка.
Учитель: почему вы так решили
Дети: белка, потому что на дереве живёт и орешки грызёт.
Учитель: составьте и запишите предложение со словом белка, сппользуя разные части речи.
Дети: Маленькая рыженькая белочка живёт у нас в парке. У маленькой рыженькой белочки большой пушистый хвост..
Учитель: молодцы! Упражнение 10 мы будем выполнять самостоятельно с взаимной проверкой.
(Один ученик работает около интерактивной доски, выполняя задание)
7. Закрепление пройденного.
Учитель: самостоятельно устно составьте описание следующих предметов:( слайд )
Проверка задания.
Учитель: подберите как можно больше имен прилагательных к данным существительным:
Погода ... | День.... | Воздух .... | Ветер ..... | Солнце...... |
Небо .... | Тучи ...... | Облака...... | Дождь ..... | Мороз...... |
Учитель: Молодцы. Попробуем составить и записать описание сегодняшнего дня, используя те имена прилагательные, которые характеризуют сегодняшний день. Запишите составленный текст.
Подчеркните в тексте соседа знакомые вам орфограммы. Объясни их написание соседу.
8. Рефлексия деятельности
Учитель: на какой вопрос отвечают имена прилагательные?
Дети: каой, какая, какое, какие?
Учитель: что они обозначают? Для чего они употребляются в речи?
Дети: Прилагательные обозначают признак предмета.Они употребляются в речи для описания признаков предметов. ,делают речь более красочной.
Учитель: как следует отгадывать загадки?
Дети: подметать отличительные признаки предметов, о которых спрашивает загадка.
9. Домашнее задание: страница учебника 75, упражнение 11, нарисовать значение слов лисички.