Группы слов с общим значением

Разделы: Начальная школа


Цели: учить проводить анализ текста загадки, составлять свои загадки, словосочетания по данной схеме, наблюдать над словами образами, использованными в загадке.

Планируемые результаты:

  • личностные: расширяют познавательный интерес, учебные мотивы; работают по заданию самостоятельно;
  • метапредметные:
  • регулятивные – научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место, понимать цель выполняемых дествий;
  • познавательные – научатся выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов, получат возможность научиться осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
  • коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
  • предметные: научатся применять правила правописания.

Оборудование:

  • у учителя – компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска,
  • у учащихся – учебник “Русский язык” 1 ч., “Астрель”), рабочие тетради для 2 класса Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой (М.АСТ:Астрель, 2013), ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК “Русский язык 2 класс”,тетради в линейку

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Доброе утро! Давайте создадим хорошее, дружелюбное настроение! Улыбнитесь друг другу!

Учитель: Руки?

Дети: На месте!

Учитель: Ноги?

Дети: На месте!

Учитель: Локти?

Дети: У края!

Учитель: Спина?

Дети: Прямая!

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня на уроке, мы повторим ранее изученный материал, вспомним, что такое имя существительное, познакомимся с новой частью речи.

3. Наблюдение над именами прилагательными

Учитель: Посмотрите на экран, прочитайте и отгадайте загадку(слайд1)

Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Что это?

Дети: Это берёзка

Учитель: Правильно. А сегодня мы узнаем о необычной березке. Прочитаем текст и попробуем его озаглавить.

Вот карликовая берёзка. А почему она такая маленькая? Да потому, что в тундре зима суровая. Там стужа, что обычные высокие деревья сразу помёрзли бы. А карликовые берёзки спрячутся под снежным сугробом и спокойно зимуют, спят под тёплым одеялом до весеннего солнышка. (по Ю.Дмитриеву)

Учитель: вспомните на какие вопросы отвечают имена прилагательные?

Дети: на вопросы какой? какая? какие? какое?

Учитель: что они обозначают?

Дети: признак предмета

Учитель: найдите в тексте имена прилагательные

Дети: карликовая, маленькая, суровая, обычные, толстым, снежным, тёплым, снежным.

Учитель: Молодцы! Найдите предложение о том как зимуют карликовые берёзки. Спишите его. Проверьте. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные.(проверка по слайду)

4. Работа в рабочих тетрадях

Учитель: открываем страницу 26, находим упражнение 4. Назовите имена существительные, глаголы, имена прилагательные.

Учитель: какое правило нужно знать, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

Дети: правило проверки безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова

Учитель: что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки?

Дети: поставить гласный под ударение

5. Физкультурная минутка

Учитель: Ребята, вы, должно быть, немного устали. Давайте проведем веселую физкультминутку. (Учитель задает вопрос, дети показывают и отвечают)

Как живешь? – Вот так!
Как идешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Ночью спишь? – Вот так!
Как берешь? – Вот так!
Как даешь? – Вот так!
Как грозишь? – Вот так!
Как молчишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!

6. Работа по учебнику

Учитель: Открываем учебник на странице 74. Читаем упражнение 7.

Дети: читают стихотворение в упражнении 7.

Учитель: Какие слова употреблены в переносном значении?

Дети: поклонился, очень вежливы

Учитель: спишите упражнение, обозначь над словами знакомые тебе части речи

(Проверка по образцу на слайде)

Учитель: Прочитайте загадку в упражнении 8. Как вы представили себе барыню?

Дети: очень красивая, в зелёной шёлковой одежде.

Учитель: А какая отгадка?

Дети: Капуста.

Учитель: Как вы догадались:

Дети: Она росла на грядке, на ней много одёжек, её готовятся солить в кадки

Учитель: Какие глаголы употреблены в загадке? Как вы определите глагол?

Дети: глаголы отвечают на вопрос что сделала? И обозначают действия предмета (барыни)

Учитель: какие слова антонимы подберёте к слову оделась?

Дети: разделась

Учитель: Можно ли проверить написание безударной гласной в слове капуста?

Дети: нет – это словарное слово, его написание нужно запомнить.

Дети выполняют задание на интерактивной доске, а остальные проверяют

Учитель:Отгадайте ещё одну загадку:

Не мышь, не птица в лесу резвится,
На деревьях живёт
Да орешки грызёт.
Дети: белка.

Учитель: почему вы так решили

Дети: белка, потому что на дереве живёт и орешки грызёт.

Учитель: составьте и запишите предложение со словом белка, сппользуя разные части речи.

Дети: Маленькая рыженькая белочка живёт у нас в парке. У маленькой рыженькой белочки большой пушистый хвост..

Учитель: молодцы! Упражнение 10 мы будем выполнять самостоятельно с взаимной проверкой.

(Один ученик работает около интерактивной доски, выполняя задание)

7. Закрепление пройденного.

Учитель: самостоятельно устно составьте описание следующих предметов:( слайд )

Проверка задания.

Учитель: подберите как можно больше имен прилагательных к данным существительным:

Погода ... День.... Воздух .... Ветер ..... Солнце......
Небо .... Тучи ...... Облака...... Дождь ..... Мороз......

Учитель: Молодцы. Попробуем составить и записать описание сегодняшнего дня, используя те имена прилагательные, которые характеризуют сегодняшний день. Запишите составленный текст.

Подчеркните в тексте соседа знакомые вам орфограммы. Объясни их написание соседу.

8. Рефлексия деятельности

Учитель: на какой вопрос отвечают имена прилагательные?

Дети: каой, какая, какое, какие?

Учитель: что они обозначают? Для чего они употребляются в речи?

Дети: Прилагательные обозначают признак предмета.Они употребляются в речи для описания признаков предметов. ,делают речь более красочной.

Учитель: как следует отгадывать загадки?

Дети: подметать отличительные признаки предметов, о которых спрашивает загадка.

9. Домашнее задание: страница учебника 75, упражнение 11, нарисовать значение слов лисички.