Русская классическая литература как источник философских знаний

Разделы: Литература


Философ говорит силлогизмами, поэт – образами и картинами, а говорят оба они одно и то же.
В.Г. Белинский

Известно, что философия – это наука о всеобщем, так как она является выражением наиболее общих суждений о человеке и мире. Как общее знание, философия изучает мир во всей его целостности и полноте, а значит, раскрывает его в абстрактных, отвлечённых понятиях. Этим объясняется сложность восприятия философских знаний школьникам, чей жизненный и читательский опыт слишком скромен, а познавательные умения в полной мере ещё не сформированы для осмысления сложных философских понятий. Видимо, это же обстоятельство является и причиной отсутствия философии в школьном расписании, но оно вовсе не означает, что философии нет места в школьном образовании. Напротив, изучение основ наук предполагает обязательное обращение к философии, ибо она лежит в основе всякого знания.

Литература обладает мощным философским содержанием и сама отчасти есть философия. Талантливый русский поэт XIХ в. Дмитрий Веневитинов считал, что "истинные поэты всех народов, всех веков...были философами и, так сказать, венцом просвещения". А великий русский критик В.Г. Белинский утверждал: “Философ говорит силлогизмами, поэт – образами и картинами, а говорят оба они одно и то же”. Действительно, философия, как и литература, имеет эстетический характер, ведь её задача – поиск наиболее значимых проявлений прекрасного в человеке и мире. Как и литература, философия обращается к главным вопросам бытия человека, то есть имеет проблемный характер. И читательское отношение к философским и литературным произведениям тоже одинаково: они неоднозначно воспринимаются читателями и часто вызывают глубокие споры. Необходимо учесть ещё одно обстоятельство: главные функции философии - мировоззренческая (описание картины мира), методологическая (определение способов достижения цели), гуманистическая (внимание к человеку, его душе), практическая (моральность, забота о благе людей) - сопоставимы с функциями литературы. Философию и искусство, одним из видов которого является художественная литература, объединяют категории добра и зла, свободы и ответственности, счастья и общего блага и т.д. и т.д.

В России философские идеи чаще всего высказывались не в виде трактатов, как в Западной Европе, а в художественной форме. Творчество великих русских писателей отличается глубочайшим духовным осмыслением представлений о мире и человеке, а значит, является источником философских знаний. Очень важно, что эти знания на уроках литературы старшеклассники не получают “в готовом виде”. Вместе с героями классики они размышляют над главными вопросами бытия: “Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?" (А.Пушкин); “Русь, куда ж несешься ты?! Дай ответ!” (Н. Гоголь); Зачем я жил? Для какой цели родился?"; “Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?” ( М. Лермонтов); “Что делать?” (Н. Чернышевский); “Кто виноват?” (А. Герцен); “А счастье где?” (А. А. Фет); “Для чего жить и что такое я?”; “Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?” (Л. Толстой); “Что с нами происходит?” (В. Шукшин) и др. Осмысление этих гамлетовских вопросов достигнет поистине философской глубины, если познакомить старшеклассников с основами истории философии, а не ограничиваться только филологическим толкованием художественного произведения. Доступность философских знаний для старшеклассника на уроке литературы обеспечена самой природой искусства, которое постигает мир через художественные образы, обращаясь к чувствам человека.

Читательская культура школьников - это показатель духовного состояния общества. Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных в современной школе. Во многом её решение зависит от качества преподавания литературы. Одним из методологических путей воспитания личности является обращение к философии. Более того, на наш взгляд, при изучении литературы изучение основ философии неизбежно. В соответствии с этим следует продумать содержание Госстандарта школьного образования, и для этого, безусловно, потребуются участие не только филологов, но и философов.

Что нужно знать современному старшекласснику, чтобы он состоялся как глубокий читатель? Думается, начать изучение курса истории литературы в 9-11 классах нужно с вводных лекций, дающих представление о таких философских категориях, как “идея”, “проблема”, “добро”, “зло”, “красота”, “благо”, “совесть”, “душа”, “судьба” и др. Старшеклассники узнают, как изменялось, начиная с древнейших времён, содержание этих понятий. Это поможет им осознать путь, который прошло человечество в познании самого себя, а значит, будет способствовать глубоко осознанному изучению литературы. Пропедевтическое изучение основ философии в старшей школе подготовит выпускников к курсу философии в вузе, сформирует серьёзное, социально зрелое отношение к жизни.

Уникальным потенциалом для изучения философии в школе обладает творчество Ф.М. Достоевского. Н. Бердяев в книге “Миросозерцание Достоевского” пишет: “О себе Достоевский очень скромно говорил: “Шваховат я в философии (но не в любви к ней, в любви к ней силен)”. Это значит, что академическая философия ему плохо давалась. Его интуитивный гений знал собственные пути философствования. Он был...величайшим русским философом. Он, быть может, малому научился у философии, но многому может ее научить, и мы давно уже философствуем ... под знаком Достоевского”.

Рассмотрим особенности изучения романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” на историко-философской основе. Великий грек Аристотель говорил: “Философия начинается с удивления”. Пусть эта мысль станет “путеводной” для учителя литературы, перед которым стоит сложнейшая задача – раскрыть (не пускаясь в морализаторство!), главные идеи Достоевского. Удивить старшеклассников – это значит показать им, что неразрешимость философских вопросов романа не отрицает необходимости их разрешения.

Лекция, предваряющая уроки по тексту романа, познакомит старшеклассников с открытиями античных философов, которые первыми сформулировали понятие “идея” и объяснили понятие “душа” с морально-этической точки зрения как способность человека быть совестливым и добродетельным. Сообщаем, что идеи выражают общий смысл явлений окружающего нас мира. Философская идея универсальна, всеохватна, потому что это “то самое единое, что составляет суть многообразия”. Обращаем внимание на то, что концепция идей соотносится как с материальными, так и с душевными проявлениями жизни и стимулирует всякое развитие. Так как человек – существо моральное, то практическая значимость концепции идей заключается в её ценностной, этической направленности. Не случайно Платон, как и его учитель Сократ, главной считал идею блага, потому что благодаря ему познаваем мир. И, как известно, именно благо Сократ считал причиной всего прекрасного.

С этими открытиями античной философии связано понятие счастья. Важно подчеркнуть, что для Аристотеля счастье – это не удовольствия, а “совпадение добродетели человека с внешней ситуацией”. Добро он объяснял как обилие добродетелей, а зло – их скудостью. “Гармоническое сочетание” всех добродетелей называл справедливостью. Добродетелям нужно учиться, - считали древние. Всё доброе и красивое – это бог. Бог – это великолепный ум. Ум – часть души, ведь потенциал души реализуется в познании. Душа – это способность человека осознавать, быть совестливым и добродетельным. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души, становится свободным, и, следовательно, счастливым.

Так в процессе лекции десятиклассники знакомятся с основными философскими понятиями, которые они раньше воспринимали лишь в их повседневном значении. Философская подготовка к работе над великим романом поможет раскрыть глубокую связь литературы и философии, понять, что с древнейших времён люди задумывались над проблемами добра и зла, счастья, справедливости. Древние направили человечество на путь духовных исканий, без которого человечество погибло бы. Идеи Сократа, который ошибочно связывал природу зла с отсутствием знаний и не объяснил причины неискоренимости эгоизма – главного источника зла, учащиеся сопоставят с идеями Достоевского, что поможет более глубоко осознать значение его великих открытий, их поистине философский характер. Учащиеся поймут, что убеждения писателя, которые зиждутся на нравственных основах христианской философии, не противоречат философским убеждениям Сократа, Платона, Аристотеля, а являют собой новый этап в постижении человечеством Добра и Справедливости.

Но нельзя ограничиваться лишь “общими моментами”. В этом смысле вспоминаются слова Хайдеггера о том, что философский интерес имеет место там, где человек встречается с сущим. В школьном изучении “Преступления и наказания” философские идеи Достоевского отрываются через осмысление преступления Раскольникова. Мотивация к философскому осмыслению его идеи основана на интересе к личности героя. Работая над текстом романа, мы анализируем причины трагедии Раскольникова, выясняем, что именно привело героя к преступлению и почему так мучителен его путь к воскрешению. Десятиклассники понимают, что герой Достоевского не обыкновенный преступник, но им не удаётся объяснить, как совершённое Раскольниковым убийство может исправить мир, искоренить зло в нём. Они не видят в чудовищной “пробе” Раскольникова “практической составляющей”, “отправного пункта” для непосредственного изменения мира на добрых началах. Чудовищное преступление Раскольникова они нередко называют поступком сумасшедшего, который не нашёл ничего иного, как, возомнив себя новым Мессией, убить во имя справедливости “злую старушонку”.

В этих мыслях есть, конечно, доля истины, но философию преступления Раскольникова они, конечно, не раскрывают. На наш взгляд, в данной ситуации уместно “сделать остановку” в изучении романа и обратиться к очень важным для понимания мотивов преступления философским категориям “личность”, “свобода”, “необходимость”, “ответственность”, “совесть”, “судьба”.

Известно, что главная проблема романа – это проблема свободы. Именно с ней связаны все другие философские проблемы этого произведения. Попросим учащихся дать определение этому понятию, сравним его с определением в философском словаре. Историко-философский подход к осмыслению проблемы свободы поможет рассмотреть глубинные мотивы преступления Раскольникова и выяснить истинные причины его “падения”.

О свободе философы размышляют с древнейших времен. Сократ утверждал, что свобода состоит в том, чтобы следовать разумному порядку мира. Сообщаем учащимся, что в раннем христианском понимании свобода подразумевает преданность Христу, выражающаяся в благодати. Со времен Аристотеля в европейской культуре доминирующим было внутреннее самоопределение перед лицом выбора, прежде всего между добром и злом. Над этой свободой человека, согласно христианскому учению, не властен никто: ни люди, ни законы, ни власть, ни Бог.

В XVII веке Б. Спиноза связал определил свободу как осознанную необходимость. Гегель дал с идеалистических позиций развернутую трактовку диалектического единства свободы и необходимости. Материалисты называли свободу не только с осознанием необходимости, но и с действиями в соответствии с ней. На начальном этапе своей истории человек, неспособный еще проникнуть в таинства природы, был подчинен "слепой", непознанной необходимости. Он, следовательно, был несвободен. Постигая объективные законы, он начинает действовать все более осознанно и свободно. В качестве ограничителей человеческой свободы проявляется также зависимость людей от общественных сил.

Проблема свободы не может быть ограничена установлением ее соотношения с необходимостью. В русской религиозной философии определяющей является мысль о том, что без духовной (внутренней) свободы человеческая жизнь не имеет смысла. Русские философы подчеркивали, что без духовной свободы человек не существует как личность. Высшим проявлением свободного выбора является выбор между добром и злом. Николай Бердяев пишет в работе "Миросозерцание Достоевского", что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину. Достоевский хорошо понимал, и глубоко прочувствовал необходимость личной, неограниченной никакой внешней "необходимостью", иррациональной человеческой свободы.

Таким образом, если внешняя свобода устраняет насильственное вмешательство других людей в духовную жизнь человека, то внутренняя свобода обращена к самому человеку. Внешняя свобода, в толковании русских философов, дается человеку для того, чтобы он внутренне воспитал и освободил себя, а внутренняя свобода есть не что иное, как духовность человека.

Осознание человеком своей свободы связано с ответственностью. Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и (главное!) нравственной зрелости личности. Ответственность - это наличие у человека совести, умения управлять своими поступками. Совесть - контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор означает, что человек сформирован как нравственная личность и готов взять на себя ответственность даже за то, что он не смог предвидеть. Это требует от человека мужества, и для принятия решения, и для его реализации, и особенно в случае поражения. Таким образом, свобода связана со многими факторами.

Благодаря этим знаниям, десятиклассникам, кроме социальных, должны открыться философские истоки бунта Раскольникова. Уровень вопросов, по которым анализируется текст романа, будет, конечно, другим, зато урок пройдёт на “философской высоте”. Думаю, что десятиклассникам можно предложить следующие вопросы:

* Какие проблемы мучают Раскольников? Можно ли их назвать философскими? Обоснуйте свой ответ.

* Можно ли утверждать, что Раскольников – свободный человек?

* Как связаны в сознании Раскольникова понятия “свобода”, “преступление”, “справедливость”?

* Почему объявленная самому себе свобода не принесла Раскольникову удовлетворения? В чём ущербность понимания свободы Раскольниковым?

* Прокомментируйте слова Достоевского: “Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой” в контексте проблем романа “Преступление и наказание”.

* Как понятие “свобода” раскрывается в понимании Свидригайлова и Лужина? Можно ли их свободу сравнить со свободой Раскольникова?

* Какие философские вопросы романа связаны с образом Сонечки Мармеладовой?

* Можно ли назвать её выбор свободным?

* Какую идею воплощает в романе эта героиня?

* Как связаны в романе понятия “свобода” и “добро”, “свобода” и “ответственность”?

Пользуясь материалами лекции, учащиеся находят глубокие ответы на поставленные вопросы.

По Достоевскому, свобода не может противоречить нравственным нормам. Это значит, что если человек презирает нравственные нормы, то он теряет свободу и становится рабом страсти - превращается в злодея. Писатель утверждает, что зло не абсолютно, зло – это искажённое добро. Исцеление от зла возможно, если человек примет страдание. Иными словами, Достоевский утверждает необходимость веры, ибо только благодаря ей человек обретает истинную свободу - получает способность владеть собой. Он свободен от эгоизма, самообожествления, от прощения самого себя. Нравственный выбор не может принудительным, он должен быть действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что и означает быть личностью. Другими словами, на страже свободы человека стоит совесть. Раскольников думал, что, убив в себе Бога, стал абсолютно свободным, а на самом деле он презрел в себе свободного человека. Связанный нравственными узами с другими людьми (матерью, Дуней, Мармеладовыми), он во имя эгоистически понимаемой свободы разорвал эти узы, “освободил себя” от нравственного закона, чтобы помочь таким, как они, и, конечно, ошибся. Его свобода оказалась не спасительной, а губительной, причём убивает Раскольников прежде всего себя, о чём и говорит Соне: “Я не старушонку убил... я себя убил”. Мнимая свобода обернулась ещё большей несвободой: “свободный” Раскольников, оставшись в одиночестве, мучается. И это, конечно, муки совести, хотя ему кажется, что это трагедия разуверившегося в себе Наполеона. Раскольников открывает для себя, что ему не “всё позволено”. Он оказался “в тисках” между нравственными законами и здравым смыслом - свободой Наполеона, презиравшего нравственный закон и эгоистически оправдывавшего “здравый смысл применительно к большим делам”. По словам В.Соловьева, “Достоевский понял, прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства... что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда ... связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Достоевский был искателем искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных”.

Размышляя о Свидригайлове и Лужине, мы открываем, что их понимание свободы (свобода безнравственности) делает Раскольникова их “единомышленником”. Двойничество в романе помогает осознать, как опасно заблуждение тех, кто определяет свободу как вседозволенность.

С этими идеями связана идея образа Сони Мармеладовой, которая оказывается внутренне свободной, несмотря на тупиковое положение. Десятиклассники не могут понять, в чём заключается содержание её образа. Ученики считают Соню мученицей, страдалицей, жертвой, падшей женщиной, то есть смотрят на неё глазами Раскольникова. Им кажется, что Соня, забитое трудной жизнью, пассивное существо, любит Раскольникова исключительно благодарным чувством. Старшеклассники понимают Раскольникова, а не Соню, когда он не щадит её, хоть и целует её ноги. Как символ вечного страдания она понятна ученикам. Как олицетворение идеи любви добрая Сонечка воспринимается вне философского контекста.

Сообщаем учащимся, что в истории философии любовь – одно из древнейших понятий. Платон считал, что к благу ведёт не только познание, но и любовь. Душа, в отличие от тела, - главная часть человека, потому что реализуется в добродетелях умеренности, мужества и мудрости, а значит, благодаря ей человек познаёт идеи. Суть любви - в движении к добру. В этом движении есть свои ступени: любовь к телу, любовь к душе, любовь к благу и прекрасному. Согласно обыденным представлениям, платоническая любовь – это любовь, лишённая половых влечений. Но Платон открыл в любви побудительную силу духовного совершенствования, он выступал против только сексуального её содержания. Таким образом, ещё в дохристианской философии любовь, соединяя телесное с возвышенным, связывалась с поступками, направленными на достижение добра. В христианском мировоззрении любовь к ближнему есть выражение любви к Богу, который понимается как совесть.

Если учащиеся освоят эти знания, то в словах и поступках Сони откроется им философия любви Достоевского, и они смогут ответить на непростые вопросы:

* Почему Раскольников не может убедить Сонечку в своей “правоте”?

* Как опровергает христианская душа Сонечки идею Раскольникова?

* В чём тайна жизненной силы Сони Мармеладовой?

* Какое значение она имеет в системе образов романа?

Любовь к ближнему делает Сонечку мудрее Раскольникова, и он не может победить её в своеобразном философском споре, потому и злится на неё и на себя. Анализируя сцены встреч Сони и Раскольникова, мы открываем в Соне такую мудрость, с которой не сравнится тщательно выверенная теория Раскольникова. Эта мудрость и есть любовь в её философском осмыслении. В контексте этого диалога появляется возможность дать учащимся первоначальное представление о философии практики. В христианстве смысл практики заключается в богоугодности. И мудрость Сони выражается в её самоотверженной готовности жертвовать собой, в её активной, практической любви к ближнему, в борьбе с Раскольниковым за него самого. Сонечка воплощает любовь как спасительную силу, которая одна только может воскресить Раскольникова. Так ученикам открывается идея Достоевского о том, что темный, бессовестный разум, не освещенный любовью, убивает жизнь.

Когда мы ищем причины трагедии Раскольникова, мы включаемся в осмысление ещё одного философского понятия. Это понятие судьбы. Каждый человек рано или поздно задумывается о смысле своей жизни. Предопределен этот смысл или он может быть найден самим человеком? Человек так устроен, что он не хочет “положиться на судьбу”, не может смириться с предопределённостью, а пытается самостоятельно сложить свою жизнь.

В “Современной энциклопедии” читаем, что судьба в мифологии, в философских системах, в обыденном сознании – слепая, неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков. В античности выступала как слепая, безличная справедливость. Христианство противопоставило идее судьбы веру в божественное провидение. В конце 19 в. понятие “судьба” получило распространение в философии жизни.

Раскольников возомнил себя вершителем судеб мира и, конечно, собственной судьбы. Раскольников избирает путь человекобожества – путь абсолютной свободы человека. Он отвергает Бога, считает свои возможности безграничными, а себя утверждает Богом. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для мира, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Соня избирает судьбу богочеловека – путь следования Богу во всех своих помыслах и поступках. Соня избирает любовь к Богу - такую, о которой пишет Н. Бердяев: “свободную любовь человека к Богу, не приневоленную страхом и не порабощенную чудом”. В этом смысл её свободы, не имеющей ничего общего со свободой Раскольникова. Такой путь Достоевский считал праведным и спасительным.

Благодаря историко-философскому подходу к изучению романа, Достоевский открывается старшеклассникам не только как писатель-гуманист, но и как христианский философ, чьи мысли зиждутся на осмыслении общечеловеческого опыта исканий, заблуждений, ошибок и открытий.

Когда изучение художественной литературы строится на философской основе, новые истины не подаются учителем в упрощённом виде, а “открываются” самими учениками и в результате становятся фактом высокой образованности.

Список использованной литературы

1. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского (интернет-ресурс)

2. Дягилев В.В. Занимательная философия. – М.: Изд. центр АЗ,1996.-176 с.

3. Зеньковский. В. История русской философии. – М.: “Академический Проект” “Раритет”, 2001

4. Канке В.А. Основы философии. – М.: Логос, 1999. - 288 с.

5. Кирпотин В.Я Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М.: “Советский писатель”, 1970. – 418 с.

6. Краткая история философии / Под общ.ред. В.Г. Голобокова.- М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1996. – 576 с.