Цель урока: в интересной, увлекательной и доступной форме подготовить учащихся к созданию собственного текста, развивать творческую способность к созданию художественной образной речи.
Тип урока: комбинированный урок.
Задачи урока.
- Формировать умение строить высказывание с элементами описания и рассуждения.
- Формировать умение работать в группе при подготовке к уроку.
- Познакомить учащихся легендами, загадками происхождения разнообразных цветов, особенностями их неповторимых свойств.
- Воспитывать чувство прекрасного, доброты к природе.
Оформление.
1. На доске эпиграф:
Нет ничего прекраснее цветов,
Пришедших в палисады и жилища.
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.
С. Красиков
2. Выставка книг, стенд с художественными фотографиями цветов.
3. Стенд “Строение цветка”.
4. Выставка рисунков учащихся “Мой любимый цветок”.
Подготовительная работа к уроку.
Задания группам.
1 – “Журналисты”. Рассказать о строении цветка.
2 – “Историки”. Найти легенды и предания о цветах.
3 – “Литераторы”. Найти строчки разных поэтов о цветах.
4 – “Оформители”. Подготовить стенд с художественными фотографиями цветов и рисунки “Мой любимый цветок”.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами в интересной, увлекательной и, я думаю, в доступной форме подготовимся к созданию собственного текста – сочинения “Мой любимый цветок” (с элементами описания и рассуждения”. Итак, тема нашего урока “Подготовка к сочинению “Мой любимый цветок”. (Записи в тетрадях – число, тема, эпиграф к уроку).
Памятка “Как работать в группе”
- Будь уважителен и добр к каждому члену группы. Выслушивай каждого. Говори по существу.
- Внимательно прочитайте, прослушайте задание. Уточните, всё ли каждому понятно в нём.
- Обсудите поставленный вопрос в группе. Сформулируйте ответ точно, грамотно и красиво.
- Запишите ответ каждый в своём черновике.
- При необходимости обратитесь за разъяснением к учителю, лингвистическим словарям.
2. Вступительное слово учителя.
- Г.Х. Андерсен говорил: “Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок”. Как вы понимаете эти слова? Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, утешают в старости, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь. Когда люди устают от суеты и будничности, от унылого однообразия, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по-своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно – красота цветов. Давайте и мы сегодня, говоря об одном из самых чудесных творений на земле – цветке, постараемся рассмотреть это чудо со стороны истории, биологии, литературы, музыки и русского языка. Всё, что вы узнаете нового на уроке, поможет вам в написании сочинения с элементами описания и рассуждения “Мой любимый цветок”.
3. Лексико-орфографическая (словарная) работа.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За нами шум и пыльные хвосты –
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы. Н.Рубцов.
- Согласны ли вы с мнением поэта? Что для вас связано со словом цветок?
- Запишите слово цветок посередине своего листа. Слева в столбик запишите слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом (игра в ассоциации). А справа – слова, созвучные слову цветок, рифмующиеся с ним. На выполнение задания всего несколько минут. - Посмотрим, что у вас получилось.
- Образуйте множественное число от существительного цветок. Цветы (в значении цветущие растения). Цветки (в значении цветущие части растения).
- Можно ли слова цветочный, цветковые, цветной, цветастое назвать однокоренными? Составьте с ними словосочетание, чтобы был понятен смысл.
Вывод: цветок (др.-рус.). Это слово многозначное, так как имеет несколько лексических значений. У растений: орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок. (Цветок мака, цветок яблони). Травянистое растение, в пору цветения имеющее яркую, часто ароматную, распускающуюся из бутона головку или соцветие. (Садовые, полевые цветы. Сажать цветы. Букет цветов). По употреблению – активное, общеупотребительное, оно известно всему народу и активно употребляется в речи. По происхождению – исконно русское, унаследованное из древнерусского языка.
4. Цветок… Стебелечек, лепесточек… Что может быть проще?
(Слово группе “журналистов”) (Демонстрация макета цветка).
Растения, в отличие от животных, неподвижны, и потому не так ярко проявляют свою зависимость от слова. Что касается этимологии их названий, то она выявляется теми же приемами. Надо соотнести имеющееся название, если оно не мотивировано, с русским или арабским корнем. При этом желательно знать как можно больше сведений об искомом растении. Тогда легче принять то или иное этимологическое решение.
Строение. Подавляющая часть растений имеет характерное строение: оно состоит из корня, стебля (ствола), листьев (кроны) и цветка. Слова корень, стебель и листья, хотя и считаются исконно русскими, в русском языке мотивации не имеют. Рассмотрим их этимологию.
Корень. Слово происходит от арабского “связывать”. Такую этимологию следует считать верной по двум обстоятельствам. Во-первых, корень является связующим звеном растения с почвой в действительности. Во-вторых, арабское название корня происходит тоже от идеи связывания: “связка”.
Стебель. Слово состоит из арабской приставки ист “держать для себя” и арабского “голова, головка”, буквально “держатель головки”. Это же слово мы используем, когда говорим белая горячка, белый (главный) гриб. Понятно, что речь здесь не о цвете, а о голове.
Ствол является словом того же происхождения, что и стебель.
Лист. Первая Л – след арабского артикля, часть ист от арабского “чувствующая” (русская И восьмеричная происходит от арабской Х восьмеричной и соответствует ей не только по числовому значению и месту в алфавите, но и по начертанию). Лист является чувствительным приемником света. Назван по функции. Растительный мир имеет ту особенность, что названия могут совпадать с названиями полезных или важных для человека действий или состояний. Поэтому растения часто используют в целительской практике, в ритуалах.
- Да, всё не просто. В каждом названии загадка. Послушайте небольшой этюд о слове безуханный.
Ученик: у А.С.Пушкина есть стихотворение “Цветы”, в котором такие строчки:
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я…
- Может вызвать недоумение слово безуханный. Как понять? Тут надо вспомнить синоним к слову благоухание. Благоухание – аромат, где “ухание” - “запах”, а “благо” - указывает на то, что запах приятный. Таким образом, безуханный означает “без запаха”.
5. Обратим внимание на эпиграф к уроку. “Они пришли из глубины веков…” Действительно, о многих цветах существуют легенды и предания. Послушаем, что нам расскажут “историки”.
(Слово группе “историков”)
Ученик. О появлении этого цветущего кустарника рассказывает легенда. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда попадали лучи, распускались цветы: жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у неё остались одни лиловые. И из них-то и выросли кусты сирени.
Откуда же произошло название? В одной из древнегреческих легенд рассказывается о том, как Пан, бог лесов и полей, полюбил красавицу нимфу Сирингу. Но бог был безобразен: бородатый, рогатый, козлоногий, и Сиринга, спасаясь от его преследований, превратилась в прекрасное душистое растение сирень.
Ученик. Легенда гласит, что чудный цветок ландыш вырос из упавших на землю слёз. Когда-то давным-давно, Ландыш полюбил красавицу Весну, и когда она ушла, оплакивал её такими горючими слезами, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слёзы. Ландыши были дороги русским людям. Великий композитор П.И.Чайковский, будучи во Флоренции, где всегда пышно цвели цветы, вспоминал о родном ландыше. О нём он писал в одном из своих стихотворений:
Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё на ландыши взглянуть...
Ландыши были любимыми цветами П.И.Чайковского, Н.М.Карамзина, И.Е.Репина, С.В.Ковалевской.
Ученик. Лилия получила своё название от древнегалльского слова “ли-ли”, что значит “белый-белый”. По библейской легенде, этот цветок вырос из слёз Евы, изгнанной из рая. На Руси лилия считалась символом чистоты и невинности. Её дарили невесте.
Ученик: В сентябре 1942 года после боя под Сталинградом гвардии майор Д.А.Петраков написал дочери письмо:
Моя черноглазая Мила!
Посылаю тебе василек... Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь растет цветок... И вдруг очередной взрыв - василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, и если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают в оккупированных населенных пунктах, где они убивают ребят... Мила! Папа Дима будет бороться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с этим цветком. Что тебе не понятно, мама объяснит.
... Летом 1943 года при взятии нашими войсками г. Орла Д.А.Петраков пал смертью храбрых. Недалеко от въезда в Волгоград в память о погибших воинах сооружен мемориальный комплекс “Солдатское поле”. Один из фрагментов комплекса - скульптура девочки с цветком в руке и бетонная плита, на которой высечены слова из письма с фронта гвардии майора Д.А.Петракова дочери.
Ученик: Жасмин.
Масличное растение, считающееся священным у иранцев, поклоняющимся огню. Арабское название йа:сми:н. От арабского самн “масло”, йасмин “он становится масляным”. Поскольку масло есть то, что хорошо поддерживает огонь, жасмин использовался иранцами в их священных ритуалах поклонения огню. Название страны Иран идет от обратного прочтения арабского на:ри “огневик”.
Ученик: Фиалка.
Латинское название Viola. От него название фиолетового (седьмого цвета. Если прочитать согласные русского названия цветка по-арабски, получится название небесного свода: фалак. И в самом деле русское семь созвучно арабскому сама: “небо”, а арабская
семерка сабъун в обратном прочтении дает в русском небеса. В Древней Греции считали, что возникли фиалки из крови Аттиса, возлюбленного Кибелы, который острым камнем оскопил себя в знак любви и преданности к своей богине.
Ученик: Эдельвейс.
В тех языках, где этимология названия этого цветка прозрачна, он называется “ногой (лапой) льва”. Так в арабском: ригл ал-асад, так и в латинском: Leontopodium. Но если читать наше название арабскими глазами, то и оно превращается в ногу львенка: ъу:д лувейс. Что за странная логика? Цветок растет высоко в горах, куда не ступала нога льва. Туда и альпинисту бывает не просто добраться. По этому поводу существует легенда. Девушка поставила условие – она выйдет замуж за того, кто добудет высоко в горах этот волшебный цветок. Многие отправились в поднебесье пытать счастье. Но все вернулись ни с чем. Только один
юноша остался в горах. Его так долго не было, что люди решили, что он погиб. Красавица осталась одна. Шло время. Красота ее увяла. Но девушка не забывала того, кто не вернулся с гор. И вот однажды чудо произошло. Юноша вернулся и протянул ей волшебный цветок. Едва она прикоснулась к нему, как прежняя красота вернулась к ней сполна.
6. Физминутка.
- Нелегко познать цветок. Чтобы понять его, попробуем на минутку сами превратиться в цветы. (На фоне мелодии проводится игра-этюд “Из семени в цветок”.)
7. Давайте же пристальнее всмотримся в этих знакомых незнакомцев, вместе с мастерами слова приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. А вы, ребята, во время выступления группы запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.
(Выступление группы “литераторов” с чтением строчек поэтов о цветах на фоне музыки).
1. У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени.
По утру, на заре,
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
Где теснится сирень…
2. Я лилий нарвала прекрасных и душистых… А. Ахматова
3. Синевой небесной, нестерпимой,
Полыхая, словно огоньки,
Как глаза детей, глаза любимых,
На бойцов глядели васильки… Б. Кежун, 1944
Звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского.
- Скоро наступит весна, а за ним и долгожданное лето. С ярким солнцем, дождями, с ароматами цветов. Но теперь, когда попадутся нам на глаза цветы, не спешите сорвать их.
Ученик: Читает стихотворение Л. Чарской “Не рви цветов”.
8. А теперь попробуем сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. Каждая группа получает фотографию с изображением цветка и заданием подобрать за две минуты как можно больше сравнений и эпитетов. Работа в группах.
Цветок | Эпитеты | Сравнения |
Роза Астра | Гордая, колючая… | Принцесса, в бальном платье… |
- За короткое время вы успели выполнить несколько нелегких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие. Попробуем выполнить еще одно задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение.
Игра “Продолжи строчку”
- Бутонов круглые бубенчики…
- Слуги весны в гости пришли…
- Я не верил в чудеса…
- Однажды весной в долине лесной…
- Я коснулся лепестка…
- Кругом царила жизнь и радость…
- У меня секрет свой есть…
(Ребята зачитывают четверостишия).
- Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, бережно заботятся, ты в центре любого праздника.
- Хорошо… Если к тебе не тянутся жадные руки. Чтобы сорвать, смять и выбросить или засунуть в тесную вазу, залить холодной водой и забыть на неделю на сквозняке или у жаркой батареи. Хорошо…
Игра аромата и цвета, Но ты на расчеты взгляни. Что было бы с нашей планетой, Когда бы исчезли они?
- Хорошо, что нас ещё радуют голубые озёра незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Посмотри на цветы… Помечтай. Есть у моря прекрасный сад. В нем - ароматы и туманы. Море шумит. Его шуму вторит жужжание пчел и шмелей. Живыми лепестками вспархивают бабочки. И среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, твой, самый любимый. Расскажи о нём. Итак, тема сочинения - “Мой любимый цветок”. В работе вы должны использовать элементы описания и рассуждения.
- Что значит описание предмета? (Рассказать о его признаках. Какой?)
- Рассуждение? (Почему?)
12. Итоги урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание – написать сочинение “Мой любимый цветок”, дополнительное – нарисовать любимый цветок.