Исполнительское развитие русской народной песни "Во поле береза стояла"

Разделы: Музыка


Цель занятия: исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его исторических связей.

Стратегические цели занятия:

  • развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
  • выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
  • воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;

2) формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;

3) воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.

Используемые приёмы, методы, технологии обучения: диалог, моделирование, наглядный, поисково-исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.

Технологии обучения:

  • проблемное обучение;
  • технология развивающего обучения;
  • технология сотрудничества;
  • технология диалогового обучения;
  • здоровьесберегающая технология.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни “Во поле берёза стояла”, презентация к занятию, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.

Прогнозируемый результат.

1. Формирование информационно-комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).

2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).

3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.

Формировались ключевые компетентности:

  • учебно-познавательная;
  • учебно-информационная (умение работать с печатными текстами, фотоматериалами и извлекать информацию из предложенных источников);
  • коммуникативная (умение договариваться, выполнять различные роли в группах, вести диалог).

Ход занятия

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Учитель предлагает зайти детям под музыку р.н.п. “Во поле берёза стояла”. Учащиеся, входя в класс, двигаются соответственно музыке, пропуская, проживая её через себя.

(Слайд № 1 позволяет познакомить учащихся с музыкой и ввести их в тему урока. Музыка усиливает эстетический эффект, позволяет создать положительный эмоциональный настрой на урок, задействовать детей с аудиальными каналами восприятия.)

2. Актуализация знаний и постановка проблемы
- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке.

- О русской народной песне “Во поле берёза стояла”

Тема: Исполнительское развитие песни “Во поле берёза стояла” (аудиозапись песни).

Цель: будем заниматься исследованием песни.

Как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем-найдём главное, сравним, обобщим, познакомимся с исследовательскими умениями)

- Что вам помогло определить, что это песня?

- О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним.

Исследуем слова песни. Исполним.

Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение? В этой песне более 60 куплетов.

Исследуем мелодию песни.

- Что вам помогло понять, что песня грустная? Мелодия.

- Как движется мелодия в начале (вниз). Почему?

- Как движется дальше? Почему?

- Кого вы представляете в образе берёзы?

- Почему девушке грустно? (Одиноко. Подруг нет. Никто её не любит. Не хочет замуж (старина - наше время).. Сравнивают, как выдавали замуж в старину и в наше время.

- А как исполняли песню в старину? Исполнение песни в хороводе.

После исполнения песни учитель предлагает сравнить:

- Получилось у нас, как в старину?

Учитель демонстрирует:

Докажите.

- А сколько лет песне? Историческую справку о песне подготовил учащийся класса.

Справка: (Д.З. индивидуально одному учащемуся класса: историческая справка о песне даётся накануне одному из учащихся класса: “Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом. По имеющимся сведениям, текст в первый раз был напечатан в 1790 году в сборнике Львова-Прача собирателей народных песен - 220 лет”).

- Песню можно исполнить по - другому? А мы можем придумать свой вариант исполнения песни? В нашем веке?

Дети высказывают свои версии по теме урока.

(Слайд позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации).

Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем.

Дети анализируют русскую народную песню “Во поле берёза стояла” опираясь на ранее полученные знания.

 

(Слова, мелодия)

Рассматривают слайд № 2. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни.

Дети: шесть (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем.

Дети: просится продолжение, значит куплетов больше…

Рассматривают слайд № 3

Работа с графической записью песни. Ведут диалог с учителем.

Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузиться в интонационный анализ мелодии.

Дети: Грустно, ветки опустила, поэтому и мелодия движется вниз. Одиноко одной в поле, хотят её “заломать” и т.п.

Чуть-чуть вверх, а потом снова вниз. Подумала о чём то, вспомнила что- то хорошее светлое и снова загрустила.

Ассоциации детей к образу берёзы.

Рассматривают слайд 4, ведут диалог с учителем..

Ассоциации, воображение детей к грустному настроению девушки.

Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения.

Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг вокруг второго ряда и водят хоровод “Во поле берёза стояла”.

Это позволяет

  • учащимся вернутся к истокам, к корням исполнения песни;
  • за счёт ярких иллюстраций, средств анимации поддерживать интерес к изучаемому материалу и познавательной активности учащихся.

Дети, проанализировав, делают выводы по исполнению песни в хороводе. Дети доказывают, что у них получилось водить хоровод, как в старину: круг, взявшись за руки и т.п.

3. Работа в группах.

Организация работы учащихся

4. Рефлексия.
Учитель предлагает детям произвольно разделиться на группы для моделирования своего варианта песни.

Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта.

Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах.

Выводы.

  • У нас получилось исследовать песню. Проанализировали текст, мелодию, движения в песне (хоровод), историческое начало песни. Придумали новые варианты исполнения песни. Песня развивалась и менялась в процессе времени и в процессе её исполнения.
  • В исполнение песни внесли много нового, интересного от этого песня изменилась. Появление нового варианта песни зависит от того, что желает донести до нас исполнитель.

Музыкальный подарок. учитель включает песню “Во поле берёза стояла” в исполнении Пелагеи.

Учащиеся делятся на группы. Детям предлагается выбрать эксперта из учащихся класса. Эксперту предлагается алгоритм экспертной оценки:
  • что нового внесли исполнители в песню;
  • какую группу исполнителей отметил бы и почему (обосновать свой ответ).

Группы моделируют свой вариант исполнения песни. Для исполнения своих вариантов дети используют: голос, музыкальные инструменты -музицирование, танец-пластическое движение под музыку, индивидуальное исполнение, исполнение дуэтом, в современной обработке, используя разные музыкальные стили и т.п.

Исполнение группами своего варианта песни.

Экспертная оценка (рефлексия исполнения песни - экспертом).

(Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы)

Эффект сюрприза. Дети выходят из класса под песню “Во поле берёза стояла” в современной обработке.