Цель занятия: исследование музыкального произведения, как общественного явления во всей полноте его исторических связей.
Стратегические цели занятия:
- развитие творческого воображения, умений исследовать музыкальное произведение: выделять главное, сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать;
- выявление роли каждого из компонентов в содержании музыкального произведения;
- воспитание культуры исполнения и восприятия музыкального произведения.
Задачи:
1) организовать деятельность учащихся по исследованию музыкальных средств выразительности музыкального произведения, выявлению роли каждого из компонентов и их взаимодействия;
2) формировать у учащихся умение анализировать музыкальное произведение;
3) воспитывать бережное отношение к русской музыке, народному творчеству.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: диалог, моделирование, наглядный, поисково-исследовательский, интонационный анализ, деятельностный, мультимедиа метод, музыкально-пластического движения, музицирования, эффект сюрприза.
Технологии обучения:
- проблемное обучение;
- технология развивающего обучения;
- технология сотрудничества;
- технология диалогового обучения;
- здоровьесберегающая технология.
Оборудование и основные источники информации: компьютер, экран, проектор, ноты и текст русской народной песни “Во поле берёза стояла”, презентация к занятию, баян, музыкальные инструменты, атрибуты одежды.
Прогнозируемый результат.
1. Формирование информационно-комуникативнной культуры учащихся (умение вести диалог, работа в группах).
2. Отработка умений исследования музыкального произведения (анализ, сравнение, обобщение, доказательства).
3. Воспитание уважительного и бережного отношения к музыке русского народа.
Формировались ключевые компетентности:
- учебно-познавательная;
- учебно-информационная (умение работать с печатными текстами, фотоматериалами и извлекать информацию из предложенных источников);
- коммуникативная (умение договариваться, выполнять различные роли в группах, вести диалог).
Ход занятия
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | |
Учитель предлагает зайти детям под музыку р.н.п. “Во поле берёза стояла”. | Учащиеся, входя в класс,
двигаются соответственно музыке, пропуская,
проживая её через себя. (Слайд № 1 позволяет познакомить учащихся с музыкой и ввести их в тему урока. Музыка усиливает эстетический эффект, позволяет создать положительный эмоциональный настрой на урок, задействовать детей с аудиальными каналами восприятия.) |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы | |
- Ребята, как вы думаете, о чём
пойдёт речь на уроке. - О русской народной песне “Во поле берёза стояла” Тема: Исполнительское развитие песни “Во поле берёза стояла” (аудиозапись песни). Цель: будем заниматься исследованием песни. Как она развивается и, развиваясь, меняется (для этого мы проанализируем-найдём главное, сравним, обобщим, познакомимся с исследовательскими умениями) - Что вам помогло определить, что это песня? - О чём рассказала песня? Всё вспомнили? Сравним. Исследуем слова песни. Исполним. Сколько куплетов в песне? Посмотрите повнимательнее закончилась песня? Просится продолжение? В этой песне более 60 куплетов. Исследуем мелодию песни. - Что вам помогло понять, что песня грустная? Мелодия. - Как движется мелодия в начале (вниз). Почему? - Как движется дальше? Почему? - Кого вы представляете в образе берёзы? - Почему девушке грустно? (Одиноко. Подруг нет. Никто её не любит. Не хочет замуж (старина - наше время).. Сравнивают, как выдавали замуж в старину и в наше время. - А как исполняли песню в старину? Исполнение песни в хороводе. После исполнения песни учитель предлагает сравнить: - Получилось у нас, как в старину? Учитель демонстрирует: Докажите. - А сколько лет песне? Историческую справку о песне подготовил учащийся класса. Справка: (Д.З. индивидуально одному учащемуся класса: историческая справка о песне даётся накануне одному из учащихся класса: “Первые упоминания о песне относятся к концу XVIII века, хотя, вероятно, она датируется более ранним периодом. По имеющимся сведениям, текст в первый раз был напечатан в 1790 году в сборнике Львова-Прача собирателей народных песен - 220 лет”). - Песню можно исполнить по - другому? А мы можем придумать свой вариант исполнения песни? В нашем веке? |
Дети высказывают свои версии по
теме урока. (Слайд позволяет, усилить восприятие за счёт выделения смысловой информации средствами анимации). Отвечают на вопросы учителя по песне. Ведут диалог с учителем. Дети анализируют русскую народную песню “Во поле берёза стояла” опираясь на ранее полученные знания.
(Слова, мелодия) Рассматривают слайд № 2. Дети сравнивают всё ли сказали по тексту песни. Дети: шесть (глядя на слайд с текстом). Ведут диалог с учителем. Дети: просится продолжение, значит куплетов больше… Рассматривают слайд № 3 Работа с графической записью песни. Ведут диалог с учителем. Этот вид деятельности помогает формировать у учащихся навыки активного слушателя. Позволяет учащимся погрузиться в интонационный анализ мелодии. Дети: Грустно, ветки опустила, поэтому и мелодия движется вниз. Одиноко одной в поле, хотят её “заломать” и т.п. Чуть-чуть вверх, а потом снова вниз. Подумала о чём то, вспомнила что- то хорошее светлое и снова загрустила. Ассоциации детей к образу берёзы. Рассматривают слайд 4, ведут диалог с учителем.. Ассоциации, воображение детей к грустному настроению девушки. Ведут диалог с учителем. Дети высказывают свои версии о хороводе: хор водить, т.е. петь и танцевать, хождение за солнцем. Ведут диалог с учителем и доказывают свою точку зрения. Исполнение песни в хороводе. Учащиеся создают круг вокруг второго ряда и водят хоровод “Во поле берёза стояла”. Это позволяет
Дети, проанализировав, делают выводы по исполнению песни в хороводе. Дети доказывают, что у них получилось водить хоровод, как в старину: круг, взявшись за руки и т.п. |
3. Работа в группах. Организация работы учащихся |
4. Рефлексия. |
Учитель предлагает детям
произвольно разделиться на группы для
моделирования своего варианта песни. Договориться с учащимися, что для этого берём только первый куплет. Учитель направляет процесс создания своих вариантов исполнения песни в подгруппах, работу эксперта. Учитель смотрит, слушает, участвует в исполнительской деятельности учащихся. Учитель помогает, корректирует, комментирует, направляет ответы эксперта, даёт свою оценку работы в группах. Выводы.
Музыкальный подарок. учитель включает песню “Во поле берёза стояла” в исполнении Пелагеи. |
Учащиеся делятся на группы.
Детям предлагается выбрать эксперта из учащихся
класса. Эксперту предлагается алгоритм
экспертной оценки:
Группы моделируют свой вариант исполнения песни. Для исполнения своих вариантов дети используют: голос, музыкальные инструменты -музицирование, танец-пластическое движение под музыку, индивидуальное исполнение, исполнение дуэтом, в современной обработке, используя разные музыкальные стили и т.п. Исполнение группами своего варианта песни. Экспертная оценка (рефлексия исполнения песни - экспертом). (Данный вид деятельности, используя приём группировки, осознать ценность совместной деятельности, помогает получить новые умения, навыки, выделять главное, обобщать, делать выводы, провести рефлексию исполнения песни в разных вариантах, сделать определённые выводы) Эффект сюрприза. Дети выходят из класса под песню “Во поле берёза стояла” в современной обработке. |