Тема |
Содержание |
Характеристика видов деятельности |
Восточная тема у Н. Римского-Корсакова: «Шехерезада» | Тема Востока в творчестве русских
композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях (на примере I части из симфонической сюиты «Шехерезада» Н. Римского-Корсакова). |
1. Анализировать содержание музыкальных
произведений (с учетом критериев, представленных
в учебнике); 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения; 3. Находить ассоциативные связи между образами музыки, литературы и изобразительного искусства; 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке; 5. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений изобразительного искусства |
Задачи урока:
- эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;
- воспитание культуры исследователя, собеседника, музыкального слушателя, вокалиста.
Содержание урока |
|||
Художественный материал |
Песенный репертуар |
||
Музыка |
Поэзия |
Живопись |
Пение |
Н. Римский-Корсаков Симфоническая
сюита «Шехерезада» I часть (слушание) |
Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | Иллюстративный ряд учебника «Искусство. Музыка», ЭОР |
М. Магомаев, стихи. А. Горохова. «Шехерезада» http://www.youtube.com/watch?v=g1YzLc_T8y8 |
Результаты освоения содержания материала на уроке |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Развитие музыкально- эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке | Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов | Понимания главных особенностей содержания в музыке |
Овладение художественными умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности | Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями | Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений |
Сотрудничество в процессе решения музыкально-творческих задач | Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач |
УМК: Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. Авторы В.В. Алеев (научный руководитель), Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак //Рабочие программы. Искусство: Изобразительное искусство. Музыка. Искусство. 5-9 классы: учебно-методическое пособие. – 2-е изд.,стереотип. – М. Дрофа, 2013. – 345 с.
Учебник: Т.И. Науменко. Музыка 7 кл.:
Учеб.для общеобразоват. учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – 4-е изд., стереотип. –
М.Дрофа, 2004
Т.И. Науменко, Дневник музыкальных размышлений. 7
кл.: пособие для общеобразоват. Учреждений / Т.И.
Науменко, В.В. Алеев. – 7-е изд., стереотип. – М.:
Дрофа, 2006. – 31
Фонохрестоматия. – М.: Дрофа, 2006. 7 класс.
Музыкальные инструменты, используемые на уроке: аккордеон, фортепиано
Оборудование: ноутбук
1. Организационный момент
Журнал: отметить отсутствующих.
Проверить готовность к уроку: Учебник, Дневник
музыкальных размышлений, школьный дневник,
пенал со школьными принадлежностями.
2. Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний
Учитель: В рамках изучения нового музыкального материала «Восточная тема в творчестве Николая Римского-Корсакова» — ситуация «Урок «Музыки»— мой помощник в подготовке к ЕГЭ».
Участники |
1-я группа = КЛАСС: 1 РЯД, 2 РЯД, 3 РЯД |
2-я группа = два ученика |
||
Объектный инструментарий | Учебник «Искусство. Музыка». 7 класс | Ноутбук. Интернет | ||
Предметный инструментарий | Текстовой материал, учебник «Музыка», с.3 – с.30 | Электронные образовательные ресурсы | ||
Алгоритм действий | Понимание главных особенностей
содержания в музыке Шаг 1: определение
групп 1 РЯД: Отличительные особенности содержания в музыке 2 РЯД: Почему сложно понимать музыкальное содержание 3 РЯД: Что помогает лучше понять музыкальное содержание |
Сотрудничество в ходе реализации
решения музыкально-творческих задач ШАГ 1.
Организация учебного пространства (ноутбук) ШАГ 3. Настройка интернет-сайтов, доступных в образовательном учреждении |
||
Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями | Выполнение задания (найти ответы
на вопросы, Учебник-помощник): 1 ряд: Отличительные особенности содержания в музыке 2 ряд: Почему сложно понимать музыкальное содержание 3 ряд: Что помогает лучше понять музыкальное содержание |
Получение задания и поиск решения: Н.А. Римского-Корсакова:
Симфоническая сюита «Шехерезада»: воплощение конкретизирующей программности в музыкальных образах, темах, интонациях |
||
Развитие музыкально -
эстетического чувства, проявляющегося в
эмоционально-ценностном, заинтересованном
отношении к музыке Овладение художественными умениями в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности |
Беседа с учащимися Ученики: с.3 – с. 30 ? Отличительные
особенности содержания в музыке |
Использовать образовательные
ресурсы Интернета для поиска произведений
изобразительного искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. |
||
Сотрудничество в процессе решения музыкально-творческих задач | Дневник музыкальных размышлений, 7
класс. С. 12. Учащиеся: записать в Дневник музыкальных размышлений: Н.А. Римский-Корсаков (1784-1862) — русский композитор, педагог, дирижёр, музыкальный критик, общественный деятель, участник «Могучей кучки». Творчество: оперы, симфонии, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка. |
Ролевая ситуация «Я – учитель»: озвучивание
текста для записи учащимися Н.А.
Римский-Корсаков (1784-1862) — русский композитор,
педагог, дирижёр, музыкальный критик,
общественный деятель, участник «Могучей кучки». |
||
Умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений | Учитель: Тема Востока – одна из излюбленных тем в русской музыке XIX века. Сказочный мир Востока – Глинка в опере “Руслан и Людмила”, Бородин “Князь Игорь”, восточные темы – в симфонической музыке, в камерно-вокальном искусстве. | Симфоническая сюита «Шехерезада» (подготовка
материала)
|
||
Анализировать содержание музыкальных произведений (с учетом критериев, представленных в учебнике) | Изучение нового материала
Учитель: Римский-Корсаков предваряет
сюиту небольшим программным вступлением. |
Ролевая ситуация «Я – учитель» “Шехерезада» – симфоническая сюита Н.А. Римского-Косакова, написанная в 1888 году. Композитор создал сюиту под впечатлением арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Благодаря восточному колориту, созданному с помощью цитирования восточных мелодий, имитации звучания восточных инструментов и тонов «Шехерезада» по своей форме и стилю — симфоническая сюита, то есть многочастное циклическое произведение, написанное для симфонического оркестра.. Состоит из 4 частей:
|
||
В 1910 году Михаил Фокин поставил балет
«Шехеразеда» на музыку Н. Римского - Корсакова,
декорациями и костюмами Бакста.
|
||||
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения | Слушание музыки. Написание Сочинения Н. Римский-Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»I часть Тема Шахриара – повелительный унисон
деревянных духовых инструментов, рисующих образ
сильного и властного султана. |
|||
Находить ассоциативные связи между
образами музыки, литературы и изобразительного искусства Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач |
http://uchportfolio.ru/forum/viewtopic.php?id=97
(Критерии оценки сочинения. ЕГЭ) Вторая часть – одно задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выпускников создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. |
|||
Итог урока Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов |
Спасибо за творчество на уроке!