В настоящее время в рамках общего и профессионального образования большое значение отводится подготовке высококвалифицированных специалистов технического направления, т.е. способных быть технически грамотными работниками, готовыми решать профессиональные задачи.
Ни для кого не секрет, что Свердловская область, являясь фактически “промышленным холдингом” России, испытывает острую нехватку в таких кадрах. Причём, имея большое количество ССУЗов технической направленности, достаточную материально-техническую базу и места практик на ведущих предприятиях г. Екатеринбурга и области, а также целенаправленное увеличение бюджетных мест, проблема остается проблемой.
При обучении в СПО среднестатистический выпускник общеобразовательной школы, в рамках прохождении входного контроля знаний на 1 курсе обучения, показывает не высокий балл среди дисциплин естественнонаучного цикла, которые в большинстве случаев являются профилирующими предметами.
Особо остро это проявляется при переходе обучения от общеобразовательного цикла к профессиональному, когда действительно необходим “хороший” багаж знаний для качественного освоения специальности. Решить эту проблему можно посредством интеграции дисциплин общеобразовательного цикла, результатом чего будут межпредметные связи.
Стойкий интерес к изучению проблем реализации межпредметных связей на протяжении десятилетий проявляют российские и зарубежные педагоги и ученые, параллельно накапливая большой практический опыт.
Я.А. Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Д. Локк – истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д. Ушинский и другие педагоги. [2]
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга. Поэтому, в настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Данный вопрос достаточно широко освещен в работах доктора педагогических наук Федорец Г.Ф., кандидата педагогических наук, доцента Дмитриева С.Д. и других. [1]
В Белоярском многопрофильном техникуме большое внимание уделяется данной проблеме, особенно четко это просматривается на примере интеграции дисциплины “Информатика и ИКТ” в другие дисциплины.
Интеграция информатики в физику осуществляется через формирование межпредметных связей уже на этапе разработки и утверждения рабочей учебной программы и календарно-тематического планирования, где учитываются одинаковые темы.
Для построения электрических схем и графиков зависимости физических величин активно используются программы компьютерной графики Paint, CorelDraw, Photoshop (рисунки 1,2).
Рисунок 1 – Построение электрической схемы в Paint.
Рисунок 2 – График зависимости скорости от времени в программе Corel Draw.
Интеграция информатики в математику происходит посредством активного внедрения средств ИКТ в организацию и проведение уроков:
- построение уроков с учетом использования мультимедийных презентаций, что не только вносит разнообразие и наглядность в изучении новой темы или повторении, но и мотивирует студентов к усвоению материала;
- использование MS Excel для наглядного построения графиков зависимости и графиков тригонометрических функций (рисунки 3,4);
Рисунок 3 – Построение поверхности элептического параболоида в MS Excel.
Рисунок 4 – Построение синусоиды в MS Excel.
- внедрение специализированных математических пакетов MathCAD и Math LAB, позволяющих более углубленно изучать обе дисциплины (рисунок 5);
Рисунок 5 – Решение систем уравнений в программе MathCAD professional.
- применение электронных учебных пособий и электронных учебных материалов, а также программ 3D-графики при изучении стереометрии (рисунки 6,7);
Рисунок 6 – ЭУП “Функции и графики”
Рисунок 7 – Сечения тел и поверхностей вращения.
- проектная деятельность студентов, включающая в себя использование пакета программ MS Office, а также средств программирования, в частности языка программирования PHP.
Например, нашим студентом Кокшаровым Николаем, была разработана программа для автоматического расчёта матриц 3-го порядка методом Крамера.
Интеграция информатики в дисциплину “История по профилю” для специальности “Механизация сельского хозяйства”, осуществляется через использование мультимедийных технологий (презентации, видеоролики и др.).
Особое внимание хотелось бы уделить разработке и внедрению ПМК дисциплины, в форме web-сайта, который не только содержит в себе весь необходимый материал для изучения курса и контроля знаний, но и служит средством организации и проведения самостоятельной работы студентов, а так же может быть использовано при дистанционном обучении (рисунок 8).
Рисунок 8 – ПМП в виде сайта по дисциплине “История по профилю” специальность “Механизация сельского хозяйства”.
Интеграция информатики в другие дисциплины увлекает возможностью включения альтернативных идей и нестандартных подходов в образовательный процесс. Это заключается в определении эффективных форм, методов и приёмов работы. Как пример: проведение бинарных уроков различных тематик (рисунок 9). [3]
Рисунок 9 – Бинарный урок (дисциплины
Математика и Информатика)
по теме: “Построение графиков показательных
функций” в группе № 22 по профессии “Повар,
кондитер”
Список источников:
- Межпредметные связи в обучении / Е.А. , С.В. Титова [Учебное пособие] – 3-е изд. – Тула: Инфо, 2007. - 44 с.
- Реализация межпредметных связей [Интернет-источник] http://coolreferat.com/
- Трофимова Л. Интеграция – важная составляющая часть учебного процесса [Интернет-источник] - http://gov.cap.ru/ (июнь, 2012 г.)