Проект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой и развитию речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить детей составлять наглядный план игры-драматизации, подбирать и использовать заместителей персонажей сказки.
  2. Обобщать знания о геометрических формах, цвете.
  3. Закрепить понятия "живое-неживое".
  4. Развивать творческое воображение, логическое мышление, речь.
  5. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Материал:

Геометрические фигуры разного цвета.

Модели - заместители: прямоугольники (синий, желтый, белый, черный), круги (черный, красный, серые, белые разного диаметра).

Ход занятия

Раздаётся стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это старшая группа номер 6?

Дети: Да.

Незнайка: Ребята, у меня приключилась беда. Знайка и все мои друзья отправляются в космическое путешествие, а меня не Брут. Говорят, что, вдруг, нам инопланетяне встретятся, что-нибудь спросят, а я ничего не знаю и не умею. А я говорю: всё знаю и всё умею. А Знайка хитрый такой, заданий целую кучу задал, а я ничего не пойму. Мне сказали, что только вы сможете мне помочь, ведь вы уже большие стали, очень умные и внимательные.

Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем Незнайке?Давайте посмотрим, какие задания дали Незнайке. (открывает конверт). Вот первое задание (достаёт из конверта геометрические фигуры). Ребята, назовите форму и цвет фигуры. (Дети выполняют задание.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились хорошо. Незнайка, ты всё понял?

Незнайка: Да, спасибо, ребята! Давайте посмотри следующее задание.

Воспитатель: А вот второе задание. Мы поиграем в игру, которая называется "живое-неживое". Если я назову предмет, который относится к живому, вы поднимите круг, а если я назову предмет, который относится к неживому, вы поднимите прямоугольник. (дом, девочка, река, дерево, печка и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, с этим заданием вы тоже очень хорошо справились и помогли Незнайке. А вот последнее задание. Нам надо рассказать русскую народную сказку "Гуси-лебеди", да не просто рассказать, а показать при помощи моделей на фланелеграфе. А модели - это геометрические фигуры. Мы должны заменить персонажей сказки моделями, т.е. геометрическими фигурами. Всё живое мы обозначим кругами, а неживое прямоугольниками. Давайте рассмотрим геометрические фигуры и подумаем, на каких персонажей сказки они похожи.

Дети: Большие белые круги - это мать и отец, средний белый круг - это Алёнушка, маленький белый круг - это Иванушка. Чёрный круг - это Баба-Яга, потому, что она очень чёрная и злая. Серые круги - это Гуси-лебеди.

Яблоню мы обозначим красным кругом, потому, что она живая, а красный круг похож на красное яблочко.

Речка - синий прямоугольник, печка - жёлтый прямоугольник, дом детей - белый прямоугольник, дом Бабы-Яги чёрный прямоугольник.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Всех персонажей сказки вы заменили правильно, а теперь изобразим их и покажем Незнайке, как выглядят герои этой сказки.

Физкультминутка: Дети под музыку изображают летящих птиц, Бабу-Ягу, речку, ветер качает яблоню и т. д.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Незнайка понял, как выглядят герои сказки, а теперь расскажем и покажем сказку при помощи моделей.

К доске выходит ребёнок и начинает рассказывать сказку, сопровождая её показом фигур. Воспитатель благодарит ребёнка и просит следующего продолжить сказку.

Незнайка: Спасибо, вам, ребята! Вы меня многому научили, теперь меня точно возьмут в космическое путешествие. А если мне опять понадобится помощь, можно я к вам приду? Незнайка прощается с детьми.