Самостоятельная работа студентов как способ совершенствования подготовки учителя

Разделы: Общепедагогические технологии


Новые подходы к профессиональной подготовке обозначили необходимость пересмотра содержания образования и создание новых Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

Требование ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, воспитание у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

В психологии самостоятельность рассматривается как мотивационное свойство личности. [1, с.178].

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

Под самостоятельной работой студентов мы понимаем деятельность, направленную на личностное и профессиональное самосовершенствование, осуществляемую в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в её планировании и оценке достижения конкретного результата.

Согласно новой парадигме среднего специального образования, любой начинающий специалист должен обладать опытом творческой деятельности по решению новых проблем и опытом социальной деятельности. Обе составляющих формируются именно в процессе самостоятельной работы.

Исходя из этого, мы предположили, что:

  • создание в педколледже учебно-методических ресурсов и креативной среды;
  • методически правильная организация определенных видов деятельности (как аудиторных, так и внеаудиторных) и управление самостоятельной работы студентов;
  • использование различных форм включения студентов в самостоятельную работу и мер поощрения за её качественное выполнение

– являются условиями формирования самостоятельности студента как важнейшего профессионального качества личности.

Именно в самостоятельной работе в процессе решения педагогических ситуации, возникающих в школьной жизни, актуализируются субъективные позиции и установки студентов, раскрываются личностные смыслы изучаемого материала. Только в самостоятельной работе реализуется главная цель обучения – становление студента субъектом собственной деятельности.

Организация самостоятельной работы в педколледже предполагает направленность на такие формы её проведения, которые являются методически важными для формирования основных функций будущего учителя (конструктивно-планирующей, мотивационно-стимулирующей, коммуникативно-обучающей).

В учебном процессе образовательного учреждения выделяются два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная по дисциплине выполняется на учебных занятиях, под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию;
  • внеаудиторная по дисциплине выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер и учитывают специфику специальности. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

Во время выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультации. Самостоятельная работа осуществляется индивидуально или группами обучающихся на занятиях в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:

  • уровень усвоения учебного материала;
  • уровень умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • уровень сформированности общеучебных умений;
  • уровень умения ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать её [2, с.276].

Преподаватель должен быть уверен в усвоении учебного материала каждым студентом и сознательном выполнении самостоятельной работы.

По различным дисциплинам используются разнообразные формы деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствуют развитию их самостоятельности. Так по дисциплине “Иностранный язык” практикуются следующие виды и формы студентов: составление грамматических таблиц, пересказ текстов, подготовка слайд-презентаций, написание рефератов, выполнение лексико-грамматических упражнений. Практика показывает, что для самостоятельной работы студентов наиболее эффективными являются такие формы заданий, как проекты, презентации, рефераты.

Студенты пишут и защищают курсовые и дипломные проекты, выбирая темы по своим интересам. В процессе написания этих работ они изучают большой объем литературы, используют Интернет-ресурсы, разрабатывают практическую часть. Ведущим средством самостоятельной образовательной деятельности в изучении иностранного языка является чтение. Кроме текстов в учебниках, применяется домашнее чтение по специальности с презентацией прочитанного материала.

По дисциплине ИЗО студентами используются как традиционные, так и современные формы работы:

  • поиск в сети интернет необходимых материалов с записью их на компакт-диск и с последующим использованием на аудиторных занятиях;
  • участие в творческих проектах по новым технологиям;
  • работа по созданию дидактического материала для дистанционного обучения;
  • посещение лекций, семинаров в библиотеках, музеях, сбор изобразительных аналогов по темам учебно-творческих практических заданий;
  • посещение выставок;
  • анализ тенденций развития современного декоративного искусства.

Посещая выставки, студенты выполняют зарисовки образцов; фотографируют работы. Студенты пишут рефераты, курсовые, дипломные работы. Особый эффект дают те задания, в которых обязательно есть самостоятельно выработанное собственное решение в виде эскизного проекта, выполняемого изделия в материале.

По дисциплинам “Педагогика”, “Психология” реализуются такие формы организации деятельности студентов: работа СНО, “круглые столы”, игры “Дебаты”, создание дискуссионного клуба, студенческие научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы творческих работ, игры-соревнования (“Сто к одному”, “Самый умный”, “Психологический КВН”), акции (“Нетерпимость – в урну”, “Скажи суициду – нет!”, “Учимся с психологией вместе”), проекты (“Повышение компетентности родителей по проблемам подросткового суицида”, “Преодоление негативных сторон поведения подростков на примере воровства”, “Как научиться управлять стрессом” и др.)

При условии оптимальной организации самостоятельной работы в педагогическом колледже у студентов формируется важнейшее профессиональное качество личности – самостоятельность. Разнообразие путей, форм и видов организации самостоятельной работы зависят от творческого потенциала самого преподавателя и его желания развить у студентов самостоятельность мышления, деловитость, целеустремленность, предприимчивость и инициативность, то есть стать квалифицированными и конкурентоспособными специалистами.

Литература

  1. Ильин Е.П. “Мотивация и мотивы”, СПб., 2000.
  2. Педагогика и психология среднего профессионального образования: Учебное пособие/ М.В.Буланова-Топоркова, А.В.Духавнева, Н.А.Кулаковская, Г.В.Сучков, И.В.Червоная.;Юж.-Рос. Гос. Техн. Ун-т (НПИ). – Новочеркасск:, 2008.
  3. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2009.