ИКТ для формирования отношения к компьютеру как инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества

Разделы: Химия, Биология, География, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (867 кБ)


Если мы сегодня будем учить так, как это делали вчера, то мы отнимем у наших детей будущее!

Двадцать первый век – век информации. Современный учитель – это профессионал высокого уровня, и осваивая новые стандарты невозможно представить себе учителя, не владеющего ИКТ.

Сегодня каждый знает, что такое  ИНФОРМАЦИЯ, КАК ЕЕ МОЖНО ПЕРЕДАТЬ, А ГЛАВНОЕ ЗАЧЕМ

  1. Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций,  написанных и разработанных для учителей и учителями.
  2. Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
  3. В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).

Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.

Бытует мнение, что  учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам!!!

Многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.

 Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого  должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.

Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.

К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.

Следовательно, выход один – научиться самим!

Важно различать ИКТ-грамотность (компетенции)  и ИКТ-компетентность учителя.

ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).

ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:

(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).

  • Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
  • Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
  • Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
  • Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
  • Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
  • Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
  • Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
  • Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
    • школьная сеть,
    • электронная почта,
    • социальная сеть (Дневник.ру, …),
    • сайт (раздел сайта), и т.д.
  • Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).

Приведу примеры и понятия ИКТ компетентности современного учителя.

  • Информация — это любые сведения, являющиеся предметом сбора, хранения, обработки и передачи для получения информационного продукта или услуги.
  • Технология — это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства.
  • Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или более индивидуумами, разделенными друг от друга в пространстве и во времени.
  • Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – это совокупность методов сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью средств компьютерной техники, а также передачи сообщений между двумя или более индивидуумами, разделенными друг от друга в пространстве и во времени для получения информационного продукта или услуги.

Изучение с помощью компьютера – это технология, предполагающая самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера.

Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения.

Изучение на базе компьютера – это технология, предполагающая использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых. От предыдущей технологии её отличает то, что  возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и  традиционных – учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.). 

Обучение на базе компьютера это технология, предусматривающая всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без).

Компьютерные коммуникации – это технологии, обеспечивающие процесс передачи знаний и обратную связь и, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех выше названных технологий. 

Компетентность – это потенциальная способность человека результативно действовать на основе приобретенного им опыта в определенной сфере деятельности.

ИКТ-компетентность – это потенциальная способность человека осуществлять информационную деятельность для решения профессиональных задач, на основе приобретенного им опыта использования методов сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью средств компьютерной техники, а также передачи сообщений в пространстве и во времени для получения информационного продукта или услуги.

  • Электронный офис (более 20)
  • Документооборот (более 2000)
  • Методическое обеспечение (более 3000)
  • Электронные книги и издания (более 250)
  • Электронные учебники и диски(более 35)
  • Электронные справочники и словари
  • Мультимедийные слайд-шоу к урокам, педсоветам и совещаниям (более 150)
  • ЦОРы к урокам (более 100)
  • Полезные ссылки к урокам(100)
  • Электронные школы (5)
  • Web-ресурсы

Дистанционная работа в / через сети Интернет

Это не только требование времени, но и одно из условий аттестации учителя по новым стандартам.

  1. Курсы ПК «1 сентября»
  2. Курсы ПК «ЦДО «Эйдос»
  3. Конференции
  4. Конкурс «Российско-Американская программа «Учителя-учителям»
  5. Конкурс «Дистанционный учитель года 2010»
  6. Руководитель курса ПК «Как стать конкурентоспособным!»
  7. Заведующая кафедрой естествознания в Центре дистанционного образования «Эйдос» и Институте образования человека.

Использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.

Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.

Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:

  • Не все учителя психологически готовы  к использованию ИКТ в образовательном процессе.
  • Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
  • Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
  • Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).

Особенно популярностью пользуются  Всероссийские эвристические Дистанционные олимпиады по:

  • биологии
  • информатике
  • немецкому языку
  • черчению и рисованию
  • химии и по всем другим предметам.

1. Международная олимпиада по основам наук (1,2,3 этап)

2. Конкурс «Алхимики»

3. Предметная неделя по химии и биологии

В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который

  • сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
  • имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям;
  • умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;
  • интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;
  • методически гибок.

Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!