Если мы сегодня будем учить так, как это делали вчера, то мы отнимем у наших детей будущее!
Двадцать первый век – век информации. Современный учитель – это профессионал высокого уровня, и осваивая новые стандарты невозможно представить себе учителя, не владеющего ИКТ.
Сегодня каждый знает, что такое ИНФОРМАЦИЯ, КАК ЕЕ МОЖНО ПЕРЕДАТЬ, А ГЛАВНОЕ ЗАЧЕМ
- Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.
- Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
- В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Но, к сожалению, приходится признать, что работать на этом оборудовании могут не все, прошедшие подготовку по ИТ.
Бытует мнение, что учителя информатики и сотрудники ИЦ должны помогать учителям-предметникам в подготовке к урокам!!!
Многие учителя-предметники уже поняли преимущества ИКТ, почувствовали необходимость воплощения своих идей в конкретные учебные пособия и разработки, а так же и свою беспомощность, недостаточную компетентность, нехватку знаний и навыков в области ИКТ.
Но, уважаемые коллеги, до тех пор, пока во главу угла мы будем ставить чей-то долг, дело не сдвинется с мертвой точки. Нам никто ничего не должен!
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока.
Пока учитель-предметник не осознает необходимости самостоятельного изучения необходимых ему азов компьютерной грамотности, и не приступит к изучению и применению их, он не научится владеть этим инструментом на должном уровне.
К каждому учителю не приставить специалиста, который будет воплощать его замыслы.
Следовательно, выход один – научиться самим!
Важно различать ИКТ-грамотность (компетенции) и ИКТ-компетентность учителя.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, это умение «нажимать на нужные кнопки», знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет).
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
- Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
- Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
- Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
- Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
- Уметь выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы (Power Point, Flash)) для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса.
- Уметь применять НИТИ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
- Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
- Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
- Уметь грамотно выбирать форму передачи
информации учащимся, родителям, коллегам,
администрации школы:
- школьная сеть,
- электронная почта,
- социальная сеть (Дневник.ру, …),
- сайт (раздел сайта), и т.д.
- Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать учебный процесс (по необходимости).
Приведу примеры и понятия ИКТ компетентности современного учителя.
- Информация — это любые сведения, являющиеся предметом сбора, хранения, обработки и передачи для получения информационного продукта или услуги.
- Технология — это совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства.
- Коммуникация – это процесс обмена информацией между двумя или более индивидуумами, разделенными друг от друга в пространстве и во времени.
- Информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – это совокупность методов сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью средств компьютерной техники, а также передачи сообщений между двумя или более индивидуумами, разделенными друг от друга в пространстве и во времени для получения информационного продукта или услуги.
Изучение с помощью компьютера – это технология, предполагающая самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера.
Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения.
Изучение на базе компьютера – это технология, предполагающая использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых. От предыдущей технологии её отличает то, что возможно использование самых разнообразных технологических средств (в том числе и традиционных – учебников, аудио- и видеозаписей и т.п.).
Обучение на базе компьютера это технология, предусматривающая всевозможные формы передачи знаний обучаемому (с участием педагога и без).
Компьютерные коммуникации – это технологии, обеспечивающие процесс передачи знаний и обратную связь и, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех выше названных технологий.
Компетентность – это потенциальная способность человека результативно действовать на основе приобретенного им опыта в определенной сфере деятельности.
ИКТ-компетентность – это потенциальная способность человека осуществлять информационную деятельность для решения профессиональных задач, на основе приобретенного им опыта использования методов сбора, хранения, обработки и передачи информации с помощью средств компьютерной техники, а также передачи сообщений в пространстве и во времени для получения информационного продукта или услуги.
- Электронный офис (более 20)
- Документооборот (более 2000)
- Методическое обеспечение (более 3000)
- Электронные книги и издания (более 250)
- Электронные учебники и диски(более 35)
- Электронные справочники и словари
- Мультимедийные слайд-шоу к урокам, педсоветам и совещаниям (более 150)
- ЦОРы к урокам (более 100)
- Полезные ссылки к урокам(100)
- Электронные школы (5)
- Web-ресурсы
Дистанционная работа в / через сети Интернет
Это не только требование времени, но и одно из условий аттестации учителя по новым стандартам.
- Курсы ПК «1 сентября»
- Курсы ПК «ЦДО «Эйдос»
- Конференции
- Конкурс «Российско-Американская программа «Учителя-учителям»
- Конкурс «Дистанционный учитель года 2010»
- Руководитель курса ПК «Как стать конкурентоспособным!»
- Заведующая кафедрой естествознания в Центре дистанционного образования «Эйдос» и Институте образования человека.
Использовать ИКТ компоненты можно на уроках любых предметов.
Все дело заключается в целесообразности, наличии соответствующих качественных программ, условиях использования.
Как показывает практика, педагоги не очень активно используют ИКТ на уроках, и это обусловлено целым рядом объективных причин:
- Не все учителя психологически готовы к использованию ИКТ в образовательном процессе.
- Недостаточное количество электронных средств, способных адекватно решать педагогические задачи учителя при изучении конкретной темы.
- Отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.
- Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения (презентаций, электронных учебников, тренажеров и т.д.).
Особенно популярностью пользуются Всероссийские эвристические Дистанционные олимпиады по:
- биологии
- информатике
- немецкому языку
- черчению и рисованию
- химии и по всем другим предметам.
1. Международная олимпиада по основам наук (1,2,3 этап)
2. Конкурс «Алхимики»
3. Предметная неделя по химии и биологии
В материалах международной конференции, проходившей в ноябре 2009г. в Москве и посвященной проблемам внедрения ИТ в образование, отмечалось, что урок с применением компьютера будет эффективнее у того учителя, который
- сохраняет человеческие приоритеты в обучении;
- имеет доброе, доверительное отношение к машине и ее педагогическим возможностям;
- умеет бережно и в то же время смело обращаться с персональным компьютером;
- интеллектуально развит, эрудирован, способен оценивать педагогические возможности компьютерных программ;
- методически гибок.
Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе – не обойтись!