Основы православной культуры. Тема: "Пасха"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать представление уч-ся о значимости религии в жизни народа, познакомить с истоками народных традиций.

Задачи:

  • познакомить с русским православным праздником «Пасха»;
  • воспитывать чувство уважения к народным традициям;
  • развивать эстетическое восприятие к художественным произведениям.

Основные понятия: Воскресение, пост, Светлое Христово Воскресение (Пасха), крестный ход.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, карточки с тестом, раскраски, колокольный звон (запись), фильм «Воскресение».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации.

Учащиеся смогут:

  • давать определение понятиям Иисус, Воскресение, пост, Светлое Христово Воскресение (Пасха), крестный ход;
  • учащиеся узнают о народных традициях, связанных с церковными обрядами, об  истоках сегодняшних традиций;
  • изготавливать пасхальные сувениры и т.п.презентовать свою работу.

Ход урока

I.  Организационно-мотивационный блок.

(Под звон колоколов.)

Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок.
Праздник Пасхи наступает
Торжество нас ожидает.

1. – Какие православные праздники вам известны?

– Какие праздники отмечают в вашей семье?

– Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать, посмотрев на доску. (Ряд картинок на тему «Пасха») (Слайд 1.)

Сердца свободны от страстей…
 Так чудодейственно влияют
 Слова святые на людей!..
 Христос воскрес!..
 О миг священный!..
 О чудо, выше всех чудес,
 Какие были во вселенной!..
 Христос воскрес!
 Христос воскрес!

– Итак, кто даст ответ на вопрос «Как этот праздник называется?»

(ответы детей)

– Верно – это Пасха. (Слайд 2.)

– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

– Найдите в толковом словаре значение слов Пасха и пост.

(Ответы детей)

– Запишите значение этих слов в свои словари.

Воскресение, пост, Светлое Христово Воскресение (Пасха), Крестный ход.

Воскресение – день возобновления жизни. (Слайд 3.)

Пасха – «переход», «избавление», «освобождение». «Пасха – у христиан: весенний праздник воскресения Христа». (Слайд 4.)

Пост – это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.  « У верующих: воздержание на определенный срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию церкви…» (Слайд 5.)

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь – это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. (Слайд 6.)

– Как вы думаете, почему перед Пасхой православные соблюдают сорокодневный пост?

– Что вы представляете, когда говорят о Пасхе?

– А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

– Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия  Христос вернулся к жизни – воскрес.

II. Просмотр в/фильма «Воскресение». (Слайд 7.)

III. Анализ содержания фильма «Воскресение»

– Как в России называют Пасху?

– Что символизирует этот праздник?

– На  какой день, после смерти, воскрес Иисус?

(Показать иллюстрацию распятия Христа) (Слайд 8.)

– На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.) (Слайд 9.)

IV. Информационно-аналитический блок.

1) Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся «Воскресение Христа» (стр.28 – 29). (Слайд 10-15.)

2)  Выборочный пересказ текста (по заданию учителя).

3) Учитель читает отрывки из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

4) Самостоятельное чтение статьи учебника «Русская Пасха»

Осмысление статьи:

– Сопоставьте содержание статьи с отрывком из книги И.С. Шмелёва «Лето Господне».

– Чем статья учебника дополнила ваши представления о Пасхе и представления, возникшие после чтения отрывка из книги Шмелёва?

5) Чтение стихотворения А. Майкова

– Чем близки стихотворение и отрывок из книги «Лето Господне»?

6) Демонстрация картин: Ге «Вестники Воскресения», Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения», Пимоненко «Пасха», Кошелев «Дети катают пасхальные яйца», Мохов «Пасха». (Слайд 16-18.)

V. Мотивационный блок.

1. Групповая работа – Пасхальные игры. (Слайд 19.)

Учитель.

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.

По лотку, установленному с определенным наклоном, скатывали яйцо на одеяло. Каждый спускал яйцо по лотку. Если скатившееся яйцо ударяло яйцо, уже лежащее на одеяле, то это считалось выигрышем. Здесь нужно было уметь направлять движение яйца.

2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, – также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!

4 группа показывает “игру в кучки”. Нужно насыпать не менее двух кучек песка на каждого играющего. Девочка, не участвующая в игре, кладёт яйцо под одну из пар кучек песка. Играющие подходят и указывают на одну из кучек. Выигрывает девочка, угадавшая, где спрятано яйцо.

(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше).

2. Творческая работа учащихся. (Слайд 20.)

– Давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.

(раздаточный материал для самостоятельной работы)  

рис.1

В конце урока организовывается выставка работ учащихся.

VI. Оценочный блок. (Слайд 21-22.)

1) -  Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить тестовые задания.

1. С каким событием связан праздник Пасхи?

  • Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо
  • Христос воскрес из мертвых
  • С весенним праздником мая

2. Почему Христа называют Спасителем?

  • Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
  • Он спас израильтян от власти римлян
  • Он спас людей от глобальных катастроф

3. Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

  • Умерев как человек, Христос принес  Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти
  • Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью
  • Люди поняли, что о смерти не нужно думать

4. Какой день недели называют малой Пасхой?

  • Субботу
  • Понедельник
  • Воскресенье

5. Закончите предложение:

Христос своей смертью победил …

6. Что символизирует яйцо:

  • весь мир    
  • спасение 
  • распятие

7. Что является основными блюдами пасхального стола?

  • яйца, куличи, рыба;
  • яйца, пасха, куличи; 
  • пасха, курица, куличи.

VII. Рефлексивный блок. (Слайд 23).

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я       

не устал / устал

Мое настроение       

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был   

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

(Слайд 24.)

Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес!
Светлее в мире нет Словес –
Воистину Христос Воскрес.

VIII. Задание на дом (на выбор):

1. Подготовиться к сочинению на тему «Праздник Пасха в моей семье».

2. Подготовиться к выполнению задания:

а) Создать небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.