Цели:
Тип: комбинированный урок.
План.
1. Причины объединения Франции.
2. Постепенное территориальное объединение страны.
3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков.
Термины и персоналии: Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, битва при Бувине, Авиньонское пленение, генеральные штаты.
Ход урока
I. Оргмомент
II. Проверка домашего задания
Двухвариантный тест “Могущество католической церкви и Крестовые походы”.
III. Изучение нового материала
Пока крестоносцы участвовали в крестовых походах, пока их внимание было приковано к ярким событиям, приключениям, трагедиям и разочарованиям, в самой Европе наблюдался процесс, может быть, пока еще не такой заметный, но очень важный. Здесь началось образование единых централизованных государств.
Как вы понимаете, что такое централизованное государство?
Процесс образования централизованных государств был не менее интересным, увлекательным и трагичным, чем история крестовых походов. И наше знакомство с этими процессами мы начнем с удивительной страны – Франции.
Что можете сказать о Франции?
В XI веке Франция делилась на ряд крупных феодальных владений: герцогств – Нормандия, Бургундия, Бретань, Аквитания и графств – Анжу, Тулуза, Шампань и т.д. Повсеместно развивалось сельское хозяйство и торговля, росли города. Крупным экономическим и политическим центром становиться город Париж. Но порядка в стране не было.
Как вы думаете почему?
Междоусобные войны, которые вели феодалы, бесспорно, причиняли большой вред стране. Что делать в таких условиях? Поэтому и возникла необходимость в единой сильной власти короля, которая бы остановила эти войны и навела бы порядок в стране. Но как относились разные сословия и категории населения к процессу объединения?
Самостоятельная работа с учебником с. 146–148, заполнить таблицу.
Причины объединения Франции
Кто стремился к объединению Франции? | Почему? | Чем они помогали королю? |
Города и горожане | ||
Мелкие и средние феодалы | ||
духовенство | ||
Кто был противником объединения? | Почему? | Чем они вредили королю? |
Крупные феодалы |
Проверка таблицы.
Причины объединения Франции
Кто стремился к объединению Франции? | Почему? | Чем они помогали королю? |
Города и горожане | - торговать в эпоху феодальной
раздробленности было трудно и невыгодно; - король становился на сторону горожан и давал им грамоты на самоуправление. |
- давали деньги, помогали
оружием, посылали военные отряды для борьбы с
сеньорами; - помогали в управлении королевством, в случае необходимости хранили ключ от казны . |
Мелкие и средние феодалы | - справиться с неповиновением
крестьян могла лишь сильная королевская власть; - король давал защиту от притеснений сеньоров, на службе у короля были большие доходы. |
- служили в войске короля и при его дворе. |
Духовенство | - духовное сословие несло большие потери от междоусобных войн и разбоя рыцарей. | - проповедовало подчинение
королю; - помогало королю деньгами. |
Кто был противником объединения? | Почему? | Чем они вредили королю? |
Крупные феодалы | - дорожили своей политической
самостоятельностью; - были достаточно сильны экономически, чтобы не зависеть от короля. |
- воевали с королем, грабили его земли и земли его вассалов. |
1. Причины объединения Франции
Горожане – торговля во времена феодальной раздробленности была выгодным, но трудным и опасным делом. Товар, упавший на землю, считался добычей ее владельца. В средние века говорили: “Что с возу упало, то пропало”. На суше купцов грабили “благородные” разбойники — рыцари, на море их подстерегали пираты. За проезд через владения феодала, за пользование мостами и переправами приходилось много раз платить пошлины. Чтобы увеличить свои доходы, феодалы порой ставили мосты на сухих местах, требовали плату за пыль, поднимаемую повозками купцов.
В стране не было единой системы мер и весов, единой монеты, что также затрудняло производство и торговлю.
Мелкие и средние феодалы – нуждаясь в деньгах, феодалы постепенно заменяли барщину и продуктовый оброк денежным оброком. В этом случае крестьянин должен был теснее связываться с рынком. Он свободнее распоряжался своим временем и продуктами. Личная зависимость крестьян ослабевала. В то же время крестьяне чаще давали отпор феодалам, уходили в города, организовывали восстания, которые охватывали теперь не отдельные деревни, а целые области. Чтобы справиться с неповиновением крестьян, феодалам нужна была сильная королевская власть.
Мелкие и средние феодалы надеялись получить у короля защиту от притеснений своих сеньоров, а также большие доходы на королевской службе.
Духовенство - церковь несла большие потери от междоусобных войн и разбоя рыцарей.
Крупные феодалы – они более всего дорожили своей политической самостоятельностью. До XII века положение французского короля было крайне затруднительным. Домен (личные владения) Капетингов представлял собой сравнительно небольшую полосу земли по Сене и Луаре, тянувшуюся от Компьеня до Орлеана. Окружавшие его со всех сторон феодальные владения — герцогства Нормандия, Бургундия, Бретань, графство Шампань — превосходили королевский домен по размерам во много раз. Каждое такое владение имело свои законы, своих вассалов, свою монету. Крупные феодалы были “королями” в своих владениях, собирали налоги, вершили суд.
2. Постепенное территориальное объединение страны
Итак, как мы видим у процесса объединения были и противники, но все же большая часть населения была заинтересована в процессе образования централизованного государства с сильной властью. (Работа с картой (стр. 149))
1. Каким цветом на карте обозначены владения короля в начале XII века? Какой город был ее столицей?
2. Каким цветом на карте обозначены владения крупных феодалов?
3. Что вы можете сказать, сравнивая владения короля и владения феодалов?
4. Кто еще владел землей на территории Франции?
5. Исходя из данных карты, скажите, что нужно было сделать для объединения государства?
6. А с чего бы начали вы процесс объединения на месте французского короля?
- Подчинение феодалов.
- Борьба с Англией.
Больших успехов в процессе образования единого государства достиг французский король Филипп II Август (1180-1223). Именно он присоединил к своему домену Нормандию, Мен, Анжу, часть Пуату. Он увеличил свой домен в 5 раз! В 1214 году Филипп II Август в ожесточенной битве при Бувине разгромил своих противников, у англичан во Франции осталась только Аквитания.
Следующий король Людовик IX Святой (1226-1270) уже стал сильнее любого феодала Франции. Он провел реформы, которые действовали на территории всей страны.
1. Судебная реформа – создание верховной судебной палаты;
- Легисты – профессиональные юристы;
- Запрещение судебных поединков;
2. Военная – установление “40 дней короля” - срока, в течении которого феодал, получив объявление о войне от соседа, мог искать защиты от короля;
3. Монетная – введение единой для всей страны монеты;
Французские короли в деле объединения Франции действовали разными средствами. Особенно ярко это можно увидеть из биографии короля Филипп IV Красивый (1285-1314). (Послушайте меня и определите средства, которыми действовал король для объединения страны. Оцените их).
Продолжая дело своих предков, особенно деда, короля Людовика IX Святого, он укреплял королевскую власть, ослабляя политическое могущество крупных феодалов. Новым средством достижения централизации стал подчиненный только монарху аппарат управления, состоящий из людей незнатных и всем ему обязанных.
Король старался расширить территорию страны. Так, в 1294—1299 гг. он вел борьбу за герцогство Аквитанское, которым английские короли владели как вассалы королей французских. Однако это предприятие оказалось неудачным.
В 1284 г. Филипп IV Красивый вступил в брак с Жанной Наваррской, которая принесла в приданое королевство Наварру и графство Шампань.
В стремлении пополнить казну Филипп продавал и сдавал в аренду различные должности, производил насильственные займы у городов, уменьшал количество золота в монете, добавляя в нее медь, за что и получил прозвище “фальшивомонетчик”, а чеканка монеты стала исключительной привилегией государя. Он неоднократно изгонял евреев-ростовщиков из королевства, конфискуя в пользу казны их имущество и беря с них большие суммы за право вернуться в государство.
Филипп пытался ликвидировать контроль папства над церковью во Франции.
Во время его правления обострился конфликт между французским королевством и папами. В 1296 г. папа издал буллу, категорически запрещавшую духовенству платить налоги светским властям. В ответ на это Филипп, нуждавшийся в деньгах, запретил в 1297 г. вывоз из страны золота и серебра, чем лишил папу Бонифация VIII всех церковных сборов и податей, поступавших из Франции. Далее он с отрядом наемников ворвался в замок папы и ударил его по лицу рукой в железной рукавице. Папа от унижения умер. Папы бы вынуждены покинуть Рим и перебраться в город Авиньон. Началось Авиньонское пленение пап (1309-1378).
- Назовите основные средства французских королей в деле объединения страны. Все ли они были честными и законными?
3. Государственное управление во Франции XIII-XIV веков
Но, это были не все средства, которые использовал Филипп IV Красивый. В борьбе с папой он решил опереться на сословия Франции и созвал в 1302 году Генеральные штаты, как сословно-представительный орган. Что же это за орган прочитайте в учебнике на с. 151- 152 п.4 и составьте схему.
Генеральные штаты во Франции
Король
I палата
Духовенство
II палата
Дворянство
III палата
Городские представители по 2 депутата от каждого города. (Бюргеры).
Теперь запишите в тетради, что такое сословная монархия?
Сословная монархия – это государство, в котором…
Выводы.
• В начале XIV века во Франции возникла сословная монархия - централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.
• Франция становится сословной монархией, централизованным государством с недостаточно сильной королевской властью, опирающейся на поддержку представителей сословий.
IV. Закрепление
?! Вопросы и задания:
=> Какие слои населения поддерживали власть короля в борьбе за объединение Франции? Почему?
=> Почему конфликт короля с папой должен был закончиться в пользу Филиппа IV?
=> Какова основная задача Генеральных штатов?
Работа в рабочей тетради с.60
V. Домашнее задание
1. & 17.
2. Рабочая тетрадь с.61 задание 4.