Урок окружающего мира. Тема: "Зима. Покой природы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Место занятия в учебном процессе. Раздел "Времена года"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Ожидаемый результат:

  • устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • стремление к познанию и защите окружающего мира.

Используемые педагогические технологии:

  • Личностно - деятельностного обучения;
  • Информационно - коммуникационных;
  • исследовательской деятельности;
  • коммуникативного обучения;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия).

Методы работы:

  • проблемные;
  • частично - поисковые;
  • объяснительно - иллюстративные;
  • принцип самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Оборудование:

  • учебник;
  • рабочая тетрадь;
  • карточки настроения;
  • презентация "Зима. Покой".
  • 3 словаря русского языка С.И.Ожегова.

Цели:

  • Познакомить учащихся с зимними явлениями, научить отличать признаки зимы.
  • Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: "Зима. Покой природы".

Формируемые УУД:

  • Предметные: умение устанавливать с какими учебными задачами ученик может самостоятельно справиться (зимние явления, признаки зимы; осуществление взаимопроверки выполненного задания; умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (личностные УУД).
  • Межпредметные: умение определять и формировать цель урока с помощью учителя; высказывание своего предположения (версии) на основе работы с учебником; умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; работа по предложенному учителем плану (регулятивные УУД).
  • Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (коммуникативные УУД).
  • Уметь перерабатывать полученную информацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД)

Структура и ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Предметные результаты Формируемые УУД Время
(мин)
1. Мотивация. Проверяет готовность

класса к уроку

Организует рабочее место   Регулятивные УУД (организуют рабочее место) 1
2. Эмоциональный настрой Предлагает послушать музыку П.И. Чайковского “Времена года. Зима. Январь. У камелька.

Задаёт вопрос: “Какое настроение передал нам композитор?”

Слушают музыку.

 

 

Дают ответ

  Личностные

УУД (нравственно- эстетическая

оценка, собственная внутренняя позиция)

Познавательные УУД (извлечение информации)

Коммуникативные УУД (умение вести беседу)

3
3. Актуализация Введение в тему урока. Читает стихотворение Андрея Прокофьева “Всё бело”.

Задаёт вопрос: “Какое настроение передал автор?” Задаёт вопрос : “Что объединяет музыку П.И. Чайковского и стихотворение А. Прокофьева?”

 

 

 

Дают ответы

Осмысливают услышанное, дают ответы

  Познавательные УУД (извлечение информации)

Личностные УУД

Познавательные УУД (сравнивать предметы, находить общее)

3
4. Выявление места и причины (постановка проблемы) Задаёт вопрос: “О чём же мы сегодня будем говорить?” Предлагает отгадать загадки, подводит к точной теме урока. Предлагает прочитать по учебнику. Формулирует тему урока

Читает тему урока в учебнике

Использование в речи понятия “покой” Познавательные УУД (ориентироваться в учебнике, словаре) 2
5. Построение выхода из затруднения Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе.

Вопрос: “Чем будем заниматься на уроке?”

Обобщает:

а) будем изучать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных

б) познакомимся с зимними явлениями

в) научимся отличать признаки зим

Ставит цели и задачи урока, планирует деятельность Использование в речи терминов и понятий “похолодание”, “зимние явления”  

 

 

 

 

Регулятивные УУД (в сотрудничестве учитывается последовательность изучения)

10
6. Реализация проекта а) работа в группе по раздаточному материалу 1. Обводят зимние месяцы, комментируют свой выбор.

2. Читают, находят ответ на вопрос, соединяют

Анализ и синтез, нахождение общей мысли Личностные

УУД (выдвижение собственных мыслей, исходя из внутренней позиции, самооценка), коммуникативные УУД (сотрудничество с товарищем), регулятивные УУД (сличение работы с заданием – эталоном и восстановление изменения)

Личностные

УУД (выдвижение собственных мыслей)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать)

Личностные

УУД (нравственно –эстетическая

оценка)

Познавательные УУД (извлечение информации)

15
б) организует самостоятельную работу с учебником индивидуально (стр.85)

в) работа с рассказом “Летят снежные пушинки” В.Архангельского – чтение по 2-3 предложения учащимися. Вопрос: “Что запомнили об образовании снежинок?”

Самостоятельно читают, осмысливают, дают ответ

По опорным словам рассказывают об образовании снежинок

Самостоятельное построение своих суждений

Использование в речи терминов и понятий – шесть лучей; тончайшая пластина, кристаллики льда, водяной пар

 
7. Физкультминутка

Мы снежинки

Мы пушинки (руки в сторону)

Покружиться мы не прочь (кружатся)

Мы снежинки, балеринки (встать на цыпочки)

Мы танцуем день и ночь

(кружатся)

Встанем вместе мы в кружок (встают , руки тянут вперёд, в стороны. Получается снежок.

Налетел ветерок

И умчался весь снежок (побежали по классу)

Предлагает тематическую физкультминутку Выполняют упражнения по смыслу текста и предлагаемым движениям вместе с учителем     4
8. Первичное закрепление Организует индивидуальную работу с учебником

Обведите правильную снежинку и объясните свой выбор

 

Выполняют работу

 

Виды снежинок (шесть лепестков, шесть лучей)

Познавательные УУД (извлечение информации) Личностные

УУД (нравственно –эстетическая оценка)

1
9. Включение в систему знаний Творческая работа по теме урока, по рядам, используя учебники Выполняют работу, делают вывод Работа с усвоенными терминами и понятиями Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли)

Регулятивные УУД

3
10. Рефлексия Продолжи предложение:
  • Мне было интересно...
  • Мне было трудно...
  • Сегодня я узнал...
  • Я научился...
  • У меня настроение...
Продолжают предложение   Личностные УУД

Коммуникативные УУД (умение точно и полно выражать свои мысли)

3

Методическая литература.

  1. Барышева Ю.А. Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. "Я и мир вокруг". 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.:Баласс, 2011
  2. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. М. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". Я и мир вокруг для 1-го класса. - М:Баласс, 2011
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. "Окружающий мир". Учебник для 1-го класса, "Я и мир вокруг" в 2-х частях. Часть 1.-М: Баласс, 2011.
  4. Дьячкова Г.Т. "Окружающий мир" 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года".- Волгоград: Учитель, 2011.
  5. Дьячкова Г.Т. "Окружающий мир" 2-4 классы: олимпиадные задания.
  6. -Волгоград: Учитель, 2010.
  7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  8. Шорыгина Т.А. "Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы". Развитие речи. Москва, 2010.