Урок русского языка по теме "Слова-синонимы". 2-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 2


Пояснительная записка.

Система учебников “Начальная школа XXIвека”. Учебник “Русский язык: 2 кл. 2ч.” Иванов С.В., Евдокимова А.О.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цели урока: Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия “синонимы” и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • Логически вывести алгоритм определения слова - синоним, дать понятие “слова - синоним” на основе знаний детей, наблюдать за сходством и различием слов - синонимов;
  • Развивать умение находить слова – синонимы среди других слов, развивать мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
  • Воспитывать аккуратность, прилежание, стремление хорошо учиться.
  • Привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, чувства взаимовыручки.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
  • Регулятивные: планирование,целеполагание, корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование: на уроке используется мультимедийный проектор, презентация для иллюстрации некоторых упражнений и материалы электронного образовательного ресурса: “О чём говорят синонимы”, “Определение синонимов”, “Роль синонимов” раздаточный материал.

Методы обучения: системно деятельностный подход.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная работа.

Вид обучения: проблемный.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
1. Организационный этап. Мобилизация внимания. Самоопределение к деятельности.

Слайд

Взаимное приветствие:

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним улыбнёмся и поприветствуем.

Друзья мои, я очень рада
Войдя в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?

- Ребята, вы хотите узнать, чем интересным мы будем заниматься на уроке? Попробуйте определить задания на уроке. А подсказкой вам послужит следующий слайд.

Девиз:

Урок будет интересен и приносит радость, тогда, когда мы мыслить и дружно работать будем вместе. Сегодня мы будем ...... работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.

Желаю вам на уроке удачи, а тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие

- ключ, перо, “КУНЯ” (надпись на доске)

- Сегодня мы будем говорить о том, как устроен наш язык (“КУНЯ”), откроем “Тайну языка” (ключ), познакомимся с новым словарными словами (перо), (АБ) – из истории языка.

Девиз: Не страшны нам любые испытания, Вперёд друзья откроем новые знания!

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу.

2. Каллиграфическая минутка

(исп. Слайд - 4

- Прежде чем приступать к письму разомнем пальчики.

На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали,

Покрутили, покружили
Потянули, потянули
(вверх) И открыли!

Открыли тетради, записали:

15 февраля.

Классная работа.

- У доски по карточкам работают 4 ученика.

Давайте поработаем над красотой письменной речи. Вспомним каллиграфическое написание строчной буквы Сс.

3 слайд. Элементы букв

Назовите элементы.(полуовал, )

Письмо буквы.

Дайте характеристику буквы .(обозначает 2 звука [с], [с], согласный, звонкий парный) Назовите пару.(з-с)

(не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
(покрутить сцепленными пальцами),

(расцепить пальцы, развести руки в стороны)

К-1 Раскрыть скобки

(В) летелел (в ) окно, (за) бежал, (за) дом.

К-2 В каком слове пишется суффикс “ёнок”, “онок” или “ик”, “ек”.

Волч..нок листоч..к

Ут..нок глаз..к

Индюш..нок лист..к

К-3 Разбери слова по составу:

Рыбка, переход, бесполезный.

К-4 Какое имя прилагательное не подходит подходит к существительному сон?

Крепкий, сладкий, кислый, чуткий.

Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
3. Подведение к теме. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. НАЗОВИТЕ ОДНИМ СЛОВОМ: 1.Как называется холодная зимняя погода, холода, стужа?

Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз) (мороз) Пишу на доске слова “мороз”.

2. Совокупность предметов (из ткани, меха, которыми покрывают тело человека? “одежда”.

3. Молодые люди, парни (употребляется также в обращение.) Приятели, свои люди. “ребята” - Что вы можете сказать об этих словах? Докажите.

- Проверяем работу учеников на доске

- Назовите правило, над которым работали.

- (Записывают в тетрадь слова “мороз” и “одежда”, “ребята”)..

 

 

К-1 Правописание предлогов и приставок.

К-2 Правописание суффиксов.

К-3 Разбор слова по составу

К-4 Определение части речи

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов.

Личностные: применять правиладелового сотрудничества

4. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.

Слайд -8

 

 

Слайд - 9- 10 -11

Что такое текст? Что ещё знаете?

Открыли учебник на стр. 42. /Прочитайте рублику “Давай подумаем” /

- Какие возникли затруднения?

- Вам понравился этот текст?

- Что портит этот текст?

- Сегодня мы узнаем, как называются слова, близкие по значению и оттенки его значения.

Тема урока: СИНОНИМЫ. Подчеркните название новой для нас темы.

Какую цель перед собой поставим?

Хочу УЗНАТЬ

Будем УЧИТЬСЯ

МОГУ работать

- Откройте учебник на стр. 42, прочитайте материал рубрики “Тайна языка”.

ПРАВИЛА

 

 

(Повторяющееся слово “РЕБЯТА”.)

Проблема

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ деятельность учащихся

Что такое синонимы?

Для чего нужны синонимы?

Подбирать синонимы?

Употреблять их речи.

Различать схожесть и различие...

Активно, получать удовольствие от труда.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

5. Построение проекта выхода из затруднения.

Новая тема.

Использование на экране ЭОР “Роль синонима”

(исп. Слайд – 12 -13 - 14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз

(исп. Слайд – 15—18)

- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов?

- Давайте попробуем исправить этот текст, используя слова для справок.

Ребята, ребятки, ребячий, ребятушки.

Ребята, дети, малыши, детвора

- Посмотрите на экран, выделите в услышанном материале роль синонимов.

Обратить внимание на значок “ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКА”

Синонимы.

Близкие по значению.

Отвечают на один и тот же вопрос.

“Называют одно и тоже по- разному”.

Значение не всегда совпадает, разлучается оттенками и значением.

- Как мы это определили?

(Необходимо заменить слово “РЕБЯТА” близкими по значению словами - синонимами.)

(однокорен)

(Синонимы)

Читают, называют

- близкие по значению

- отвечают на один и тот же вопрос;

 

 

 

 

ВЫВОД

 

Алгоритм

1. Прочитать текст.

2.Найти или подобрать синонимы.

3.Применить определение (правило).

4.Сделать вывод

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование;

Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

 

 

Чтение алгоритм.

6. Первичное закрепление. Работа в учебнике.

Исп. Слайд 19 - (иллюстрации к упр. 2 на стр. 43 учебника)

 

(на стр. 44 учебника)

(исп. Слайд – 20 -21)

- Рассмотри картинки. Назовите слова обозначающее действие на рисунке, (используя слова погасить - потушить – выключить – затушить.)

Вывод:

- Как можно назвать эти слова?

- Что объединяет слова?

- Чем они различаются?

 

- Понаблюдай за употреблением синонимов в речи.

Приятелей много – а друга нет.

Вывод:

определение

СИНОНИМЫ

Близкие по значению.

Значения не всегда совпадают, различаются оттенками значения.

Свечи задувают,

Свет погасить,

Утюг выключить,

Пожар потушить

ОБЪЕДИНЯЮТСЯ близостью, схожестью значения

РАЗЛИЧАЮТСЯ

не могут одинаково сочетаться с другими словами, так как называют только сходство, но не одинаковые действия

Значения слов-синонимовне всегда совпадают. Часто синонимы различаются оттенками значений

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Физминутка Чтобы лучше нам размяться

будем глубже наклоняться. Наклоняемся вперед, а потом наоборот.

Вот еще одно заданье - выполняем приседанья. Не ленитесь приседайте. 1-2-3-4-5.

Мы шагаем дружно, бодро, но пора закончить отдых. Ротик снова на замок. Продолжается урок

Выполняют задания, стараясь повторить.  
7. Введение нового материала в систему знаний. - Словесное обобщение по теме “Синонимы”

- Распределение на группы, поручение членам группы.

- Выполнения задания...

Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

8. Самостоятельная работа в группах с взаимопроверкой. (дифференцированная по уровню сложности, На слайде 4 слова по вариантам)

(исп. Слайд – 22-29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Вновь у нас физкультминутка”

Разделитесь на 4группы (по человек).

- К -1. Имя существительное

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам: Темнота, отметка, дом, школа.

Здание, весна, оценка, сумерки.

Какие слова "лишние"? Почему?

К-2.Имя прилагательное.

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами , близкие по значению словам: Скорый, аккуратный, трудолюбивый.

Работящий, быстрый, опрятный, ленивый, медленный.

Какие слова "лишние"? Почему?

К- 3. Глаголы

Задание. Из данного списка выпиши слова составив парами, близкие по значению словам: Сказать, спешить, прыгать. Читать, мыть, говорить, скакать, торопиться.

Какие слова "лишние"? Почему?

4 группа Составляет синквейн по теме урока..

Вновь у нас физкультминутка,
Повернулись, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать и читать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка

Самостоятельная работа.

 

Ученики рассказывают о возникших затруднениях.

- Что слова обозначают?

- Какой частью речи являются?

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству

9. Самостоятельная работа (индивидуально ТЕСТ)

(исп. Слайд -30 -32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра

Проверка усвоения нового материала. Самостоятельная работа.

1.Найди пары синонимов. Поставь

приятель воин

солдат друг

шагать горе

красный идти

печаль труд

работа алый

2.Напиши, каких зверей так называют?

Косой - __________; косолапый - __________;

серый - __________; сохатый - _____________.

3.Допиши предложения:

Слова, которые имеют два или несколько значений называются______________________.

Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и имеющие близкое значение называются ______________________.

- Для чего нужны синонимы? Вывод:

“Кто больше подберёт слов близких по значению?”

-

У кого все ответы выбраны верно – поставьте себе “5”.

У кого четыре правильных ответа – поставьте “4”.

 

 

 

 

 

Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

Личностные: применять правила делового сотрудничества

Познавательные: преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

10. Pекомендации по выполнению домашнего задания дифференцированного характера. Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал параграфа “Синонимы”;

2) выполнить упражнение (по усмотрению учителя);

3) индивидуальное задание: написать любой синонимическим ряд слов.

Рассматривают упражнения, изучают задание. – в упр. 3 слова, составить и записать предложения. Регулятивные: контроль, коррекция;

Личностные: самоопределение.

11. Рефлексия деятельности. Итог урока.

2-3 мин.

- - Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие слова называются синонимами?

- Что такое синонимический ряд?

- Был ли для вас урок полезным? Почему?

- Испытывали ли вы трудности? Что вам помогло с ними справиться?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. Регулятивные:анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос “что я не знаю и не умею?”).

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

Презентация.